Дело № 7-837/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 15 сентября 2021 года
Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев
в открытом судебном заседании жалобу начальника сектора по правовой работе ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» ФИО1 на решение судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода»,
УСТАНОВИЛ:
постановлением главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области ФИО3 № 1-445-10 от 19 марта 2021 года ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» признано виновным
в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 31 000 (тридцати одной тысячи) рублей.
Решением судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода
от 27 мая 2021 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба начальника сектора по правовой работе ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода»
ФИО1 - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, начальник сектора по правовой работе ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» ФИО1 выражает несогласие с постановлением и предписанием административного органа, а также судебным решением и просит их отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля
2020 года № 415 и 12 апреля 2020 года № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которыми являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, при этом указанными постановлениями не определены конкретные сроки доведения межбюджетных трансферов из федерального бюджета непосредственного до медицинских организаций и не установлены точные сроки данных выплат непосредственно работникам. Перечисление денежных средств для осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 осуществлено Министерством здравоохранения Нижегородской области, которому как получателю средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а затем поступают в адрес ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» на основании соглашений. Так, соглашениями от 29 апреля 2020 года № 220-3 и № 200-4 «О предоставлении из областного бюджета государственному бюджетному (автономному) учреждению Нижегородской области субсидии на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ» определено, что перечисление субсидии на счет учреждения осуществляется согласно графику перечисления субсидии, при этом согласно приложению к дополнительному соглашению № 8 от 11 ноября 2020 года срок перечисления субсидии на счет ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» установлен до 30 ноября 2020 года, согласно приложению к дополнительному соглашению № 10 от 09 декабря 2020 года срок перечисления субсидии на счет ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» установлен до 31 декабря 2020 года.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что вышеуказанными постановлениями Правительства Российской Федерации не вменена безусловная обязанность медицинским организациям осуществлять данную стимулирующую выплату за счет собственных средств, при том, что ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» является бюджетным учреждением и не имеет возможности производить данные выплаты за счет собственных средств, также, проведение данной выплаты за счет собственных средств и последующее возмещение собственных денежных средств учреждения, за счет субсидии будет являться нецелевым расходованием денежных средств согласно действующему законодательству.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, выслушав начальника сектора по правовой работе ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» ФИО1, поддержавшую доводы жалобы, представителя административного органа ФИО3, полагавшего, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 22 Трудового кодекса Российской Федерации
(далее - ТК РФ) работодатель обязан: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
В соответствии со ст. 136 ТК РФ при выплате заработной платы работодатель обязан извещать в письменной форме каждого работника: 1) о составных частях заработной платы, причитающейся ему за соответствующий период; 2) о размерах иных сумм, начисленных работнику, в том числе денежной компенсации за нарушение работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику; 3) о размерах и об основаниях произведенных удержаний; 4) об общей денежной сумме, подлежащей выплате.
Заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо переводится в кредитную организацию, указанную в заявлении работника, на условиях, определенных коллективным договором или. трудовым договором. Работник вправе заменить кредитную организацию, в которую должна быть переведена заработная плата, сообщив в письменной форме работодателю об изменении реквизитов для перевода заработной платы не позднее чем за пятнадцать календарных дней до дня выплаты заработной платы.
Место и сроки выплаты заработной платы в неденежной форме определяются коллективным договором или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается непосредственно работнику, за исключением случаев, когда иной способ выплаты предусматривается федеральным законом или трудовым договором.
Заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.
Для отдельных категорий работников федеральным законом могут быть установлены иные сроки выплаты заработной платы.
Из статьи 236 ТК РФ следует, что при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, привлекаются к административной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.
В соответствии с п. 11 Постановление Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» выплаты стимулирующего характера осуществляются медицинским и иным работникам, непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, у одного работодателя по одному трудовому договору раз в месяц в полном размере в соответствии с указанными в пунктах 12 и 12(1) настоящих правил локальными нормативными актами медицинской организации и транспортной организации, согласованными с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровью в установленных размерах.
Как следует из материалов дела, распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда - заместителем главного государственного инспектора труда в Нижегородской области (по правовым вопросам) ФИО15 03 февраля 2021 года издано распоряжение (приказ) № 161 о проведении внеплановой документарной проверки в отношении юридического лица ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода».
По результатам внеплановой документарной проверки, проводимой в отношении ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» выявлены нарушения.
Выплата стимулирующего характера согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484 работникам ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода», непосредственно работающим с гражданами, у которых выявлена новая короновирусная инфекция COVID-19, за октябрь 2020 года осуществлена до 15 декабря 2020 года, а не 15 ноября 2020 года, чем нарушены ст. ст. 22, 136 ТК РФ, поскольку согласно трудовых договоров работников заработная плата выплачивается в следующие сроки 15 и 30 числа каждого месяца. Так, например, данная стимулирующая выплата за октябрь 2020 года была выплачена ФИО5 10 декабря 2020 года, ФИО6 10 декабря 2020 года, ФИО7 27 ноября
2020 года, ФИО8 27 ноября 2020 года, ФИО9 27 ноября
2020 года, ФИО10 27 ноября 2020 года, ФИО11 10 декабря 2020 года, ФИО12 10 декабря 2020 года, ФИО13 27 ноября 2020 года, ФИО14 10 декабря 2020 года.
За задержку выплаты стимулирующего характера за октябрь 2020 года согласно Постановления Правительства РФ от 12 апреля 2020 года № 484 работникам ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» денежная компенсация начислена и выплачена не была, чем нарушена ст. 236 ТК РФ.
Выплата стимулирующего характера за октябрь 2020 года согласно Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 415 осуществлена работникам (ФИО14, ФИО12, ФИО11, ФИО6, ФИО5) ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» 20 ноября 2020 года, а не в срок выплаты заработной платы 15 ноября 2020 года, чем нарушены ст. ст. 22, 136 ТК РФ.
За задержку выплаты стимулирующего характера за октябрь 2020 года согласно Постановления Правительства РФ от 02 апреля 2020 года № 415 работникам ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» денежная компенсация начислена и выплачена не была, чем нарушена ст. 236 ТК РФ.
Выявленные нарушения трудового законодательства послужили основанием для привлечения ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» постановлением административного органа от 19 марта 2021 года к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Проверяя законность и обоснованность состоявшегося постановления административного органа по жалобе ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода», судья районного суда оставил его без изменения, а жалобу заявителя без удовлетворения.
Между тем состоявшееся по делу решение судьи районного суда нельзя признать законным и обоснованным ввиду следующих обстоятельств.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
При этом ст. 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела,
а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Как последовательно заявляла начальник сектора по правовой работе ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» ФИО1, постановлениями Правительства Российской Федерации
от 02 апреля 2020 года № 415 и 12 апреля 2020 года № 484 утверждены Правила предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которыми являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19, при этом указанными постановлениями не определены конкретные сроки доведения межбюджетных трансферов из федерального бюджета непосредственного до медицинских организаций и не установлены точные сроки данных выплат непосредственно работникам. Перечисление денежных средств для осуществления выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19 осуществлено Министерством здравоохранения Нижегородской области, которому как получателю средств областного бюджета доведены лимиты бюджетных обязательств на предоставление субсидий на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, а затем поступают в адрес ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» на основании соглашений. Так, соглашениями от 29 апреля 2020 года № 220-3 и № 200-4 «О предоставлении из областного бюджета государственному бюджетному (автономному) учреждению Нижегородской области субсидии на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ» определено, что перечисление субсидии на счет учреждения осуществляется согласно графику перечисления субсидии, при этом согласно приложению к дополнительному соглашению № 8 от 11 ноября 2020 года срок перечисления субсидии на счет ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» установлен до 30 ноября 2020 года, согласно приложению к дополнительному соглашению № 10 от 09 декабря 2020 года срок перечисления субсидии на счет ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» установлен до 31 декабря 2020 года.
Однако надлежащая правовая оценка представленным в материалы дела соглашениям от 29 апреля 2020 года № 220-3 и № 200-4 «О предоставлении из областного бюджета государственному бюджетному (автономному) учреждению Нижегородской области субсидии на иные цели в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ» и дополнительным соглашениям к ним № 8, № 10, содержащим графики и сроки перечисления субсидий на 2020 год для осуществления выплат стимулирующего характера медицинским работникам, а также распоряжениям на зачисление средств
от 19 ноября 2020 года и 11 декабря 2020 года, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ не дана, что позволяет сделать вывод о том, что дело об административном правонарушении рассмотрено нижестоящей судебной инстанцией с существенным нарушением требований, установленных ст. ст. 24.1, 26.1 КоАП РФ, не позволивших судье всестороннее, полно и объективно рассмотреть дело.
Вместе с тем необходимо отметить, что постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 и
12 апреля 2020 года № 484 «Об утверждении Правил предоставления в 2020 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которыми являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, в целях софинансирования в полном объеме расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении выплат стимулирующего характера за выполнение особо важных работ медицинским и иным работникам, непосредственно участвующим в оказании медицинской помощи гражданам, у которых выявлена новая коронавирусная инфекция COVID-19» утверждены порядок и размер стимулирующих выплат, а также обязанность медицинской организации принятия соответствующего локального нормативного акта по осуществлению таких выплат с указанием перечня медицинских подразделений, должностей медицинских работников, размера выплаты стимулирующего характера и срока, на который устанавливается выплата стимулирующего характера, который должен быть согласован с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья (пункты 10, 11 постановления Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415; пункты 11, 12 постановления Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2020 года № 484).
Как усматривается из материалов дела, локальные нормативные акты, принятые в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 415 и 12 апреля 2020 года № 484, и фактически определяющие сроки осуществления медицинским работникам стимулирующих выплат, в материалах дела отсутствуют, сведений об их принятии либо непринятии не имеется, однако данные обстоятельства имеют существенное юридическое значение для установления виновности ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
Дополнительно к изложенному, следует обратить внимание на то, что допущение нарушений в части невыполнения требования обязательного рассмотрения ходатайств, заявленных в порядке ст. 24.4 КоАП, участвующих по делу лиц, также свидетельствует о нарушение процессуальных требований КоАП РФ, и дело об административном правонарушении не может быть признано всесторонне, полно и объективно рассмотренным.
В частности судьей районного суда не было разрешено ходатайство заместителя руководителя Государственной инспекции труда - главного государственного инспектора труда в Нижегородской области
ФИО2 об отложении рассмотрения дела ввиду нахождения в отпуске главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в Нижегородской области ФИО3, вынесшего постановление о привлечении ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода» к административной ответственности по ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ.
В силу п. 4 ч. 1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, в настоящее время не истек, решение судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода от 27 мая 2021 года подлежит отмене, а дело об административном правонарушении направлению на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода.
При новом рассмотрении дела судье следует учесть изложенное, установить все имеющие значение для правильного разрешения дела обстоятельства, исследовать имеющиеся доказательства, в их совокупности, и принять законное и обоснованное решение, дав оценку доводам
жалобы заявителя, исходя из установленных обстоятельств, обеспечив полное, объективное и всестороннее рассмотрение дела.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9
КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Советского районного суда г. Нижнего Новгорода
от 27 мая 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении ГБУЗ НО «Станция скорой медицинской помощи г. Нижнего Новгорода», - отменить.
Дело об административном правонарушении направить на новое рассмотрение в Советский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Судья областного суда Д.В. Шелудяков