ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-82/20 от 01.06.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Даваев А.Ю. № 7-82/2020

РЕШЕНИЕ

г. Элиста 1 июня 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И.,

при секретаре Пичко С.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника врио генерального директора общества с ограниченной ответственностью «КомсомольскНефть» (далее – ООО «КомсомольскНефть») Салихова М.Ф. – Петрова А.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 23 декабря 2019 г. № В-28.6/11-2019 и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 19 февраля 2020 г. по делу № 12-3/2020 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф.,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Росприроднадзор) по Ростовской области и Республике Калмыкия от 23 декабря 2019 г. № В-28.6/11-2019 врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихов М.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

Решением судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия № 12-3/2020 от 19 февраля 2020 г. постановление должностного лица административного органа оставлено без изменения.

Не согласившись с решением судьи, защитник врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. – Петров А.В. обратился в Верховный Суд Республики Калмыкия с жалобой, указав на недопустимость собранных по делу доказательств, поскольку при проведении проверки ООО «КомсомольскНефть» должностными лицами нарушены требования подп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и п. 47 Административного регламента, утвержденного приказом Минприроды России от 29 июня 2019 г. № 193, что подтверждается решением судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 31 октября 2019 г. по делу № 12-26/2019. Считает также, что административный орган не имел полномочий на проверку выполнения Обществом обязательных требований недропользователя, поскольку данный предмет проверки поднадзорен Ростехнадзору. Полагает, что составленный акт о невозможности проведения проверки № В-19/06-2019 от 01 июля 2019 г. не соответствует требованиям части 4 статьи 6 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. 294-ФЗ, при этом указанный акт не вручался представителю Общества, что является грубым нарушением названного Федерального закона. Считает, что Котляревский А.С., которому Салихов М.Ф. выдал доверенность на представление интересов общества, не имел полномочий действовать от имени ООО «КомсомольскНефть», поскольку его генеральным директором является Саттаров М.Н. Ссылается также на нарушение должностным лицом при вынесении постановления от 23 декабря 2019 г. требований ст. 25.15 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об уведомлении Салихова М.Ф. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В письменных возражениях на жалобу представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Дорджиев Д.В. просит обжалуемые постановление должностного лица и судебный акт оставить без изменения.

В судебном заседании защитник врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. – Петров А.В. поддержал доводы поданной жалобы, просил её удовлетворить.

Представитель Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия Барсуков Д.В. возражал против удовлетворения жалобы, просил обжалуемые акты оставить без изменения.

Врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихов М.Ф., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился..

В порядке п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ причины неявки в судебное заседание лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, признаны неуважительными и не препятствующими проведению судебного разбирательства по указанной жалобе.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.

Законом Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (далее - Закон о недрах) регулируются отношения, в частности, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр.

В силу ч. 1 ст. 11 данного Закона предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

В соответствии с ч. 2 ст. 12 Закона о недрах лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими названному Закону.

Пунктом 10 ч. 2 ст. 22 данного Закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.

Как следует из материалов дела, в связи с поступлением письма Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Калмыкия от 12 апреля 2019 г. № 63/5003 о нарушениях условий пользования недрами ООО «КомсомольскНефть» по лицензиям (данные изъяты) на основании мотивированного представления начальника отдела государственного геологического надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов Дорджиева Д.В. от 20 мая 2019 г. руководителем Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия вынесено распоряжение (приказ) от 20 мая 2019 г. № 110 о проведении в период с 3 июня по 1 июля 2019 г. внеплановой выездной проверки с целью оценки соблюдения ООО «КомсомольскНефть» обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

21 мая 2019 г. прокуратурой Республики Калмыкия принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.

Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 23 мая 2019 г. № 10-2/1180, копия приказа от 20 мая 2019 г. № 110 направлены заказным письмом в адрес юридического лица и получены адресатом 03 июня 2019 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (ШПИ № 35800035036434).

Вместе с тем, проведение внеплановой выездной проверки Общества в период с 3 июня по 1 июля 2019 г. не представилось возможным ввиду отсутствия руководителя и иных уполномоченных представителей ООО «КомсомольскНефть», в связи с чем 1 июля 2019 г. Управлением составлен акт о невозможности проведения проверки юридического лица (№ В-19/06-2019).

В последующем с целью проверки фактов, изложенных в вышеуказанном письме Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Калмыкия от 12 апреля 2019 г. № 63/5003, на основании распоряжения (приказа) руководителя Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия от 30 сентября 2019 г. № 221 в отношении ООО «КомсомольскНефть» проведена внеплановая выездная проверка в период с 5 ноября по 2 декабря 2019 г.

Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 02 октября 2019 г. № 10-2/2348 направлено в адрес ООО «КомсомольскНефть» 03 октября 2019 г. заказным письмом с уведомлением, получено юридическим лицом 04 октября 2019 г.

В ходе проверки, результаты которой зафиксированы в акте проверки № В-28/11-2019 от 4 декабря 2019 г., установлено, что в нарушение требований пунктов 4.3., 7, 10 условий пользования недрами Комсомольского участка недр по лицензии ЭЛИ 00380 НЭ, пунктов 5.5., 5.11., 5.12., 5.15., 9.8., 13.8., 14.1., 14.3., 14.4., 14.5., 15.3., 15.4., 15.5. Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденных приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14 июня 2016 г. № 356, подпункта 1 пункта 3, подпункта 5 пункта 3, подпункта 8 пункта 3 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06 июня 2003 г. №71, пункта 2 Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 03 марта 2010 г. № 118, пунктов 2, 10 части 2 статьи 22, пунктов 5, 6 абзаца 1 статьи 23 Закона о недрах пользование ООО «КомсомольскНефть» недрами осуществляется с отклонениями от действующего проектного документа и с нарушениями условий пользования недрами по лицензии ЭЛИ 00380 НЭ, а именно: добыча нефти за 2018 г. не соответствует проектному показателю и превышает допустимое отклонение фактической годовой добычи от проектной (-89%); ввод новых добывающих скважин за 2018 г. требованиям Проекта не соответствует и считается невыполненным; действующий фонд добывающих скважин на конец 2018 г. составляет 4 скважины, что не соответствует проектному показателю и превышает допустимые отклонения; мероприятия по вводу в эксплуатацию неработающих скважин проведены не в полном объеме; эксплуатационный фонд скважин по состоянию на 31 декабря 2018 г. составлял 29 скважин, бездействующий фонд составляет 22 скважины или 76% от эксплуатационного, что превышает допустимую величину; документы, подтверждающие научное сопровождение Северо-Комсомольского месторождения, не представлены; проектная система сбора, транспорта продукции скважин и подготовки нефти не соответствует существующей системе разработки месторождения; оперативный учет добытой нефти проводится в отсутствии замерного устройства и без применения сертифицированного оборудования; утвержденный технологический регламент по эксплуатации установки подготовки нефти, газа и конденсата Северо-Комсомольского месторождения не представлен; утвержденный график замеров газовых факторов и объемов сепарированного газа на всех ступенях сепарации, дебитов газа не представлен; документы из перечня первичной документации (журналы замеров продукции скважин; суточные рапорты или отчеты по эксплуатации скважин, результаты гидродинамических, газоконденсатных, геохимических и промыслово-геофизических и сейсмических исследований (включая пластовое и забойное давление, профили притока, поглощения, температуры), акты о выполненных работах по ТРС и КРС, а также материалы по проведенным в стволе скважин воздействиям на призабойную зону пласта (включая возврат, дострел, воздействие на призабойную зону пласта) без подъема (допуска) подземного оборудования, очистке обсадных и насосно-компрессорных труб мероприятиях не представлены.

Указанные факты послужили основанием для составления в отношении Салихова М.Ф., временно исполняющего обязанности генерального директора ООО «КомсомольскНефть» с 08 сентября 2019 г. (на основании приказа генерального директора указанного Общества от 8 сентября 2019 года № 60), протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении составлен 16 декабря 2019 г. в присутствии защитника врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. – Котляревского А.С., его копия вручена последнему под роспись.

Факт совершения Салиховым М.Ф. указанного административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 16 декабря 2019 г. № В-28.6/11-2019; распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки от 20 мая 2019 г. № 110; мотивированным представлением о назначении внеплановой проверки от 20 мая 2019 г.; решением прокуратуры о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 21 мая 2019 г.; уведомлением о проведении проверки от 23 мая 2019 г. № 10-2/1180; актом о невозможности проведения проверки от 01 июля 2019 г. № В-19/06-2019; распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки от 30 сентября 2019 г. № 221; уведомлением о проведении проверки от 02 октября 2019 г. № 10-2/2348; актом проверки от 04 декабря 2019 г. № В-28/11-2019 с фототаблицей к нему, (данные изъяты); постановлением Главы администрации Черноземельского РМО Республики Калмыкия № 147 от 22 апреля 2014 г.; договором аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения № 18 от 22 апреля 2018 г.; формой федерального государственного статистического наблюдения № 1-ЛС «Сведения о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья» ООО «КомсомольскНефть» за 2018 г.; отчетом ООО «КомсомольскНефть» по геологическому изучению недр, разработке месторождений углеводородного сырья на лицензионных площадях и месторождениях за 2018 г.; письмом отдела геологии и лицензирования департамента по недропользованию по Южному федеральному округу по Республике Калмыкия № РК-ЮФО-07-08/432 от 29 ноября 2019 г.; отчетами ООО «КомсомольскНефть» о работе добывающих скважин и состоянии скважин за 2018 г. и 10 месяцев 2019 г. и иными доказательствами.

Исследовав и оценив указанные доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо административного органа и судья районного суда обоснованно пришли к выводу о виновности врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административных правонарушениях на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства их совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы о недоказанности виновности врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. в совершении вмененного ему административного правонарушения несостоятелен и противоречит совокупности собранных по делу доказательств, фактически направлен на их переоценку.

Так, материалами дела подтверждается, что внеплановая выездная проверка в отношении ООО «КомсомольскНефть» проведена должностными лицами административного органа с соблюдением требований закона.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее - Закон № 294-ФЗ).

Частью 1 статьи 14 Закона № 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Закона № 294-ФЗ. Основанием такой проверки является, в том числе, мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения информации от органов государственной власти о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ).

Согласно мотивированному представлению начальника отдела государственного геологического надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия Дорджиева Д.В. от 20 мая 2019 г. необходимость проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «КомсомольскНефть» обусловлена наличием сведений о несоблюдении Обществом условия пользования недрами по вышеуказанным лицензиям в нарушение требований Закона о недрах, Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14 июня 2016 г. № 356, ведением эксплуатации месторождений с отклонениями от проекта, что свидетельствует об утрате запасов полезных ископаемых и возникновении угрозы причинения вреда. Аналогичные сведения содержатся также и в письме Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Калмыкия от 12 апреля 2019 г. № 63/5003.

Процедура согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры административным органом не нарушена (решение заместителя прокурора Республики Калмыкия от 21 мая 2019 г.).

Таким образом, у административного органа имелись предусмотренные законом основания для проведения внеплановой выездной проверки деятельности юридического лица по соблюдению законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

При таких обстоятельствах утверждение в жалобе об отсутствии оснований для проведения проверки и мотивированного представления со ссылкой на решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 31 октября 2019 г. по иному делу об административном правонарушении (№ 12-26/2019) не имеет правового значения по настоящему делу.

Поскольку внеплановая выездная проверка в период с 3 июня по 1 июля 2019 г. не проведена ввиду отсутствия руководителя и иных уполномоченных представителей ООО «КомсомольскНефть», 01 июля 2019 г. уполномоченными должностными лицами Управления составлен акт о невозможности проведения проверки № В-19/06-2019.

Закон № 294-ФЗ не содержит обязательных требований о вручении акта о невозможности проведения проверки представителю проверяемого лица, в связи с чем доводы жалобы о невручении акта от 01 июля 2019 г. № В-19/06-2019 не являются юридически значимыми при оценке законности постановления должностного лица и решения судьи.

Согласно ч. 7 ст. 12 Закона № 294-ФЗ в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Поскольку в период с 3 июня по 1 июля 2019 г. назначенная в отношении Общества проверка не проведена, 30 сентября 2019 г., то есть в течение трех месяцев со дня составления акта от 01 июля 2019 г. о невозможности проведения проверки № В-19/06-2019, руководителем Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия правомерно, на основании ч. 7 ст. 12 Закона № 294-ФЗ, вынесено распоряжение (приказ) от 30 сентября 2019 г. № 221 о проведении в период с 5 ноября по 2 декабря 2019 г. в отношении ООО «КомсомольскНефть» внеплановой выездной проверки, о чем Общество извещено 04 октября 2019 г.

Доводы об отсутствии доказательств наличия у временно исполняющего обязанности генерального директора Общества Салихова М.Ф. полномочий на представление интересов ООО «КомсомольскНефть» и на выдачу доверенности Котляревскому А.С. не состоятельны.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, а также дополнительно исследованным в настоящем судебном заседании материалам внеплановой выездной проверки № В-28/11-2019 (доверенности на Котляревского А.С. и приказы о назначении Салихова М.Ф.) Котляревский А.С. является представителем ООО «КомсомольскНефть» на основании доверенности № 62 от 04 декабря 2019 г., действующей сроком до 07 декабря 2019 г., доверенности от 13 декабря 2019 г. (на представление интересов Салихова М.Ф.), действующей сроком до 31 декабря 2019 г., выданных ему временно исполняющим обязанности генерального директора ООО «КомсомольскНефть» М.Ф. Салиховым, который назначен на указанную должность приказом генерального директора Общества Саттарова М.Н. от 8 сентября 2019 г. № 60.

В силу ст. 33 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции общего собрания участников общества.

На период, когда лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может действовать по каким-либо причинам (болезнь, отпуск, командировка и т.д.), допускается назначение лица, временно исполняющего обязанности руководителя, обладающего тем же объемом полномочий.

Порядок назначения временно исполняющего обязанности директора общества законодательно не определен. Вместе с тем, директор общества в силу прямого указания в пункте 3 статьи 40 названного Федерального закона имеет право назначать работников на должности и наделять их полномочиями на представление интересов общества.

При таких обстоятельствах ссылка в жалобе и в настоящем судебном заседании на отсутствие у Салихова М.Ф. полномочий на представление интересов ООО «КомсомольскНефть» и на выдачу доверенности Котляревскому А.С. основана на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении. В этой связи административный орган обязан принять меры по заблаговременному извещению привлекаемого к административной ответственности лица с учетом назначаемых даты, времени и места составления протокола.

В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из содержания акта проверки № В-28/11-2019 от 04 декабря 2019 г. усматривается, что представитель Общества по доверенности Котляревский А.С. под роспись ознакомился с копией распоряжения (приказа) о проведении проверки, а также получил копию акта проверки.

Уведомление № 03-06/1304 от 04 декабря 2019 г. о назначении на 16 декабря 2019 г. в 12 час. 30 мин. составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, направлено в адрес врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. по юридическому адресу ООО «КомсомольскНефть»: (данные изъяты), и получено представителем по доверенности 12 декабря 2019 г., что подтверждается имеющимся в деле почтовым уведомлением.

Также Салихов М.Ф. уведомлялся о времени и месте составления протокола об административном правонарушении по месту регистрации: (данные изъяты), посредством телеграммы, которая не была доставлена, поскольку квартира адресата закрыта, последний по извещению за телеграммой не являлся.

Таким образом, должностное лицо административного органа выполнило обязанность по надлежащему извещению Салихова М.Ф. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, что отвечает требованиям ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ.

Из содержания протокола об административном правонарушении от 16 декабря 2019 г. видно, что при его составлении присутствовал защитник врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. – Котляревский А.С., действовавший на основании доверенности от 13 декабря 2019 г.

Согласно протоколу рассмотрение указанного дела назначено на 23 декабря 2019 г. в 11 час. 45 мин., о чем защитник Котляревский А.С., наделенный полномочиями по получению извещений, адресованных Салихову М.Ф., поставлен в известность под роспись.

Постановление № В-28.6/11-2019 от 23 декабря 2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. вынесено в присутствии его защитника Котляревского А.С., который ознакомлен с указанным документом и получил его копию, о чем свидетельствует его подпись.

Салихов М.Ф. извещался посредством телеграммы о времени и месте судебного заседания рассмотрения судьёй районного суда жалобы на постановление должностного лица, однако в суд не явился, каких-либо новых доводов и доказательств, свидетельствующих об отсутствии в его действиях состава вмененного административного правонарушения, не привёл.

Таким образом, нарушений процессуальных прав на участие в производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом и судьей районного суда не допущено.

Доводы жалобы об отсутствия полномочий Управления Росприроднадзора по Республике Калмыкия полномочий на проверку выполнения Обществом обязательных требований недропользователя подлежат отклонению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением администрации Черноземельского РМО Республики Калмыкия от 22 апреля 2014 г. № 147 ООО «КомсомольскНефть» предоставлены на условиях аренды сроком на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами (данные изъяты) из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

22 апреля 2014 г. между администрацией Черноземельского РМО Республики Калмыкия и ООО «КомсомольскНефть» заключен договор № 18 аренды вышеуказанных земельных участков несельскохозяйственного назначения из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Таким образом, рассматриваемые земли не относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Постановлением Правительства РФ от 12 мая 2005 г. № 293 утверждено Положение о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам: а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора); б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых; д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации; е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых; ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции); к) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса; л) предотвращение самовольного пользования недрами; м) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых; н) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

Приказом Минприроды России от 29 июня 2012 г. № 196 утвержден Административный регламент Росприроднадзора по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В силу п.п. 3, 4 Административного регламента Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами (далее - пользователи недр), требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах (за исключением участков недр местного значения) и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения); исполнение государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закона О недрах, Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.6 данного Кодекса, за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Статьей 65 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3, 4 названной статьи).

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. № 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1).

Согласно п. 2 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 08 мая 2014 г. № 426, федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что привлечение врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ осуществлено должностным лицом Росприроднадзора в рамках предоставленных законом полномочий.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

При назначении административного наказания учтены обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения, наказание назначено в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, а также нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов, по делу не установлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия от 23 декабря 2019 г. № В-28.6/11-2019 и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 19 февраля 2020 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ, в отношении врио генерального директора ООО «КомсомольскНефть» Салихова М.Ф. оставить без изменения, жалобу его защитника Петрова А.В. – без удовлетворения.

Судья С.И. Говоров