ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-836/2022 от 31.08.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Старовойтова Н.Г. дело № 7-836/2022

РЕШЕНИЕ

город Ставрополь 31 августа 2022 года

Судья Ставропольского краевого суда Косолапова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 на решение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 июня 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 № <…> должностное лицо ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Решением судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 18 января 2022 года указанное постановление должностного лица отменено, производство по делу прекращено связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решением судьи Ставропольского краевого суда от 20 апреля 2022 года решение судьи Октябрьского районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 18 января 2022 года отменено, дело направлено на новое рассмотрение по подсудности в Промышленный районный суд города Ставрополя Ставропольского края.

Решением судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 июня 2022 года постановление должностного лица от 10 ноября 2021 года отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, должностное лицо, вынесшее постановление о привлечении к административной ответственности, просит решение судьи от 28 июня 2022 года отменить, ссылаясь на его незаконность. В обоснование доводов жалобы указывает, что материалами проверки установлено, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществлялся сбор и транспортировка жидких бытовых отходов в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности.

В судебном заседании представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора по доверенности ФИО3 доводы жалобы поддержала, просила ее удовлетворить.

В судебное заседание ФИО2, не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором <…>.

В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ФИО2

Изучив доводы жалобы, выслушав участника процесса, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

В соответствии с частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Основанием для привлечения должностного лица ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» - главного механика ФИО2 к административной ответственности, предусмотренной названной нормой закона, послужило то обстоятельство, что указанным юридическим лицом не соблюдаются требования в области охраны окружающей среды при транспортировании жидких бытовых отходов, а именно: ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществлялись сбор и транспортировка жидких бытовых отходов в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов.

Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о том, что деятельность по перевозке сточных вод не может быть расценена как осуществляемая в отсутствие необходимой лицензии и с нарушениями в области охраны окружающей среды, поскольку удаление принимаемых ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» по договорам фракций, выкачиваемых из выгребных ям, производится путем их очистки на очистных сооружениях предприятия с последующим направлением в водные объекты, в связи с чем, данные вещества квалифицируются как сточные воды.

Вместе с тем судьей районного суда не учтено следующее.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия, за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» лицензирование деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее-Закон № 99-ФЗ) с учетом положений настоящего Федерального закона. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо не вправе осуществлять деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности на конкретном объекте обезвреживания отходов и (или) объекте размещения отходов I - IV классов опасности, если на этом объекте уже осуществляется деятельность по обезвреживанию и (или) размещению отходов I - IV классов опасности другим индивидуальным предпринимателем или другим юридическим лицом, имеющими лицензию на указанную деятельность.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» транспортирование отходов должно осуществляться при следующих условиях: наличие паспорта отходов; наличие специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств; соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов на транспортных средствах; наличие документации для транспортирования и передачи отходов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования.

В соответствии с пунктом 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к лицензируемым видам деятельности относится деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Из материалов дела следует, что предприятием населению оказывается услуга по вывозу жидких бытовых отходов.

Согласно статье 1 Закон № 89-ФЗ определено, что: отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом; сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение; обработка отходов - предварительная подготовка отходов к дальнейшей утилизации, включая их сортировку, разборку, очистку; обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду.

Согласно статье 3 Закона № 99-ФЗ лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа.

В соответствии с пунктом 30 частью 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Таким образом, сбор, транспортирование жидких бытовых отходов является деятельностью, подлежащей лицензированию.

Как следует из материалов дела, ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» осуществлялись сбор и транспортировка жидких бытовых отходов (отходов (осадки) из выгребных ям, отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления) в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I- IV классов опасности.

Данный факт подтверждается договорами и актами выполненных работ на транспортировку сточных вод.

На основании статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее-Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортированию хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22 мая 2017 года № 242 «Об утверждении федерального классифицированного каталога отходов» отходы (осадки) из выгребных ям имеют код 7 32 100 01 30 4, отходы коммунальные жидкие не канализованных объектов водопотребления имеют код 732 101 01 304.

Согласно пункту 9 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного приказом Минприроды России от 30 сентября 2011 года № 792, конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности - в кодифицированной форме по 11 - значной системе.

Одиннадцатый знак 11 - значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 - для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1- 1 класс опасности; 2 -11 класс опасности; 3 - III класс опасности; 4 - IV класс опасности; 5 - V класс опасности.

Следовательно, вышеуказанные отходы относятся к 4 классу опасности в соответствии с нормативными требованиями.

Как следует из материалов дела и установлено судом, лицензия на сбор, транспортирование жидких бытовых отходов у предприятия отсутствует, следовательно, предприятием нарушены требования части 1 статьи 9 Закона № 89-ФЗ, часть 1 статьи 51 Закона № 7-ФЗ, часть 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ.

Учитывая изложенное вывод судьи районного суда о том, что ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» оказываются услуги по водоотведению сточных вод, накапливающихся в выгребных ямах, и для их транспортировки не требуется лицензия, является ошибочным.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод; сточные воды централизованной системы водоотведения (далее - сточные воды) - принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод; централизованная система водоотведения (канализации) - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354 (далее - Правила № 354), коммунальная услуга водоотведения - это отведение сточных вод из жилого дома (домовладения), из жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме, а также в случаях, установленных настоящими Правилами, из помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, - по централизованным сетям водоотведения и внутридомовым инженерным системам.

Абзацем 18 пункта 2 Правил № 354 предусмотрено, что централизованные сети инженерно-технического обеспечения - это совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).

Исходя из изложенного следует, что услуга водоотведения включает в себя полный цикл от приема стоков до их очистки. Очистка, откачка септиков (выгребов) при выгребной канализации, а в дальнейшем транспортирование автотранспортными средствами, оборудованными специализированными вакуумными цистернами не является услугой по водоотведению. В данном случае, населению оказывается услуга по вывозу жидких бытовых отходов.

Согласно пункту 2 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155 жидкие бытовые отходы - хозяйственно-бытовые сточные воды, образующиеся в результате жизнедеятельности населения и сбрасываемые в сооружения и устройства, не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения и предназначенные для приема и накопления сточных вод.

Таким образом, вывод судьи районного суда об отнесении транспортируемых из выгребных ям по договорам с заказчиками фракций к сточным водам, в отношении которых осуществляется водоотведение, опровергается приведенным выше анализом понятий водоотведения (представляющего собой прием, транспортировку и очистку сточных вод с использованием системы водоотведения), централизованной системы водоотведения (комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения), транспортировки сточных вод (перемещение сточных вод с использованием канализационных сетей) является ошибочным.

Последующая очистка принимаемых жидких фракций на очистных сооружениях не исключает предшествующие этому сбор и транспортировку жидких бытовых отходов в отсутствие лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.

Учитывая изложенное, вывод судьи районного суда об отсутствии в действиях должностного лица ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» ФИО2 состава вмененного административного правонарушения нельзя признать сделанным с соблюдением требований статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, о всестороннем, полном, объективном и своевременном выяснении обстоятельств дела и разрешении его в соответствии с законом.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

При таких обстоятельствах решение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя от 28 июня 2022 года подлежит отмене, а дело возвращению в Промышленный районный суд города Ставрополя на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу ФИО1 – удовлетворить.

Решение судьи Промышленного районного суда города Ставрополя Ставропольского края от 28 июня 2022 года, вынесенное в отношении должностного лица ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – отменить.

Дело направить на новое судебное рассмотрение в Промышленный районный суд города Ставрополя Ставропольского края.

Судья краевого суда А.С. Косолапова