Судья Галяутдинова Е.В. Дело № 7 – 83/2018
РЕШЕНИЕ
03 мая 2018 года г. Томск
Судья Томского областного суда Гончаров А.И., рассмотрев дело по жалобе директора общества с ограниченной ответственностью «Чистый мир» (далее – ООО «Чистый мир») ФИО1 на решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 22 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении ООО «Чистый мир»,
установил:
постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Томской области ФИО2 от 26.10.2017 №Т-392/1 ООО «Чистый мир» признано виновным и привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде предупреждения.
Согласно постановлению правонарушение выразилось в том, что в нарушение ст. 4.2, ст. 69, пп.1, 2 ст. 69.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды», п.3 ст. 11 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» на 02.01.2017 ООО «Чистый мир», осуществляя деятельность по сбору, утилизации, обработке отходов IV класса опасности, на производственных площадках по адресам: /__/, земельный участок с кадастровым номером /__/, не исполнило обязанность по своевременной подаче заявок по постановке на государственный учет объектов негативного воздействия в Управление Росприроднадзора по Томской области, расположенное по адресу: /__/, что было выявлено в ходе проведения административного расследования по другому делу.
Решением судьи Кировского районного суда г. Томска от 22.01.2018 указанное постановление оставлено без изменения, жалоба директора ООО «Чистый мир» ФИО1 – без удовлетворения.
Не согласившись с указанным решением судьи, директор ООО «Чистый мир» ФИО1 обратился в Томский областной суд с жалобой и дополнениями к ней, в которых просит постановление отменить по доводам, подробно изложенным в жалобе, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, поскольку проверка в отношении ООО «Чистый мир» не проводилась, постановление вынесено на недопустимых доказательствах, основания для привлечения к административной ответственности отсутствовали.
Законный представитель ООО «Чистый мир» ФИО1 в суд не явился, извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, судья определил рассмотреть дело по жалобе в его отсутствие.
Защитник юридического лица Козловский П.Н. в судебном заседании доводы жалобы и дополнений к ней поддержал.
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, изучив доводы жалобы, заслушав пояснения защитника Козловского П.Н. и должностного лица ФИО2, прихожу к нижеследующему.
Статьей 8.46 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений.
В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
В силу требований ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора); права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), меры по защите их прав и законных интересов. Особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры, могут устанавливаться другими федеральными законами при осуществлении государственного экологического надзора (п. 1, 3, 4 ч. 2, п. 30 ч. 4 ст. 1 названного закона).
Как установлено в п. 1, 2 ст. 25 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под государственным надзором в области обращения с отходами понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения указанных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности. Государственный надзор в области обращения с отходами осуществляется уполномоченными федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими соответственно федерального государственного экологического надзора и регионального государственного экологического надзора согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды и Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Согласно п. 1 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» под государственным экологическим надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области охраны окружающей среды (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с п. 5 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» к отношениям, связанным с осуществлением государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных настоящим Федеральным законом.
Дополнение п. 5 ст. 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» в той части, что Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ применяется с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», внесено Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», этим же законом установлено, что статья 65 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» дополнена вступающим в силу с 1 января 2019 года пунктом 9, затрагивающим вопрос проведения плановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах IV категории.
Таким образом, в настоящее время Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об охране окружающей среды» не содержит особенностей организации и проведения проверок применительно к положениям Федерального закона № 294-ФЗ, а потому действует общий порядок, установленный этим законом.
В соответствии с Положением о федеральном государственном экологическом надзоре, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426, федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений; федеральный государственный экологический надзор осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами в пределах своей компетенции, в том числе в рамках государственного надзора в области обращения с отходами - в порядке, установленном настоящим Положением; должностные лица, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, при проведении проверок соблюдают ограничения и выполняют обязанности, установленные статьями 15 - 18 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; к отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного экологического надзора, организацией и проведением проверок, применяются положения Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации; федеральный государственный экологический надзор осуществляется посредством организации и проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок в соответствии со статьями 9 - 13 и 14 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; предметом указанных в пункте 9 настоящего Положения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан является соблюдение обязательных требований; сроки и последовательность административных процедур и административных действий при осуществлении федерального государственного экологического надзора устанавливаются административными регламентами, разрабатываемыми и утверждаемыми в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (п. 2, 3, 7-10, 13 Положения).
Согласно п.21 Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (в редакции от 13.04.2017, действовавшей на момент проведения государственного экологического надзора и административного расследования), исполнение государственной функции включает в себя следующие административные процедуры (логически обособленные последовательности административных действий при исполнении государственной функции): разработка ежегодного плана проведения плановых проверок; проведение плановых проверок; проведение внеплановых проверок; оформление результатов проверок.
В силу пунктов 47, 47.2, 48.2, 48.3, 58 указанного Административного регламента, основаниями для начала административной процедуры проведения внеплановое проверки являются, в частности, мотивированное представление должностного лица территориального органа Росприроднадзора по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в территориальный орган обращений и заявлений граждан о фактах возникновения угрозы причинения вреда окружающей среде, причинения вреда окружающей среде. При отсутствии достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 47 настоящего Административного регламента, уполномоченными должностными лицами Росприроднадзора или его территориального органа может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов (в том числе в устном порядке) у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов юридического лица, индивидуального предпринимателя, имеющихся в распоряжении Росприроднадзора и (или) его территориального органа, при необходимости проводятся мероприятия по контролю, осуществляемые без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и без возложения на указанных лиц обязанности по представлению информации и исполнению требований Росприроднадзора или его территориального органа. В рамках предварительной проверки у юридического лица, индивидуального предпринимателя могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований либо о фактах, указанных в пункте 47 настоящего Административного регламента, уполномоченное должностное лицо Росприроднадзора или его территориального органа подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки по основаниям, указанным в пункте 47.2 настоящего Административного регламента. По результатам предварительной проверки меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются. Результатами административного действия (внеплановой проверки) являются: акт проверки, составляемый в порядке, установленном пунктами 61 - 66 настоящего Административного регламента; предписание об устранении нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды; протокол об административном правонарушении и постановление о назначении административного наказания.
Таким образом, из анализа приведенных выше пунктов Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 191 (в редакции от 13.04.2017, действовавшей на момент проведения государственного экологического надзора и административного расследования), следует, что составление протокола об административном правонарушении производится исключительно по результатам проведения проверок (плановых, внеплановых), при этом по результатам предварительной проверки, полученным, в том числе, путем проведения мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, к числу которых в силу закона отнесены плановые (рейдовые) осмотры территорий, несмотря на наличие достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, меры по привлечению юридического лица, индивидуального предпринимателя к ответственности не принимаются (п. 48.3 названного административного регламента).
Проведение административного расследования в рамках возбужденного дела об административном правонарушении, тем более по иному делу, не может подменять собой административную процедуру – проведение внеплановой проверки, предусмотренной законом.
Довод государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды в Томской области ФИО2 о непосредственном обнаружении административного правонарушения и возбуждении дела об административном правонарушении на основании п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ не свидетельствует о законности привлечения юридического лица к административной ответственности, поскольку положение названной статьи КоАП РФ не освобождает должностное лицо административного органа от соблюдения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ и Административного регламента исполнения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования государственной функции по осуществлению федерального государственного экологического надзора.
Поскольку внеплановая выездная проверка в отношении ООО «Чистый мир» не проводилась, акт внеплановой выездной проверки не составлялся, то должностным лицом Управления Росприроднадзора по Томской области меры по привлечению ООО «Чистый мир» к административной ответственности были приняты с нарушением процедуры, предусмотренной как Федеральным законом № 294-ФЗ, так и Административным регламентом, утв. приказом Минприроды России от 29.06.2012 № 191 (в редакции от 13.04.2017, действовавшей на момент проведения государственного экологического надзора), что влечет признание незаконным составление протокола об административном правонарушении от 13.10.2017 и порочность его как доказательства в соответствии с ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ.
Поскольку установленная законом процедура выявления нарушений обязательных требований законодательства не была соблюдена, то протокол об административном правонарушении от 13.10.2017 вместе с прилагаемыми материалами к нему, фиксирующий выявленное административное правонарушение, не может быть признан допустимым доказательством по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Чистый мир».
Иные материалы дела в отсутствие протокола об административном правонарушении не могут образовать совокупность доказательств, достаточную для вывода о виновности ООО «Чистый мир» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, поскольку протокол об административном правонарушении является основным доказательством по делу, все иные доказательства по делу об административном правонарушении лишь дополняют протокол об административном правонарушении, но не могут его заменить.
Приведенные выше обстоятельства не получили надлежащую правовую оценку при рассмотрении дела по жалобе со стороны судьи районного суда, что повлияло на законность и обоснованность решения от 22.01.2018, которым постановление должностного лица от 26.10.2017 было признано законным и оставлено без изменения.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
Все вышеизложенное влечет отмену постановления должностного лица от 26.10.2017, решения судьи районного суда от 22.01.2018 и прекращение производства по делу на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 30.7- 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
жалобу директора ООО «Чистый мир» ФИО1 удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды в Томской области от 26.10.2017 №Т-392/1, решение судьи Кировского районного суда г. Томска от 22.01.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 КоАП РФ, в отношении ООО «Чистый мир» отменить, производство по делу прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление по делу об административном правонарушении.
Судья Томского областного суда А.И. Гончаров