Судья Мернов Н.В. дело 7-84/2019
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 5 апреля 2019 г.
Судья Астраханского областного суда Хасанова М.М., при секретаре Айсангалиевой Б.Т., рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Приволжского района Астраханской области на постановление судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 31 января 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> Сухоручкиной Аллы Олеговны,
установил:
постановлением судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 31 января 2019 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении <...> Сухоручкиной А.О. прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В протесте заместитель прокурора Приволжского района Астраханской области ставит вопрос об отмене постановления районного суда по основаниям нарушения административного законодательства.
Сухоручкина А.О., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в Астраханский областной суд не явилась, в связи с чем, руководствуясь положениями статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица.
Выслушав помощника прокурора Приволжского района Астраханской области Кайкенову С.Г, поддержавшую доводы протеста, представителя Сухоручкиной А.О. – Туганову А.А., возражавшую против удовлетворения протеста, проверив доводы протеста, материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления судьи районного суда.
В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делам об административных правонарушениях должно производиться при всестороннем, полном, объективном выяснении всех обстоятельств дела, разрешении его в соответствии с законом.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Статья 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Согласно статье 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей либо дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года.
Статьей 22 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе: проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона; требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям (пункт 1).
Согласно пункту 2 статьи 22 данного Закона прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (пункт 3).
В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению; в течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Исходя из требований статьи 2 Федерального закона от 10 декабря 1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» под безопасностью дорожного движения понимается состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 12 указанного закона ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, обязаны содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил, принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения (пункт 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения).
В силу статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических и юридических лиц.
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 указанного Федерального закона к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов сельского поселения, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, и автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения городских поселений, частных автомобильных дорог.
Пунктом 5 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам прокурорской проверки в действиях <...> Сухоручкиной А.О. выявлены нарушения требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
18 июня 2018 года в целях устранения данного нарушения прокуратурой района в адрес <...> Сухоручкиной А.О. внесено представление об устранении данных нарушений, с требованием безотлагательно его рассмотреть, принять меры к устранению выявленных нарушений, причин и условий им способствующих, уведомить о времени и месте его рассмотрения, сообщить прокурору района о результатах его рассмотрения, а также рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в совершении выявленных нарушений.
Письмом от 13 июля 2018 года № <...> в адрес заместителя прокурора Приволжского района Астраханской области <...> Сухоручкина А.О. сообщила о рассмотрении представления от 18 июня 2018 года № <...>, указав, что собственник дороги по ул. <...> в с. <...> Приволжского района Астраханской области не установлен, необходимо решить вопрос по постановке дороги на регистрационный учёт как бесхозяйной, в связи с чем в Комитет по управлению муниципальным имуществом муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области направлено соответствующее письмо.
Постановлением заместителя прокурора Приволжского района Астраханской области от 10 декабря 2018 года в отношении главы <...> Сухоручкиной А.О. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Прекращая производство по делу в связи с отсутствием в действиях <...> Сухоручкиной А.О. состава административного правонарушения, судья районного суда исходил из того, что в рамках своих полномочий администрацией муниципального образования «Приволжский район» создано Муниципальное бюджетное учреждение муниципального образования «Приволжский район» «...».
Исходя из пункта 5 части 1 статьи 3 Положения и структуры администрации муниципального образования «Приволжский район», утверждённого решением Совета муниципального образования «Приволжский район» от 24 февраля 2015 года № 7, к вопросам местного значения, исполняемым администрацией района, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах Приволжского района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях реализации вопросов местного значения администрацией муниципального образования «Приволжский район» специально создано МБУ «...».
Согласно пунктам 2.3 пункта 2 части 2 Устава МБУ «...», утверждённого постановлением администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области от 22 июня 2016 года № 670, учреждение осуществляет дорожное строительство и дорожный ремонт.
Распоряжением администрации муниципального образования «Приволжский район» от 29 декабря 2017 года № 543р утверждены муниципальные задания на оказание муниципальных услуг МБУ «...» на 2018 года, согласно разделу 2.5 которых поручено обеспечить выполнение работ и мероприятий, необходимых для исполнения задания по дорожному строительству и дорожному ремонту в срок до 31 декабря 2018 года.
Таким образом, на территории муниципального образования «Приволжский район» полномочия по осуществлению дорожного строительства и дорожного ремонта автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования «Приволжский район» возложены на МБУ «...».
С учетом изложенного, судья районного суда правильно пришел к выводу об отсутствии бездействия Сухоручкиной А.О. в части исполнения представления заместителя прокурора Приволжского района Астраханской области о приведении автомобильной дороги по ул. <...> с.<...> Приволжского района Астраханской области в соответствие с требованиями закона.
Также обоснованно судья районного суда пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения Сухоручкиной А.О. к административной ответственности в части неисполнения представления прокурора о включении автомобильной дороги по ул. <...> с.<...> Приволжского района Астраханской области в перечень муниципальных автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «Приволжский район».
Судьей районного суда правильно установлено, что поскольку дорога по ул.<...> с. <...> Приволжского района Астраханской области расположена в административных границах муниципального образования «Приволжский район», но не поставлена на регистрационный учет как бесхозяйное имущество, требование прокурора о включении указанной дороги в перечень муниципальных автомобильных дорог общего пользования муниципального образования «Приволжский район» является преждевременным.
Согласно пункту 10.1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, автомобильные дороги являются линейными объектами.
Исходя из положений частей 1 и 3 статьи 225 Гражданского кодекса российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
Исходя из вышеуказанных положений законодательства, внесение бесхозяйной автодороги в реестр невозможно без соблюдения процедуры, определяющей порядок признания автомобильной дороги бесхозяйной, а в последующем признания права собственности на данное имущество в судебном порядке.
Кроме того, приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 30 августа 2011 года № 424 утвержден Порядок ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества. В реестр в обязательном порядке включаются сведения: кадастровый номер муниципального недвижимого имущества; площадь, протяженность и (или) иные параметры, характеризующие физические свойства недвижимого имущества; сведения о балансовой стоимости недвижимого имущества и начисленной амортизации (износе); сведения о кадастровой стоимости недвижимого имущества; даты возникновения и прекращения права муниципальной собственности на недвижимое имущество; реквизиты документов - оснований возникновения (прекращения) права муниципальной собственности на недвижимое имущество; сведения о правообладателе муниципального недвижимого имущества; сведения об установленных в отношении муниципального недвижимого имущества ограничениях (обременениях) с указанием основания и даты их возникновения и прекращения.
Таким образом, включение автодороги в реестр является процедурой, включающей в себя различные этапы, требующая значительных временных затрат, в связи с чем Сухоручкина А.О. не имела возможности выполнить представление прокурора.
Однако при внесении представления заместителем прокурора указанные обстоятельства учтены не были.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Доводы, изложенные в протесте, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судьей районного суда, по сути направлены на переоценку доказательств, которым районным судом дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем признаются несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного постановления.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление судьи Приволжского районного суда Астраханской области от 31 января 2019 года оставить без изменения, протест заместителя прокурора Приволжского района Астраханской области – без удовлетворения.