ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-8191/17 от 28.06.2017 Московского городского суда (город Москва)

Судья Бабенкова Т.Л.                                                                    Дело № 7-8191/17

РЕШЕНИЕ

28 июня 2017 года                                                                                         Москва

Судья Московского городского суда Васильев А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе законного представителя ООО «****» Д**** на постановление судьи Хорошевского районного суда Москвы от 15.05.2017, которым ООО «****» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.15.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

13 апреля 2017 года ведущим контролером Государственной инспекции пробирного надзора по Москве и Московской области ФКУ Пробирная палата России составлен протокол об административном правонарушении в отношении ООО «***» по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, дело передано на рассмотрение в Хорошевский районный суд Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.

Законный представитель ООО «***» обратился в суд с жалобой на постановление судьи, в которой ставит вопрос о его отмене и квалификации действий ООО «****» по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ.

В судебное заседание законный представитель ООО «***» не явился, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения жалобы, об отложении не просил, защитника не направил, считаю возможным рассмотреть дело в соответствии с п.3 ст.25.4 КоАП РФ.  

Изучив материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, не нахожу оснований для  отмены постановления судьи.

Как установлено судом первой инстанции, в период с 08.04.2016 по 31.12.2016 ООО «***» (Москва, ул. ***) не представило сведения в Росфинмониторинг о передаче имущества в нарушение подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в части организации и осуществления внутреннего контроля, повлекшее не предоставление в уполномоченный  орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, в установленный законом срок.

Факт совершения административного правонарушения и вина ООО «***» подтверждаются доказательствами, которые в совокупности никаких сомнений в своей допустимости и достоверности не вызывают: запросом ФКУ Пробирная палата России от 23.03.2017; ответом МРУ Росфинмониторинга от 28.03.2017 на запрос административного органа; протоколом об административном правонарушении от 13.04.2017; актами приема-передач по договорам комиссии с ООО «****», ООО «****», Правилами внутреннего контроля, отчетами по результатам проверок, сводной таблицей по сделкам, выписками из лицевого счета, иными, имеющимися в деле, объективными письменными документами.

Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, уполномоченным должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, оснований не имеется, в связи с чем судья правильно признал их допустимыми доказательствами и положил в основу обжалуемого постановления.  

Фактические обстоятельства в жалобе не оспариваются, вопросов о признании доказательств недопустимыми в ней не ставится.

В соответствии с подп.7 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны, в том числе: документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, следующие сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами: вид операции и основания ее совершения; дату совершения операции с денежными средствами или иным имуществом, а также сумму, на которую она совершена; сведения, необходимые для идентификации физического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом (данные паспорта или другого документа, удостоверяющего личность), данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес его места жительства или места пребывания; наименование, идентификационный номер налогоплательщика, государственный регистрационный номер, место государственной регистрации и адрес местонахождения юридического лица, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом; сведения, необходимые для идентификации физического или юридического лица, по поручению и от имени которого совершается операция с денежными средствами или иным имуществом, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации представителя физического или юридического лица, поверенного, агента, комиссионера, доверительного управляющего, совершающего операцию с денежными средствами или иным имуществом от имени, или в интересах, или за счет другого лица в силу полномочия, основанного на доверенности, договоре, законе либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления, данные миграционной карты, документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения соответственно представителя физического или юридического лица; сведения, необходимые для идентификации получателя по операции с денежными средствами или иным имуществом и (или) его представителя, в том числе данные миграционной карты и документа, подтверждающего право иностранного гражданина или лица без гражданства на пребывание (проживание) в Российской Федерации, идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии), адрес места жительства или местонахождения получателя и (или) его представителя, если это предусмотрено правилами совершения соответствующей операции.

Из актов приема-передачи по договорам, подлежащим обязательному контролю, следует, что Общество нарушало сроки предоставления сведений в Росфинмониторинг (уполномоченный орган).

Административная ответственность по ч.1 ст.15.27 КоАП РФ наступает за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 2-4 настоящей статьи.

Административная ответственность по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ предусмотрена за действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие непредставление в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, и (или) представление в уполномоченный орган недостоверных сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, а равно непредставление сведений об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, за исключением случаев, предусмотренных ч.1.1 настоящей статьи, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до шестидесяти суток.

Из анализа указанных правовых норм и фактических обстоятельств дела следует, что ООО «***» своевременно не представило в уполномоченный орган сведения об операциях, подлежащих обязательному контролю, в связи с чем правомерно привлечено к административной ответственности по ч.2 ст.15.27 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на агентские договора с ООО «***» и ООО «***», по которым агент (ООО «****), в зависимости от условий сделки, может (но не обязан) представлять сведения в Росфинмониторинг и такая обязанность у ООО «****» отсутствует, не может быть принята во внимание, так как обязанность организации, осуществляющий операции с денежными средствами или иным имуществом, документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее трех рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения по подлежащим обязательному контролю операциям с денежными средствами или иным имуществом, совершаемым их клиентами, прямо предусмотрена действующим федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», и не может быть поставлена в зависимость от того или иного заключенного гражданско-правового договора.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что ООО «****» приняты все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства, а именно подп.4 п.1 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Судом установлено, что возможность для соблюдения правил и норм действующего законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, у ООО «***» имелась, доказательства принятия организацией всех зависящих от него мер по соблюдению названных выше требований не представлены. Данный факт свидетельствует о наличии вины в действиях ООО «***».

Довод жалобы о том, что действия (бездействие) Общества подлежат квалификации по части 1 этой же статьи, подлежит отклонению, так как часть 1 ст.15.27 КоАП РФ предусматривает ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю.

В соответствии с п.14 Постановления Пленума ВС РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях» от 24 марта 2005 года № 5, срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Согласно ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма составляет один год.

Данное административное правонарушение является длящимся, срок давности привлечения к административной ответственности за его совершение исчисляется со дня его обнаружения.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание ООО «****» назначено в пределах санкции ч.2 ст.15.27  КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3,5, 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, данных о юридическом лице, характера совершённого правонарушения, является справедливым. Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным или полагать наказание излишне суровым не имеется.

Нарушения норм материального и процессуального права, влекущие отмену обжалуемого постановления, отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

постановление судьи Хорошевского районного суда Москвы от 15 мая 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.15.27 КоАП РФ, в отношении ООО «*****», оставить без изменения, жалобу законного представителя Д***** без удовлетворения.

Судья Московского городского суда                                                             Васильев А.Г.