ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-848/20 от 10.12.2020 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-848/2020 Судья: Мангилев С.С.

Р Е Ш Е Н И Е

город Челябинск 10 декабря 2020 года

Судья Челябинского областного суда Малкова С.В., при секретаре Ромашкине Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Челябинского областного суда жалобу ФИО3 на постановление инспектора ДПС 2 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД по г.Челябинску от 23 июля 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда города Челябинска от 21 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3,

у с т а н о в и л:

постановлением инспектора ДПС 2 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД по г.Челябинску от 23 июля 2020 года ФИО3 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда города Челябинска от 21 октября 2020 года указанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе в Челябинский областной суд ФИО3 просит постановление должностного лица и решение судьи отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события правонарушения. В обоснование приводит доводы о том, что судом не выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, в обоснование решения судом указаны не относящиеся к делу обстоятельства. Ссылаясь на нормы законов, указывает, что транспортное средство, принадлежащее автору жалобы, зарегистрировано на территории Армении и выпущено в свободное обращение в установленном законом порядке на территорию Российской Федерации, и в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза является товаром Союза, и декларированию не подлежит. Полагает, что его действия не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ.

ФИО3 и его защитник ФИО1, действующий на основании ордера, в судебном заседании доводы жалобы поддержали.

Представитель ГИБДД УМВД России по г.Челябинску о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. При таких обстоятельствах полагаю возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.

Проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы, выслушав ФИО3 и его защитника ФИО2, прихожу к следующему выводу.

Согласно части 1 статьи 12.1 КоАП РФ управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке, влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до восьмисот рублей.

В соответствии с ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 10 декабря 1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в случае, если оно состоит на государственном учете, его государственный учет не прекращен и оно соответствует основным положениям о допуске транспортных средств к участию в дорожном движении, установленным Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090, механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018г. № 283-ФЗ государственный учет транспортных средств, принадлежащих физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

Как следует из материалов дела, ФИО3 23 июля 2020 года в 13:50 часов в районе <адрес> управлял автомобилем <данные изъяты> государственный регистрационный знак , не зарегистрированным в установленном законом порядке, чем нарушил пункт 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года № 1090.

Согласно представленным доказательствам, ФИО3 является гражданином РФ и Республики Армения, постоянно проживает в РФ (с сентября 2019г. в Республику Армения не выезжал). ФИО3 является собственником указанного автомобиля (ввезенного им в РФ в сентябре 2019года), который был поставлен на учет в Республике Армении, соответственно, статусом товара ЕАЭС - не обладает, а является иностранным товаром, подлежащим легализации на территории Российской Федерации посредством оформления временного ввоза данного транспортного средства на территории Российской Федерации с обеспечением уплаты таможенных платежей с ограничением прав по передаче третьим лицам (п. 3, 6 ст. 264 ТК ЕАЭС); либо посредством декларирования и доплаты причитающихся таможенных платежей.

Фактические обстоятельства совершенного ФИО3 административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, получившими надлежащую правовую оценку с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Ссылки в жалобе на п. 2 (1) статьи 2 Постановления правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938, согласно которому регистрация транспортных средств обязательна, за исключением транспортных средств на территории и государства – членов Евразийского экономического союза, поэтому к владельцам автомобилей, состоящих на учете в Республике Армения, норма об обязательной регистрации автомобиля не применима, несостоятельны.

Согласно пункту 2 (1) статьи 2 Постановления правительства РФ от 12 августа 1994 года № 938 регистрация транспортных средств, за исключением транспортных средств, зарегистрированных на территории государств - членов Евразийского экономического союза или временно ввезенных на таможенную территорию Евразийского экономического союза на срок не более 6 месяцев, осуществляется с выдачей соответствующих документов и государственных регистрационных знаков без резервирования за юридическими или физическими лицами их отдельных серий или сочетаний символов. Порядки выдачи таких знаков устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации, Министерством сельского хозяйства Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, владелец такого транспортного средства обязан зарегистрировать его в течение десяти дней со дня ввоза на территорию РФ на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории РФ.

Эти требования не распространяются на транспортные средства, участвующие в международном движении или ввезенные на территорию России на срок менее года. Транспортное средство считается находящимся в «международном движении», если оно принадлежит лицу, имеющему место жительства вне этого государства, не зарегистрировано в этом государстве и ввезено в него на срок менее года.

То есть гражданин РФ (постоянно проживающий в РФ), управляющий транспортным средством, зарегистрированным в одной из стран-участниц ЕАЭС, не может считаться участником международного дорожного движения,

Порядок ввоза автомобилей из Республики Армения регламентирован Договором о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., который подписан в г. Минске 10 октября 2014 г. решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107 «Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования».

Согласно Приложения 3 к Договору, в случае, если транспортное средство, классифицируемое в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) было выпущено в свободное обращение на территории Республики Армения до даты подписания Договора (10 октября 2014 г.), такое транспортное средство является товаром ЕАЭС. В отношении таких транспортных средств таможенные пошлины, налоги не уплачиваются.

Вместе с тем, при ввозе товара из Республики Армения после 10 октября 2014 г., такие транспортные средства признаются иностранным товаром: до уплаты таможенных пошлин, налогов в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов и сумм таможенных пошлин, налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Приложении 2 Решения комиссии № 107; до истечения 3 лет после начала применения Республикой Армения ставок, установленных единым таможенным тарифом ЕАЭС в отношении автомобилей легковых и прочих моторных транспортных средств, классифицируемых в товарных позициях 8702, 8703, 8704 21 и 8704 31 ТН ВЭД ЕАЭС.

В соответствии с положениями п.п. 32, 34 Приложения № 3 к Договору установлено, что уплата таможенных платежей в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и налогов и сумм таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате по ставкам, указанным в решении от 20 декабря 2017 года № 107, производится в бюджет Республики Армения до ввоза автомобилей на территории других государств – членов ЕАЭС. В случае если такая разница сумм платежей не уплачена в бюджет Республики Армения, такие таможенные пошлины, налоги уплачиваются при таможенном декларировании автомобилей в бюджет того государства – члена ЕАЭС, в регионе деятельности таможенного органа которого находится место перемещения товаров через таможенную границу ЕАЭС, в которое прибыли такие автомобили.

В отношении указанных автомобилей на основании п. 33 Приложения № 3 к Договору при их ввозе на территории других государств – членов ЕАЭС проводится таможенный контроль, а при необходимости уплаты таможенных платежей – совершаются таможенные операции в порядке, установленном ТК ЕАЭС, иными регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и другими актами, составляющими право ЕАЭС, с учетом п.п. 34 и 35 данного Приложения.

Таким образом, транспортные средства, ввезенные с территории Республики Армения и зарегистрированные в указанном государстве после октября 2014 года, - их эксплуатация гражданами России возможна только при наличии соответствующих таможенных документов, а именно пассажирской таможенной декларации (ПТД), оформленной на указанных граждан.

Обязанность государственного учета транспортного средства установлена п. 3 ст. 8 Федерального закона от 03 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и возникает у его владельца в течение десяти дней со дня временного ввоза на территорию Российской Федерации на срок более одного года либо со дня приобретения прав владельца транспортного средства, ранее не состоявшего на государственном учете на территории Российской Федерации.

С учетом особых условий вступления в 2014 году Республики Армения в Евразийский экономический союз автомобили, ввезенные на ее территорию и выпущенные по пониженным ставкам, для остальных государств-членов ЕАЭС, в том числе Российской Федерации, являются иностранными товарами, а значит, их ввоз и использование допускаются только при условии таможенного оформления.

Действия ФИО3, с учетом имеющихся в материалах дела доказательств, правильно квалифицированы по части 1 статьи 12.1 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено ФИО3 в виде административного штрафа, предусмотренном санкцией части 1 статьи 12.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.

Решение судьи районного суда по жалобе на постановление принято после исследования всех материалов дела, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении. Решение судьи отвечает требованиям статей 30.7 и 29.10 КоАП РФ, является законным, обоснованным и мотивированным.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Оснований для отмены вынесенных по делу постановления должностного лица и решения судьи не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья областного суда

решил:

постановление инспектора ДПС 2 взвода 2 роты 1 батальона полка ДПС ГИБДД УМВД по г.Челябинску от 23 июля 2020 года и решение судьи Ленинского районного суда города Челябинска от 21 октября 2020 года, вынесенные по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО3, оставить без изменения, жалобу ФИО3 – без удовлетворения.

Судья С.В. Малкова