ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-823/2016 от 27.07.2016 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

судья - Мельникова Т.Л.

РЕШЕНИЕ

г. Ханты-Мансийск дело № 7-823/2016 27 июля 2016 года

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Толстогузов А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 апреля 2016 года, которым постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО - Югры ФИО2 *** от *** по делу об административном правонарушении о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 - без удовлетворения,

установил:

Постановлением заместителя руководителя Службы контроля ХМАО - Югры ФИО2 *** от *** должностное лицо – директор Департамента муниципальной собственности администрации Советского района ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, ФИО1 обратился в Советский районный суд с жалобой, в которой просил отменить указанное постановление.

Вышеуказанным решением Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 апреля 2016 года постановление заместителя руководителя Службы контроля ХМАО - Югры ФИО2 - оставлено без изменения.

В жалобе и дополнительных жалобах ФИО1 просит отменить решение суда и постановление должностного лица Службы контроля ХМАО-Югры, производство по делу прекратить, мотивируя жалобы тем, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, вина в совершении правонарушения не доказана материалами дела; строительная готовность дома подтверждается уполномоченным органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство, а в данном случае это администрация городского поселения Советский, так как Управление архитектуры и градостроительства администрации города Советского не является органом местного самоуправления, а кроме того, до *** Управление не обладало полномочиями по выдаче справок о степени строительной готовности дома. Такие полномочия представлены лишь с *** путем внесения изменений в Положение об Управлении архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Советский; исполнителем Муниципальной программы по обеспечению жильем жителей Советского района, является Управление архитектуры и градостроительства администрация Советского района, а не администрации городского поселения Советский; он не мог и не должен был усомниться в информации, изложенной в справке, подписанной главой городского поселения Советский; Программой по обеспечению жильем жителей ХМАО-Югры не запрещается заключать контракты на участие в долевом строительстве в строящихся жилых домах с процентом строительной готовности менее 70 %, так как требование о соответствующем проценте готовности дома применяется только тогда, когда осуществляется расходование бюджетных средств, а не их предоставление муниципалитетам; он не мог обнаружить недостоверность сведений, указанных в справке о готовности дома, что исключает субъективную сторону в его действиях на совершение правонарушения; все контракты по приобретению квартир в многоквартирном доме были заключены фактически одномоментно, квартиры были приобретены в одном жилом доме, то есть одним действием были совершены все правонарушения. В связи с чем, все дела по факту приобретения квартир в доме подлежат объединению в одно производство; должностное лицо департамента муниципальной собственности не может выступать субъектом правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, так как департаменту муниципальной собственности доводятся не субсидии, а средства местного бюджета в виде бюджетных ассигнований.

В судебное заседание ФИО1 не явился, о времени и месте его проведения был извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела в суд не направил.

В соответствии с частью 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело может быть рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрении дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Оснований для признания обязательным присутствия ФИО1, не имеется.

В связи с чем, судья считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие ФИО1 в порядке ч.2 ст.25.1 КоАП РФ.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда. Решение суда является законным и обоснованным, основано на верном толковании норм права.

Вина ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ, в полном объеме подтверждается доказательствами, подробный анализ которым дан в решении суда.

Признав исследованные доказательства достаточными, и оценив их в совокупности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в действиях ФИО1 усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.3 КоАП РФ.

Все выводы судьи должным образом мотивированы.

Наказание ФИО1 назначено минимальное, в соответствии с требованиями закона, с учетом всех обстоятельств дела, в пределах санкции статьи. В связи с чем, не имеется законных оснований для снижения назначенного наказания.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении ФИО1 допущено не было.

Доводы жалобы о необходимости переоценки доказательств, являются необоснованными, так как все доказательства судом оценены верно, всем имеющимся доказательствам дана необходимая оценка.

Доводы, аналогичные доводам рассматриваемой жалобы, ФИО1 заявлял при рассмотрении дела в суде первой инстанции. Указанным доводам судом дана надлежащая мотивированная оценка в решении суда. Оснований сомневаться в правильности выводов суда первой инстанции, не имеется.

Доводы жалобы удовлетворению не подлежат как необоснованные.

В соответствии со ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса влечет административную ответственность.

Объектом указанного правонарушения являются бюджетные правоотношения, связанные с предоставлением межбюджетных трансфертов.

Объективную сторону данного правонарушения составляет нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим межбюджетные трансферты, и (или) финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем), получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, условий их предоставления.

Исходя из положений статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты - средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

Судом установлено, что Муниципальному образованию Советский район была предоставлена субсидия из бюджета Автономного округа на софинансирование реализации муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Советского района на 2014-2016 годы», утвержденной постановлением администрации Советского района от ******.

Пункт 8 Порядка № 7 раздела 4 «Механизм реализации программы» подпрограммы III «Содействие развитию жилищного строительства» Программы № 408, утвержденной постановлением Правительства ХМАО - Югры от 09.10.2013, предусматривает, что субсидии используются на приобретение жилых помещений в завершенных строительством домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1 года, предшествующего текущему году, или в строящихся многоквартирных домах, в случае, если их строительная готовность составляет не менее чем 70% от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов.

При этом указанным же пунктом Порядка предусмотрено, что строительная готовность должна быть подтверждена уполномоченным органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.

Аналогичные положения содержатся в п. 5.1.1 Муниципальной программы ***.

В соответствии с п. 10 Порядка *** субсидии на реализацию программ муниципальных образований используются по направлениям и в порядке, содержащихся в программах муниципальных образований округа.

Согласно паспорту муниципальной программы *** Департамент муниципальной собственности *** является её исполнителем и в соответствии с ч. 2 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, как главный распорядитель бюджетных средств, обеспечивает соблюдение получателями межбюджетных трансфертов условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

В рамках реализации муниципальной программы *** директором Департамента муниципальной собственности ФИО1 *** заключен муниципальный контракт *** участия в долевом строительстве жилого помещения в многоквартирном доме, по условиям которого застройщик (муниципальный фонд развития жилищного строительства «Жилище») обязуется построить одну благоустроенную ***х комнатную квартиру общей площадью *** кв.м. в строящемся доме по адресу: *** (1 этап строительства) жилой *** стоимостью *** рублей и передать её в эксплуатацию не позднее ***.

Департамент перечислил застройщику аванс в размере *** рублей, то есть 90% от стоимости контракта за счет средств субсидии, предоставленной из бюджета округа, что подтверждается платежным поручением *** от ***.

Разрешение на строительство вышеуказанного жилого дома выдано *** Управлением архитектуры и градостроительства администрации г.п.Советский.

Соответственно, в силу п. 8 Порядка *** для подтверждения процента строительной готовности жилого дома необходимы сведения, исходящие от Управления архитектуры и градостроительства администрации г.п.Советский.

В соответствии со справкой Управления архитектуры и градостроительства администрации г.п.Советский степень готовности жилого *** границах улиц *** по состоянию на *** составляла 30,8%.

Таким образом, директором Департамента муниципальной собственности Советского района *** фактически заключен муниципальный контракт в нарушение п.8 Порядка *** раздела *** подпрограммы III Программы ***, а также п.п. 5.1.1 п. 5 раздела 5 Муниципальной программы 3266, поскольку строительная готовность жилого дома на день подписания контракта составляла менее 70% от предусмотренной проектной документацией готовности данного дома. Тогда как предоставление в Департамент строительства округа муниципальных контрактов, соответствующих закону, является одним из условий формирования заявки на перечисление субсидии.

Справка застройщика от *** о степени строительной готовности жилого *** границах улиц *** - 70% не может быть принята во внимание, поскольку застройщик не является органом, выдавшим разрешение на строительство.

Доводы жалобы ФИО1 о том, что во время заключения контракта он руководствовался справкой, выданной от имени главы г.п.Советский, согласно которой строительная готовность дома была не менее 70%, в связи с чем умысла заключать контракт в нарушение Порядка предоставления субсидий он не имел, являются несостоятельными, так как на момент проверки Службой контроля ХМАО-Югры данная справка не была предоставлена в Службу контроля ХМАО-Югры, в связи с чем, является ненадлежащим доказательством по делу.

Кроме того, источник получения указанной справки не известен (отсутствует сопроводительное письмо, либо исходящий номер, либо входящий номер департамента, подтверждающий получения указанной справки), дата поступления справки в Департамент также не известна, на справке отсутствует подпись второго должностного лица - представителя Управления архитектуры и градостроительства администрации г.п.Советский.

Кроме того, требование Порядка *** о предоставлении сведений о степени строительной готовности жилого дома именно от органа, выдавшего разрешение на строительство обосновано прежде всего тем, что только данный орган (Управление архитектуры и градостроительства) выдает разрешение на строительство и впоследствии выдает разрешение на ввод объекта в эксплуатацию в соответствии со ст. 55 Градостроительного кодекса РФ, то есть делает вывод о соответствии построенного объекта проектной документации.

Иные доводы жалобы также являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Пунктом 4 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка.

Действительно Управление архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Советский не является органом местного самоуправления в силу статьи 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава городского поселения Советский.

Вместе с тем, застройка квартала в г.п. Советский в границах *** (1 этап строительства), жилой *** производилась на основании разрешения на строительство ***, выданного *** Управлением архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Советский, подписанного и.о. начальника управления К..

Управление архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Советский является структурным подразделением администрации городского поселения Советский, на которое возлагается выполнение задач по: разработке градостроительной политики и осуществление градостроительных мероприятий, направленных на решение текущих и перспективных задач комплексного социально-экономического развития городского поселения Советский, повышение архитектурно- планировочных и архитектурно-художественных качеств застройки поселения в целях создания полноценной среды жизнедеятельности населения; обеспечению органов государственной власти, органов местного самоуправления, физических и юридических лиц достоверными сведениями для осуществления градостроительной деятельности.

Для выполнения указанных задач на Управление архитектуры и градостроительства администрации городского поселения Советский возложены функции: на выдачу разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию; на осуществление контроля над использованием по назначению городских территорий с пресечением фактов самовольного строительства; ведет систематизированный свод документированных сведений о развитии территории городского поселения, об его застройке, о земельных участках, об объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений; рассмотрение жалоб, заявлений и обращений граждан, юридических лиц в пределах предоставленных полномочий.

Правила и условия обеспечения мерой государственной поддержки автономного округа в виде субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) на софинансирование реализации программ муниципальных образований автономного округа установлены в порядке 7 «Порядок предоставления субсидий из бюджета автономного округа бюджетам муниципальных образований автономного округа для приобретения жилья» раздела 4 «Механизм реализации программы» подпрограммы III «Содействие развитию жилищного строительства» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в 2014- 2020 годах», утверждённой постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от ******-п.

В соответствии с пунктом 8 Порядка *** муниципальными образованиями автономного округа субсидии используются на приобретение жилых помещений в завершенных строительством домах, введенных в эксплуатацию не ранее 1 года, предшествующего текущему году, или в строящихся многоквартирных домах, в случае если их строительная готовность составляет не менее чем 70 процентов (для населенных пунктов численностью до 5000 человек - не менее чем 50 процентов) от предусмотренной проектной документацией готовности таких многоквартирных домов.

В указанном пункте Порядка *** также установлено, что строительная готовность соответствующего дома подтверждается уполномоченным органом местного самоуправления, выдавшим разрешение на строительство.

В пункте 5.1.1 пункта 5 раздела 5 «Механизм реализации Программ» Муниципальной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей *** на 2015-2017 годы», утверждённой постановлением администрации Советского района от ****** установлено требование аналогичное пункту 8 Порядка ***.

Одними из условий предоставления субсидий является использование муниципальными образованиями автономного округа субсидии на приобретение жилых помещений в строящихся многоквартирных домах, в случае если их строительная готовность составляет не менее чем 70 процентов (пункт 8 Порядка ***).

В соответствии с паспортом Муниципальной программы № 3958 Департамент является её исполнителем, до которого в последующем финансово-экономическим управлением администрации Советского района доведены лимиты бюджетных обязательств (бюджетные ассигнования).

Департамент в соответствии со статьей 158 БК РФ, как главный распорядитель бюджетных средств - субсидий, обеспечивает: результативность, адресность и целевой характер использования бюджетных средств, в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств; соблюдение получателями межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также иных субсидий и бюджетных инвестиций, определенных настоящим Кодексом, условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

ФИО1 как руководитель главного распорядителя бюджетных средств мог и должен был предвидеть возможность наступления вредных последствий своих действий.

Однако при осуществлении закупки жилого помещения необходимые меры для соблюдения условий предоставления субсидий (в том числе включение в аукционную документацию требования к застройщику о наличии строительной готовности при заключении контракта и (или) для оплаты по контракту), ФИО1 приняты не были.

В соответствии с пунктом 7 Порядка № 7 перечисление субсидий муниципальным образованиям автономного округа осуществляется Департаментом финансов автономного округа на основании заявки Департамента строительства автономного округа при наличии заключенного муниципальным образованием автономного округа с Департаментом строительства автономного округа соглашения о предоставлении субсидии. Для формирования заявки на перечисление субсидии органы местного самоуправления представляют в Департамент строительства автономного округа копии муниципальных контрактов, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Использование субсидии на приобретение жилых помещений в строящихся домах возможно осуществить только посредством заключения муниципального контракта на долевое участие в строительстве, а обязанность по соблюдению условий предоставления субсидии можно выполнить только при включении в контракт условий, соответствующих, либо не противоречащих им.

Правонарушение, вменяемое ФИО1, совершено до предоставления субсидии, поскольку для формирования Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры заявки на перечисление субсидии органы местного самоуправления представляют в Департамент строительства автономного округа копии муниципальных контрактов. Соответственно получить субсидию на приобретение жилого помещения в строящемся доме возможно только после заключения муниципального контракта на долевое участие в строительстве, а обязанность по соблюдению условий предоставления субсидии можно выполнить только при включении в контракт условий, соответствующих, либо не противоречащих им.

В рассматриваемом случае использование субсидии с нарушением условий ее предоставления осуществлено Департаментом посредством заключения муниципального контракта участия в долевом строительстве жилого помещения в многоквартирном доме на условиях, противоречащих условиям предоставления межбюджетного трансферта (не позволяющих их соблюсти).

Доводы жалобы о том, что понятия условия предоставления и условия расходования трансфертов имеют разное правовое значение, не влияют на правильность выводов должностного лица при рассмотрении дела, поскольку для формирования заявки в Департамент строительства округа органы местного самоуправления предоставляют копии муниципальных контрактов. Приобретение жилого помещения осуществляется, в том числе, путем заключения договора участия в долевом строительстве. Соответственно, получить субсидию на приобретение жилого помещения в строящемся доме можно только путем заключения контракта на долевое участие в строительстве, а условия предоставления субсидии выполнимы только при включении в контракт соответствующих условий.

Вменяемое ФИО1 правонарушение, предусмотренное ст. 15.15.3 КоАП РФ, было совершено не одномоментно и не одним действием. Каждое правонарушение было совершено путем подписания отдельных контрактов на приобретение квартир в жилом доме. Контрактов было заключено несколько, на отдельные жилые помещения, а не в целом на жилой дом. Каждая квартира (либо несколько приобретаемых квартир) по контракту является отдельным предметом контракта.

В связи с чем, заключение каждого отдельного контракта составляет отдельный состав правонарушения и оснований для объединения дел в одно производство, в связи с этим, не имеется.

При таком положении основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ, суд,

решил:

Решение Советского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 25 апреля 2016 года в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов

Копия верна

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры А.В. Толстогузов