ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-81/2022 от 30.03.2022 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 7-81/2022 судья Карбанович Д.В.

69RS0009-01-2022-000013-88

Р Е Ш Е Н И Е

г. Тверь 30 марта 2022 года

Судья Тверского областного суда Каширская Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Зубцовского районного суда Тверской области от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении главы муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Зубцовского районного суда Тверской области от 24 февраля 2022 года глава муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год.

В жалобе, поданной в Тверской областной суд, ФИО1 просит постановление судьи районного суда отменить. Указывает на то, что у прокурора отсутствовали полномочия на возбуждение дела об административном правонарушении по ст. 7.32.5 КоАП РФ. Кроме того, постановление о возбуждении дела не содержит указания на место и время совершения административного правонарушения. Ссылаясь на положения Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 24 Устава Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области, п. 1 ч. 1 ст. 2 Закона Тверской области от 15 июля 2015 года № 76-ЗО «Об отдельных вопросах связанных с осуществлением полномочий лиц, замещающих муниципальные должности в Тверской области» считает, что глава Погорельского сельского поселения не замещает должность муниципальной службы, поэтому к нему не может применяться наказание в виде дисквалификации, в связи с чем дело должно было быть рассмотрено мировым судьей.

Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, выслушав ФИО1 и его защитника Меладзе Д.А., поддержавших доводы жалобы, прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Тверской области Обихода И.Д., возражавшего против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, - влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 настоящей статьи, должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Из материалов дела следует, что ФИО1 является главой муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области и в его должностные обязанности входит соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации и органов государственной власти Тверской области, иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение.

В рамках Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственный и муниципальных нужд»:

1) 11 января 2021 года между администрацией Погорельского сельского поселения, в лице главы МО «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района ФИО1 (заказчик), и ООО «Аксиома» заключен договор на компьютерное обслуживание .

В установленные договором сроки (п. 4.2) оплата заказчиком предоставленных услуг (не позднее 12 июля 2021 года и 11 октября 2021 года) произведена не была. Оплата по договору произведена платежным поручением от 25 октября 2021 года.

2) 03 февраля 2021 года между МКУК «Центральный сельский Дом культуры» МО Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области и ИП ФИО2 заключен договор о поставке запчастей и шин. Стоимость услуг составила 2020 рублей (п. 4.1 договора).

В установленный договором срок (п. 4.3) оплата заказчиком предоставленных услуг (не позднее 22 марта 2021 года) произведена не была. Оплата по договору произведена платёжным поручением от 15 ноября 2021 года.

3) 15 февраля 2021 года между администрацией Погорельского сельского поселения, в лице главы МО «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района ФИО1 (заказчик), и ООО «Аксиома» заключен договор поставки.

В установленный договором срок (п. 3.3) оплата заказчиком предоставленных услуг (не позднее 04 марта 2021 года) произведена не была. Оплата по договору произведена платёжным поручением от 27 августа 2021 года.

4) 15 февраля 2021 года между администрацией Погорельского сельского поселения, в лице главы МО «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района ФИО1 (заказчик), и ООО «Скантер» заключен договор на заправку картриджей, ремонт и техобслуживание оргтехники.

В установленный договором срок (п. 3.1) оплата заказчиком поставленного товара (не позднее 30 апреля 2021 года) произведена не была. Оплата по договору произведена платежным поручением от 23 ноября 2021 года.

5) 25 февраля 2021 года между МКУК «Центральный сельский Дом культуры» МО Погорельское сельское поселение Зубцовского района Тверской области и ООО «Аксиома» заключен контракт на оказание услуг (по обновлению 1С отчетность). Стоимость услуг составила 4900 рублей (п. 2.1 договора).

В установленный договором срок (п. 2.2) оплата заказчиком предоставленных услуг (не позднее 04 марта 2021 года) произведена не была. Оплата по договору произведена платежным поручением от 15 ноября 2021 года.

6) 27 апреля 2021 года между администрацией Погорельского сельского поселения, в лице главы МО «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района ФИО1 (заказчик), и МУ АТП «Зубцовавтотранс» заключен договор на предоставление услуг автогидроподъемника (автовышки). Стоимость услуг составила 6495 рублей. (п. 3.3 договора).

В установленный договором срок (п. 3.4) оплата заказчиком предоставленных услуг (не позднее 11 мая 2021 года) произведена не была. Оплата по договору произведена платежным поручением от 15 ноября 2021 года.

7) 04 мая 2021 года между администрацией Погорельского сельского поселения, в лице главы МО «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района ФИО1 (заказчик), и ИП ФИО3 заключен договор возмездного оказания услуг н гравировку фамилий и инициалов павших воинов на мраморной плите. Стоимость услуг составила 3090 рублей. (п. 2.2 договора).

В установленный договором срок (п. 2.3) оплата заказчиком предоставленных услуг (не позднее 25 мая 2021 года) произведена не была. Оплата по договору произведена платёжным поручением от 15 ноября 2021 года.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения 12 января 2022 года прокурором Зубцовского района Ивасенко Д.Н. постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении главы муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области ФИО1 с назначением наказания в виде дисквалификации сроком на 1 год.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, оценив совокупность доказательств в их взаимосвязи, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях главы муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ.

Вместе с тем, при принятии решения судьей первой инстанции не было учтено следующее.

В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с законом Тверской области от 09 ноября 2007 года «О регулировании отдельных вопросов муниципальной службы в Тверской области» реестр должностей муниципальной службы в Тверской области к высшей должности муниципальной службы в местной администрации относит - Главу местной администрации, работающего по контракту (Приложение 1 к закону Тверской области от 09 ноября 2007 года Реестр должностей муниципальной службы в Тверской области, раздел 1). Должности муниципальной службы для обеспечения исполнения полномочий главы муниципального образования, возглавляющего местную администрацию, должности муниципальной службы в местной администрации – Глава местной администрации, работающий по контракту.

Положения нормативных актов разграничивают понятия «глава муниципального образования» и «глава администрации муниципального образования».

Так, глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования, наделенным уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава администрации муниципального образования - высшая должность муниципальной службы, осуществляет руководство исполнительно-распорядительным органом (администрацией) муниципального образования.

Уставом муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области, принятым решением Совета депутатов Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области от 29 января 2018 года , определена структура органов местного самоуправления поселения.

Глава сельского поселения является высшим должностным лицом поселения и наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрация Погорельского сельского поселения Зубцовского района Тверской области – исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, администрацией поселения руководит глава поселения, возглавляющий администрацию сельского поселения.

Согласно части 1 статьи 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.

Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.

В рассматриваемом случае дело об административном правонарушении возбуждено, и постановление о признании виновным в совершении административного правонарушения вынесено в отношении главы муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области, как муниципального служащего.

При этом оставлено без внимания, что решением Совета депутатов муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области от 29 декабря 2017 года ФИО1 избран главой муниципального образования «Погорельское сельского поселения» Зубцовского района Тверской области.

С учетом вышеизложенного, являясь главой муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области ФИО1 не замещает должность муниципальной службы (по контракту), и потому в силу статьи 3.11 КоАП РФ ему не могло быть назначено административное наказание в виде дисквалификации.

При таких обстоятельствах дело рассмотрено судьей районного суда с нарушением правил подсудности.

Так, по общему правилу дела об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, подведомственные судьям судов общей юрисдикции, рассматривают мировые судьи. Подсудность дел мировым судьям определяется путем исключения категорий дел, отнесенных к компетенции судей районных судов, военных судов и арбитражных судов (подпункт «г» пункта 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ установлено, что дела об административных правонарушениях, которые указаны в частях 1 и 2 данной статьи, влекущих дисквалификацию лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы, рассматриваются судьями районных судов.

Таким образом, указанные в данной норме дела об административных правонарушениях, влекущих дисквалификацию, подлежат рассмотрению судьями районных судов только в отношении лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы, должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, должности муниципальной службы.

На момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении, ФИО1 не являлся муниципальным служащим (по контракту), поэтому к перечисленным в части 3 статьи 23.1 КоАП РФ должностям не относился, и потому рассмотрение данного дела было подсудно мировому судье, а не судье районного суда.

Разрешение дела с нарушением правил подсудности не отвечает и требованию справедливого правосудия, поскольку суд, не уполномоченный на рассмотрение того или иного конкретного дела, не является, по смыслу части 1 статьи 46 и части 1 статьи 47 Конституции Российской Федерации, законным судом, а принятые в результате такого рассмотрения судебные акты не обеспечивают гарантии прав и свобод в сфере правосудия.

Согласно правовой позиции, приведенной в определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июля 2007 года № 623-О-П и от 15 января 2009 года № 144-О-П, решение, принятое с нарушением правил подсудности, не может быть признано правильным, поскольку оно вопреки части 1 статьи 47 и части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации принимается судом, не уполномоченным в силу закона на рассмотрение данного дела, что является существенным (фундаментальным) нарушением, влияющим на исход дела и искажающим саму суть правосудия.

В соответствии с требованиями пункта 5 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае установления, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности.

Согласно материалам дела местом совершения административного правонарушения является <адрес>, что относиться к территориальной подсудности мирового судьи судебного участка № 16 Зубцовского района Тверской области.

При таких обстоятельствах, постановление судьи районного суда подлежит отмене, а дело направлению на рассмотрение по подведомственности мировому судье судебного участка № 16 Зубцовского района Тверской области, поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ, по настоящему делу не истек.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Зубцовского районного суда Тверской области от 24 февраля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.32.5 КоАП РФ, в отношении главы муниципального образования «Погорельское сельское поселение» Зубцовского района Тверской области ФИО1 отменить.

Дело направить мировому судье судебного участка № 16 Зубцовского района Тверской области для рассмотрения по подведомственности.

Судья Е.А. Каширская