Судья Аранов И.О. дело № 7-829/2019
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 6 сентября 2019 года
Судья Астраханского областного суда Сорокина О.А.,
при секретаре: Мариненко Я.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «ЭКОЦЕНТР» на решение Лиманского районного суда Астраханской области от 5 августа 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «ЭКОЦЕНТР»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя начальника ЦАФАПОДД ГИБДД УМВД России по Астраханской области от 25 декабря 2018 года № 18810130181225021770 ООО «ЭКОЦЕНТР» привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Лиманского районного суда Астраханской области от 5 августа 2019 года указанное постановление административного органа в отношении ООО «ЭКОЦЕНТР» изменено, действия ООО «ЭКОЦЕНТР» переквалифицированы на часть 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначен административный штраф в размере 50000 рублей.
В жалобе, поданной в Астраханский областной суд, защитник ООО «ЭКОЦЕНТР» ставит вопрос об отмене актов, вынесенных в отношении общества, ссылаясь на их незаконность.
Доложив дело и жалобу, исследовав материалы дела, дополнительно представленные и истребованные по инициативе суда второй инстанции доказательства, суд второй инстанции приходит к выводу об оставлении обжалуемого судебного акта без изменения.
Как следует из материалов дела, 25 октября 2018 года в 12.21 по адресу: Лиманский район, автомобильная дорога «Подъезд к селу Оля от автодороги Астрахань-Махачкала» 0+200 км» транспортное средство марки МК 3452-13 на шасси МАЗ 5337Х2, государственный регистрационный знак <данные изъяты>, собственником (владельцем) которого является ООО «ЭКОЦЕНТР», в нарушение пункта 23.5 Правил дорожного движения, статьи 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ двигалось с превышением нагрузки на ось № 2 на 7% (10,7т при предельно допустимой 10 т), с превышением ширины ТС на 6 см (общая ширина ТС 261 см при предельно допустимой 255 см), без специального разрешения.
Действия ООО «ЭКОЦЕНТР» квалифицированы административным органом по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях как движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства с превышением допустимых габаритов транспортного средства на величину не более 10 сантиметров без специального разрешения, либо с превышением габаритов, указанных в специальном разрешении, на величину не более 10 сантиметров, либо с превышением допустимой массы транспортного средства или допустимой нагрузки на ось транспортного средства на величину более 2, но не более 10 процентов без специального разрешения, либо с превышением массы транспортного средства или нагрузки на ось транспортного средства, указанных в специальном разрешении, на величину более 2, но не более 10 процентов.
Проверяя законность постановления административного органа, судья районного суда правомерно указал, что при квалификации действий ООО «ЭКОЦЕНТР» по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административный орган не учел особенности перевозки тяжеловесным транспортом делимых и неделимых грузов.
Действующее правовое регулирование, в частности, положения статьи 31 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, Правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, предусматривают, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесных и крупногабаритных транспортных средств может осуществляться только на основании специальных разрешений, выдаваемых в установленном порядке.
За движение тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства по автомобильным дорогам с нарушением установленных правил без специального разрешения частями 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вместе с тем, в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми; осуществлять движение по автомобильным дорогам на крупногабаритных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, за исключением осуществляющих движение на основании специальных разрешений крупногабаритных транспортных средств, габариты которых превышают допустимые габариты не более чем на два процента.
При этом пункт 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, регламентирует, что размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую массу транспортного средства, предусмотренную приложением № 1 к Правилам, нагрузка на ось транспортного средства с таким грузом не превышала допустимую нагрузку на ось транспортного средства, предусмотренную приложением № 2 к Правилам, а габариты транспортного средства с таким грузом не превышали предельно допустимые габариты транспортного средства, предусмотренные приложением № 3 к Правилам.
Установленные пунктом 75 Правил особенности перевозки (размещения) отдельных видов грузов на транспортном средстве обусловлены необходимостью соблюдения запрета пользователям автомобильными дорогами осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, предусмотренного пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Требование о необходимости соблюдения допустимых осевых нагрузок в отношении тяжеловесного груза соответствует понятию «тяжеловесное транспортное средство», предусмотренному пунктом 17 статьи 3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Иначе говоря, действующее правовое регулирование предусматривает обязанность пользователя автомобильными дорогами распределить делимый груз на транспортном средстве таким образом, чтобы общая масса транспортного средства и осевые нагрузки не превышали предельных значений, предусмотренных приложениями к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Если пользователь автомобильными дорогами не выполнил указанное выше законодательное требование, в результате чего допустил превышение предельных значений общей массы и (или) осевых нагрузок, установленных Правилами, это является нарушением пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Движение такого транспортного средства по автомобильной дороге в силу положений статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ запрещено. При этом получение специального разрешения на перевозку такого делимого груза в силу закона невозможно.
Материалами дела подтверждено, что ООО «ЭКОЦЕНТР» при перевозке 25 октября 2018 года делимого груза (ТКО) не обеспечил распределение делимого груза на транспортном средстве так, чтобы осевые нагрузки транспортного средства и общая ширина не превышали предельных значений, предусмотренных приложениями №№ 1,2 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом. Этим ООО «ЭКОЦЕНТР» нарушил положения пункта 75 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 года № 272, и статьи 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ.
Правомерно учитывая то, что при указанных обстоятельствах получение специального разрешения на перевозку делимого груза в силу закона невозможно, а одним из составляющих диспозиции и объективной стороны правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является движение по автомобильной дороге в отсутствие специального разрешения, суд первой инстанции изменил данную административным органом квалификацию на часть 7 статьи 12.21.1 Кодекса, предусматривающую административную ответственность за нарушение правил движения тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных частями 1-6 статьи 12.21.1 Кодекса.
Данные действия суда первой инстанции соответствуют позиции, изложенной в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5. Переквалификация не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, не изменяет подведомственности его рассмотрения, а составы административных правонарушений, предусмотренных частью 1 статьи 12.21.1 и частью 7 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеют единый родовой объект посягательства.
Также суд правомерно со ссылкой на части 1 статьи 4.5 и пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснения, содержащиеся в абзаце 8 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5, указал, что истечение сроков привлечения к административной ответственности на время пересмотра постановления о привлечении к административной ответственности не влечет за собой его отмену и прекращение производства по делу, если для этого отсутствуют иные основания. Основания для отмены постановления административного органа отсутствовали. Течение срока давности привлечения к ответственности оканчивается фактом вынесения постановления административного органа о привлечении к административной ответственности. В рассматриваемом случае, течение срока давности привлечения к ответственности окончено фактом вынесения постановления о привлечении ООО «ЭКОЦЕНТР» к административной ответственности по части 1 статьи 12.21.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности не нарушен и переквалификация действий ООО «ЭКОЦЕНТР» согласуется с требованиями пункта 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса и пункта 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года №5.
Административный штраф назначен ООО «ЭКОЦЕНТР» в размере, предусмотренном для юридического лица с учетом правовой позиции, приведенной Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 января 2019 года № 5-П.
Доводы жалобы о невозможности принятия в качестве достоверных сведений, зафиксированных специальным техническим средством, противоречат материалам дела.
Правонарушение зафиксировано специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, - ИБС ВИМ, поверка которого действительна до 9 февраля 2019 года.
Автомобильная дорога общего пользования регионального значения Астраханской области «Подъезд к селу Оля от автодороги Астрахань-Махачкала» 0+200 км имеет асфальтобетонное покрытие и соответствует третьей технической категории.
Данные обстоятельства подтверждаются данными Реестра, инвентарными карточками на автодорогу, а также сведениями, предоставленными министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Астраханской области.
Специальным техническим средством, работающим в автоматическом режиме, 25 октября 2018 года на участке 0+200 км автомобильной дороге «Подъезд к селу Оля от автодороги Астрахань-Махачкала» зафиксировано превышение осевых нагрузок и общей ширины транспортного средства, принадлежащего ООО «ЭКОЦЕНТР».
Указанное специальное техническое средство соответствует требованиям, предъявляемым к таким средствам частью 1 статьи 26.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Этот измерительный прибор, утвержденный в установленном порядке в качестве средств измерения, имеет соответствующий сертификат и прошел метрологическую проверку.
Во исполнение Концессионного соглашения № 1 от 28 декабря 2016 года, заключенного между министерством строительства и дорожного хозяйства Астраханской области и Астраханским филиалом ПАО «Ростелеком», на участке 0+200 автомобильной дороги «Подъезд к селу Оля» создана автоматизированная система видеоконтроля дорожной ситуации, контроля за движением тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств.
Ввод в эксплуатацию комплекса автоматического весогабаритного контроля ИБС ВИМ произведен 26 февраля 2018 года, что подтверждается соответствующим актом. Замечаний по работе системы не имеется.
До 18 сентября 2018 года комплекс весогабаритного контроля ИБС ВИМ фактически работал в тестовом режиме – без подсистемы информирования водителей о превышении допустимых весогабаритных параметров, устанавливаемых на комплексе весогабаритного контроля.
С 18 сентября 2018 года оборудование подсистемы информирования водителей комплекса весогабаритного контроля ИБС ВИМ введено в эксплуатацию совместно с комплексами весогабаритного контроля. Это подтверждается актом завершения работ и проверки работоспособности подсистемы информирования водителей комплекса весогабаритного контроля от 18 сентября 2018 года. Замечаний по работе системы также не зафиксировано.
26 октября – 18 ноября 2018 года проведен контроль корректности работы системы. Произведена донастройка информационного табло. Согласно акту, комплекс после 18 ноября 2018 года работал исправно.
Результаты поверок и лабораторного контроля системы весогабаритного контроля указывают на корректность работы системы в момент правонарушения в части фиксации массы и нагрузок на оси транспортных средств. Это позволяет принять данные специального технического средства, указывающие на то, что 25 октября 2018 года транспортное средство с грузом, принадлежащее ООО «ЭКОЦЕНТР», двигалось по автомобильной дороге с превышением предельной осевой нагрузки и габаритов, как достоверные.
Существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену постановления административного органа или решения суда, по делу не допущено. Нарушения Порядка осуществления весового и габаритного контроля, указанные в жалобе, связанные с тем, что второй экземпляр акта направлен водителю вынесения административного постановления, а в акте отражено только превышение нагрузок (а не допустимые значения) и т.д., к существенным процессуальным нарушениям не относятся. Более того, те требования, о нарушении которых заявляет защитник, не регламентируют процедуру эксплуатации средства весового контроля, работающего в режиме фото-видеофиксации.
Отсутствие запрещающих движение знаков не влечет освобождение от ответственности, предусмотренной Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом и Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ. Требования к организации движения по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства предусмотрены указанными нормативными правовыми актами, содержащими сведения о государственной политике и нормативно-правовое регулирование в сфере дорожного хозяйства. Данные требования распространяются на всех пользователей автомобильных дорог в Российской Федерации.
Доводы ООО «ЭКОЦЕНТР» о невозможности использования в хозяйственной деятельности транспортных средств иной модификации, также не освобождают от установленной законом ответственности. ООО «ЭКОЦЕНТР» не приняты все зависящие от него меры по соблюдению Правил перевозок грузов автомобильным транспортом. Общество не представило доказательств проявления необходимой и достаточной степени заботливости и осмотрительности, а также объективной невозможности соблюдения нарушенных правил и норм.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
решение Лиманского районного суда Астраханской области от 5 августа 2019 года оставить без изменения, жалобу ООО «ЭКОЦЕНТР» - без удовлетворения.
Мотивированное решение составлено 6 сентября 2019 года.
Судья Астраханского
областного суда О.А. Сорокина