ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-826/2021 от 01.12.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Жукова В.В. 7-826/2021

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 на решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2,

установил:

Постановлением № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-105/5 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее – инспектор Росприроднадзора) ФИО1 от 28.06.2021 исполнительный директор АО «Кавминкурортресурсы» (далее – АО «КМКР») ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 20000 рублей (далее – постановление от 28.06.2021).

Решением судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28.09.2021 указанное постановление от 28.06.2021 изменено, признаны незаконными и подлежащими исключению выводы о том, что исполнительным директором АО «КМКР» ФИО2 допущены следующие нарушения:

Не приобщён в установленном порядке к лицензии СТВ 01248 МЭ, горноотводный акт от 09.10.2018 № 26-3500-00016, что является нарушением пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с умствующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Жалоба должностного лица - исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 удовлетворена.

В остальной части постановление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-105/5 от 28.06.2021 и представление № 26в-21-011-2021-в/А/Ф-105/6 от 28.06.2021 оставлены без изменения (далее – решение судьи от 28.09.2021).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 считает решение судьи от 28.09.2021 незаконным и необоснованным, вынесенным с существенными нарушениями административного законодательства и приводит доводы, аналогичные изложенным в постановлении от 28.06.2021.

Просит решение судьи от 28.09.2021 отменить, постановление от 28.06.2021 оставить без изменения.

В письменных возражениях на жалобу исполнительный директор АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 просит отказать в удовлетворении жалобы.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения судьи от 28.09.2021 в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав представителей Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1, ФИО3, поддержавших и просивших удовлетворить жалобу, выслушав мнение представителя исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 – ФИО4, возражавшего против удовлетворения жалобы, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Обязанность доказывания вины лежит на административном органе, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Согласно положениям ст. 11 Федерального закона № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее – Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, которая является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах, в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией.

Лицензия включает установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами (ч. 1).

Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора (ч. 3).

Согласно ст. 12 Закона о недрах лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать, в частности, данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи полезных ископаемых, а также попутных полезных ископаемых (при наличии), указание собственника добытого полезного ископаемого, а также попутных полезных ископаемых (при наличии).

В силу п. 10 ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как предусмотрено абз. 1 ст. 23.2 Закона о недрах, разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технического водоснабжения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.

При этом согласно ч. 2 данной статьи технические проекты и вносимые в них изменения до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр, а в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.

Положение о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 г. № 118 (далее – Положение № 118).

Добыча подземных вод разрешается в соответствии с требованиями условий лицензионного соглашения.

Пунктом 2 Положения № 118 определено, что подготовка проектной документации заключается в разработке обоснованных технических и технологических решений, обеспечивающих выполнение условий пользования участком недр, рациональное комплексное использование и охрану недр, а также выполнение требований законодательства Российской Федерации о недрах.

Проектная документация, за исключением технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, до утверждения пользователем недр подлежит согласованию с комиссией, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию или его соответствующим территориальным органом (п. 5 Положения).

В состав комиссии, создаваемой Федеральным агентством по недропользованию, включаются представители Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

В состав комиссии, создаваемой территориальным органом Федерального агентства по недропользованию, включаются представители территориальных органов Федерального агентства по недропользованию, Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также представители органов исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области охраны окружающей среды (п. 6 Положения № 118).

Комиссия осуществляет согласование проектной документации в отношении следующих видов полезных ископаемых: при пользовании недрами для разведки и добычи, а также для геологического изучения, разведки и добычи минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод, осуществляемых по совмещенной лицензии – проект опытно-промышленной разработки месторождения (участка), технологическая схема разработки месторождения (участка) и проект разработки месторождения (участка) (п. 8 Положения № 118).

В соответствии с установленным Положением № 118 порядком, в настоящее время согласование проектной документации комиссией является завершающим этапом ее согласования.

Подпунктом "в" пункта 16 Положения № 118, рассмотрение проектной документации осуществляется только при представлении определенного комплекта документов, включающего, в том числе, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, копий заключений государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экологической экспертизы и экспертизы промышленной безопасности. В соответствии с п. 24 Положения, проектная документация, прошедшая согласование с комиссией, утверждается пользователем недр.

Согласно п. 13 Постановления Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 г. № 71 (действовавшего до 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 06.08.2020 г. № 1192) технические проекты на пользование участками недр и дополнения к ним, согласуемые органами Госгортехнадзора России, могут состоять из проектов строительства и эксплуатации подземных сооружений, технико-экономических обоснований, технологических схем, проектов разработки (опытно-промышленной разработки, пробной эксплуатации, реконструкции, ликвидации, консервации) и обустройства месторождений полезных ископаемых, проектов и технологических схем переработки минерального сырья, проектов производства маркшейдерских и геологических работ, иной проектной документации на пользование участками недр и соответствующих технических заданий на проектирование.

Правила охраны недр при составлении технологических схем разработки месторождений минеральных вод, утвержденные Постановлением Госгортехнадзора РФ от 01.12.1999 г. № 88, действовали до 01.01.2021 в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 г. № 1496.

Требования к структуре технологических схем и проектов разработки месторождений (участков) минеральных, теплоэнергетических и промышленных подземных вод описаны в главе II Приказа Минприроды РФ от 27.10.2010 г. № 463 «Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений подземных вод».

Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Из материалов дела следует, что инспектором Росприроднадзора ФИО1 в отношении исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 составлен протокол № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-105/1 от 24.05.2021 об административном правонарушении (далее – протокол от 24.05.2021) и вынесено постановление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-105/5 от 28.06.2021 о назначении административного наказания, которым указанное должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и подвергнуто административному штрафу в размере 20000 рублей.

Из постановления от 28.06.2021 следует, что во исполнение поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации ФИО5 от 02.03.2021 № ЮТ-П47-147 с Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проведена внеплановая выездная проверка в отношении АО «КМКР», осуществляющего деятельность в регионе Кавказских Минеральных Вод.

Согласно Уставу АО «КМКР» (новая редакция), утверждённому решением общего собрания акционеров АО «КМКР» от 29.03.2017 (протокол № 137 от 29.03.2017), зарегистрированного Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 26.04.2017, высшим органом управления Общества является Общее собрание акционеров. Совет директоров Общества осуществляет общее руководство деятельностью. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества.

По решению Общего собрания акционеров, полномочия единоличного исполнительного органа Общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации). В соответствии с договором от 25.12.2020 о передаче полномочий единоличного исполнительного органа АО «КМКР», реализация всех полномочий единоличного исполнительного органа АО «КМКР» осуществляется Управляющей компанией АО «Корпорация развития Северного Кавказа».

На основании должностных инструкций исполнительный директор АО «КМКР» ФИО2 осуществляет руководство подразделениями Общества через подчиненных ему руководителей соответствующих подразделений, осуществляет планирование, контроль и координацию, деятельности Общества в соответствии с программами и бюджету, применяя лучшие практики в сфере недропользования, обеспечивает соблюдение законности в деятельности Общества и осуществлении ее хозяйственно-экономических связей.

По результатам проведения проверки, должностным лицом установлено, что исполнительным директором АО «МРСК» ФИО2 допущено несоблюдение требований законодательства о недрах при эксплуатации Тамбуканского месторождения, а именно:

не приобщён в установленном порядке к лицензии СТВ 01248 МЭ, горноотводный акт от 09.10.2018 №26-3500-00016, что является нарушением пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018;

не обеспечено заключение дополнительного соглашения к лицензии в части уровней добычи лечебной грязи Тамбуканского месторождения, что является нарушением пункта 3.2.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018;

отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018;

не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018;

отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018:

технологическая схема не соответствует структуре, форме и содержанию: в проектной документации отсутствуют мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Лицензия на пользование недрами СТВ 01248 МЭ зарегистрирована в Департаменте по недропользованию по Северо-Кавказскому федеральному округу 29.05.2018, сроком действия до 01.01.2035.

Технологическая схема разработки Тамбуканского месторождения лечебной грязи согласована начальником отдела горного надзора и охраны недр Управления Ставропольского округа по технологическому и экологическому надзору России 12.11.2007.

АО «КМКР» включён в лицензию в качестве её неотъемлемой составной части горноотводный акт от 30.04.2015 № 339, при этом АО «КМКР» в рамках проверки представлен горноотводный акт от 09.10.2018 № 26-3500-00016, в соответствии с которым Кавказским управлением Ростехнадзора согласованы планы развития горных работ на 2019-2020 года в границах Тамбуканского месторождения.

Данный акт в установленном порядке не включён в лицензию СТВ 01248 МЭ в качестве её неотъемлемой составной части, что является нарушением п. 3.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Вместе с тем, Технологическая схема разработки Тамбуканского вождения в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами в установленном порядке согласование и утверждение Комиссией не проходила.

Вышеуказанная Технологическая схема не соответствует структуре, форме и содержанию: в проектной документации отсутствуют мероприятия по рациональному использованию и охране недр, по обеспечению требований в области охраны окружающей среды и обеспечении экологической безопасности при пользовании недрами, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Месторождение лечебной грязи озера Тамбукан расположено на границе двух субъектов Российской Федерации: Ставропольского края и Кабардино-Балкарской Республики, в 12 километрах юго-восточнее города Пятигорска.

Строение грязевой залежи Тамбуканского месторождения представляет собой сложное трёхслойное распределение мощностью от 0,0 до 1,2 метра, в том числе: грязь интенсивно чёрного цвета, мягкая, верхний слой разжиженный, засоренность запах H2S (мощность 0,0 - 0,4 метра); грязь черного цвета, мягкопластичная, однородная, засоренность 1 (редкие кристаллы мелкого гипса), слабый запах H2S (мощность 0,4-0,6 метра); грязь тёмно-серого цвета местами с прослоями чёрного, иная, засоренность 0, слабый запах H2S (мощность 0,6-1,0 метра); глина серая (стально-серая), вязкопластичная, без запаха (мощность 1,0-1,2 метра). Лечебная грязь, используемая для бальнеологических процедур, представляет собой однородную смесь этих слоев, при этом недостаточная плотность и избыточная влажность верхнего слоя компенсируется противоположными качествами нижнего слоя. Процесс смешения грязи начинается при её добыче с использованием многоковшевой землечерпалки, продолжается при погрузочно-разгрузочных работах и завершается в грязелечебнице при подготовке к лечебному использованию.

Технологической схемой разработки Тамбуканского месторождения установлена необходимость периодического бурения скважин на всю мощность озерной толщи осадков до 5-8 метров, в целях определения глубины, затронутой процессом распреснения грязевого раствора.

Документация, свидетельствующая о бурении АО «КМКР» скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков отсутствует, что является нарушением Технологической схемы разработки месторождения, в том числе пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (Приложение № 1 к лицензии СТВ 01248 МЭ).

Согласно Технологической схеме для поддержания процесса формирования лечебной грязи на озере Тамбукан и сохранения её лечебных свойств необходимо создать оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоёме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ.

Вместе с тем, АО «КМКР» не организованы и не осуществляются мероприятия, обеспечивающие оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоёме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ АО «КМКР» отсутствуют, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (приложение № 1 к лицензии СТВ 01248 МЭ).

В соответствии с разделом 6 Технологической схемы «Действующая система разработки месторождения лечебных грязей» современный объём грязедобычи составляет около 1500 м3 ежегодно. Разработка залежи осуществляется механизированным способом при помощи малогабаритной землечерпальной машины МЗМ-2. Плавучий снаряд оборудован многочерпаковым грунтозабором с электроприводом. Из черпаков грязь сбрасывается в приёмный бункер, из которого она по ленточному транспортеру подаётся в баржу, пришвартованную к левому борту снаряда. Баржи с добытой грязью причаливают к пирсу, на котором установлен гидравлический грейферный погрузчик марки ПЭ-08Б.

В соответствии с представленными данными учёта добычи лечебных грязей нa Тамбуканском месторождении, добыча лечебной грязи составила: 2018 год - 1279,0 м3, 2019 год - 1407,7 м3, 2020 - 587,5 м3.

Согласно разделу 8 Технологической схемы «Состав и методика контрольных наблюдений» в пределах горного отвода необходимо продолжать контроль состояния рапы озера и лечебной грязи по специальной программе мониторинга месторождения, составляемой в соответствии с действующими нормативными документами и утверждаемой в установленном порядке. Кроме этого, необходимо проводить геолого-маркшейдерский контроль добычи лечебной грязи в соответствии с инструкцией по производству маркшейдерских работ с учётом дополнений и изменений к ней (РДН 07-282-99).

АО «КМКР» не разработана и не утверждена программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (Приложение № 1 к лицензии СТВ 01248 МЭ).

В соответствии с пунктом 3.2.2. приложение 1 к лицензии на пользование недрами «Условия пользования недрами» установлено, что вопрос, об уровне добычи, начиная с 2006 года будет решён дополнительным соглашением между сторонами после получения результатов государственной экспертизы геологических материалов в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых.

АО «КМКР» не обеспечено заключение дополнительного соглашения к лицензии на пользование недрами в части уровней добычи лечебной грязи Тамбуканского месторождения, что является нарушением пункта 3.2.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (приложение № 1 лицензии СТВ 01248 МЭ), пункт 3.2 приложения № 1 к лицензии является существенным условием пользования недрами).

На основании должностных инструкций исполнительный директор АО «КМКР» ФИО2 осуществляет руководство подразделениями Общества подчиненных ему руководителей соответствующих подразделений, осуществляет планирование, контроль и координацию, деятельности Общества в соответствии с программами и бюджету, применяя лучшие практики в сфере пользования, обеспечивает соблюдение законности в деятельности Общества и осуществлении её хозяйственно-экономических связей.

На основании изложенного должностным лицом - исполнительным директором АО «КМКР» ФИО2 допущено нарушение требований: ст. 7, п. 2, п. 10 ч. 2 ст. 22, ст. 23.2 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», Постановления Правительства РФ от 03.03.2010 г. № 118 «Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами».

Должностное лицо - исполнительный директор АО «КМКР» ФИО2 при исполнении своих должностных обязанностей допустил пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами СТВ 01248 МЭ.

Изменяя состоявшееся по делу постановление, судья городского суда согласился с доводами жалобы исполнительного директора АО «КМКР» ФИО2 об исключении из постановления следующих нарушений, вменённых в вину указанного должностного лица:

Не приобщён в установленном порядке к лицензии СТВ 01248 МЭ, горноотводный акт от 09.10.2018 № 26-3500-00016, что является нарушением пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Отсутствует документация, свидетельствующая о бурении скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Не обеспечена разработка мероприятий, предусматривающих оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоеме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Отсутствует программа мониторинга месторождения в соответствии с умствующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

В остальной части постановление № 26в-21-001-2021-в/А/Ф-105/5 от 28.06.2021 и представление № 26в-21-011-2021-в/А/Ф-105/6 от 28.06.2021 оставлены без изменения.

Указанные выводы судьи городского суда нахожу преждевременными, основанными на неверном применении и толковании норм материального права, неверной оценке представленных доказательств, не основанными на полном, всестороннем и объективном рассмотрении дела.

Так, в ходе рассмотрения судом первой инстанции дела по жалобе на постановление от 28.06.2021 представитель административного органа последовательно утверждал нижеследующее.

АО «КМКР» включён в лицензию в качестве её неотъемлемой составной части горноотводный акт от 30.04.2015 № 339, при этом АО «КМКР» в рамках проверки представлен горноотводныи акт от 09.10.2018 № 26-3500-00016, в соответствии с которым Кавказским управлением Ростехнадзора согласованы планы развития горных работ на 2019-2020 года в границах Тамбуканского месторождения. Данный акт в установленном порядке не включён в лицензию СТВ 01248 МЭ в качестве её неотъемлемой составной части, что является нарушением п. 3.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018.

Ссылаясь на правовую позицию, выраженную в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2020 г. № 15АП-425/20, указал, что предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточнённые границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве её неотъемлемой составной части.

Также указал, что непроведение работ по бурению скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков нарушает требования Технологической схемы разработки месторождения, документация, свидетельствующая о бурении АО «КМКР» скважин в акватории озера Тамбукан на всю мощность озерной толщи осадков, отсутствует, что является нарушением Технологической схемы разработки месторождения, в том числе пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (Приложение № 1 к лицензии СТВ 01248 МЭ).

АО «КМКР» не организованы и не осуществляются мероприятия, обеспечивающие оптимальные экологические условия, такие как оптимальная минерализация рапы, постоянный уровень воды в водоёме, сохранение анаэробных условий деструкции органических веществ, что является нарушением пункта 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (приложение № 1 к лицензии СТВ 01248 МЭ).

АО «КМКР» не разработана и не утверждена программа мониторинга месторождения в соответствии с действующими нормативными документами, что является нарушением пунктов 4.1.9, 4.2 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01248 МЭ от 29.05.2018 (Приложение № 1 к лицензии СТВ 01248 МЭ).

Аналогичные довод приведены и в рассматриваемой жалобе на решение судьи от 28.09.2021.

Указанные доводы представителя административного орган, безусловно, заслуживали внимания и нуждались в дополнительной проверке. Однако судом первой инстанции не дано должной правовой оценки вышеуказанным обстоятельствам.

Изложенное свидетельствует о том, что безусловный вывод судьи городского суда об изменении состоявшегося по делу постановления и исключении из него выводов о допущенных ФИО2 вышеуказанных нарушений, преждевременен, сделан в нарушение требований ст. 24.1 КоАП РФ, предусматривающей всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, поэтому не может быть признан законным и обоснованным.

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

С учётом вышеизложенного, считаю необходимым решение судьи от 28.09.2021 отменить, а дело об административном правонарушении - направить на новое рассмотрение в Ессентукский городской суд Ставропольского края, поскольку предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ не истёк.

Судье городского суда надлежит учесть изложенное в настоящем решении, всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении, в зависимости от установленного, вынести решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 удовлетворить частично.

Решение судьи Ессентукского городского суда Ставропольского края от 28.09.2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении исполнительного директора АО «Кавминкурортресурсы» ФИО2 отменить.

Материалы дела направить на новое судебное рассмотрение в Ессентукский городской суд Ставропольского края в ином составе суда.

Судья

Ставропольского краевого суда ФИО6