ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-852/2022 от 04.08.2022 Суда Ханты-Мансийского автономного округа (Ханты-Мансийский автономного округ-Югра)

Судья (ФИО)8 дело (номер)

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

г. Ханты-Мансийск дело (номер)(дата)

Судья суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ФИО)4, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора (ФИО)9 на решение судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск»,

установил:

постановлением заместителя начальника отдела государственного экологического надзора по ХМАО-Югре Северо-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ФИО)10. №(номер) от (дата) юридическое лицо - общество с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере четырехсот тысяч рублей за то, что общество, прекратив эксплуатацию объекта размещения отходов «Полигон ТБО КС «Сосновская» Сосновского ЛПУ МГ», не исполнило обязанность по разработке проекта рекультивации земель и рекультивации земельного участка после окончания эксплуатации указанного объекта размещения отходов.

Решением судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата) постановление должностного лица отменено, дело об административном правонарушении в отношении ООО «Газпром трансгаз Югорск» прекращено в связи с отсутствием в действиях Общества события административного правонарушения.

В жалобе, поступившей на рассмотрение в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, должностное лицо просит решение судьи отменить. Считает, что отсутствие разработанного, согласованного и утвержденного проекта рекультивации на полигон ТБО КС «Сосновская» Сосновского ЛПУ МГ», выведенный из эксплуатации, образует состав части 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя ООО «Газпром трансгаз Югорск» – (ФИО)3, оснований для отмены решения судьи не нахожу.

Выводы судьи об отсутствии в действиях ООО «Газпром трансгаз Югорск» события вменённого административного правонарушения являются обоснованными, поскольку подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах административного дела.

Частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых, включая общераспространенные полезные ископаемые, осуществлении строительных, мелиоративных, изыскательских и иных работ, в том числе работ, осуществляемых для внутри-хозяйственных или собственных надобностей, а также после завершения строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, сноса объектов лесной инфраструктуры.

Из материалов дела усматривается, что полигон ТБО КС «Сосновская» расположен по адресу: (адрес). Категория земель – земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Для использования земельного участка между ООО «Газпром трансгаз Югорск» и администрацией МО г.Белоярский заключен договор долгосрочной аренды земельного участка (номер) от (дата). Срок действия договора до (дата) (л.д. 38-40).

На основании приказа Сосновского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Югорск» (номер) от (дата) «О прекращении эксплуатации Полигона ТБО» общество завершило работу указанного полигона (л.д.52).

Согласно пункту 4 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или пользовании которых находятся объекты размещения отходов, после окончания эксплуатации данных объектов обязаны проводить контроль за их состоянием и воздействием на окружающую среду и работы по восстановлению нарушенных земель в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 3.2 Инструкции по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов, утвержденной Министерством строительства Российской Федерации от 05 ноября 1996 года, рекультивация проводится по окончании стабилизации закрытых полигонов – процесса упрочнения свалочного грунта, достижения им постоянного устойчивого состояния. Срок процесса стабилизации закрытого полигона составляет для северной климатической зоны – три года (раздел 3 таблица 5).

Следовательно, с момента окончания эксплуатации полигона, требуется срок для стабилизации полигона, который составляет три года. В данном случае этот период составил: с ноября 2016 года по ноябрь 2019 года.

В 2017 года (в период стабилизации полигона) обществом проведены работы по составлению, согласованию и утверждению Программы восстановления земель на период 2018-2021 года (л.д. 57-58).

В 2019 году ООО «Газпром трансгаз Югорс» осуществлялась разработка проектной документации по объекту «Рекультивация полигона ТБО КС «Сосновская» Сосновского ЛПУМГ», шифр проекта: 12.1247.8343. В мае 2020 года по разработанной проектной документации проведены общественные слушания (л.д. 59-66).

(дата) ООО «Газпром трансгаз Югорск» в адрес Северо-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора направлен Проект рекультивации для прохождения государственной экологической экспертизы (л.д. 67-68).

Указанный Проект рекультивации Обществу был возвращен для проведения инженерно-экологических изысканий (л.д. 69-72).

При рассмотрении жалобы установлено, что в настоящее время ведется работа по подготовке к проведению инженерно-экологических изысканий, необходимых для разработки проекта по рекультивации Полигона ТБО, согласованию средств с ПАО «Газпром», заключению договора на сопровождение при прохождении государственной экологической экспертизы объекта ТБО.

Одновременно Обществом проведены мероприятия, связанные с мониторингом состояния и загрязнения окружающей среды, предусмотренные «Порядком проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов», утвержденной приказом Минприроды России 04 апреля 2016 года №66.

Так, в целях получения полноценной оценки о состоянии окружающей среды полигона ТБО и возможности своевременного реагирования при возникновении внештатных ситуаций до момента рекультивации полигона и передачи земель муниципальным властям, Обществом ежегодно заключаются Договоры на оказание услуг по проведению производственного экологического контроля объекта захоронения отходов для нужд Сосновского ЛПУМГ ООО «Газпром трансгаз Югорск», предусматривающий контроль за состоянием грунтовых вод, воздушной среды и почвы. Мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды ведется в полном объеме, что подтверждается Отчетами об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля на полигоне ТБО за 2019, 2020, 2021 годы (л.д. 73-97).

Таким образом, следует согласиться с представителем ООО «Газпром трансгаз Югорск», что с момента окончания эксплуатации полигона, с учетом трех годичного срока, предусмотренного для стабилизации полигона, Обществом поэтапно предпринимаются все зависящие от него меры для соблюдения требований законодательства по охране окружающей среды и природопользования в части разработки проекта рекультивации земли с целью дальнейшего её проведения, что свидетельствует об отсутствии в действиях ООО «Газпром трансгаз Югорск» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Кроме того, на момент окончания эксплуатации полигона – ноябрь 2016 года, в нормативных актах, действовавших до вступления в законную силу Постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года №800, которым утверждены «Правила проведения рекультивации и консервации земель», не установлено точных сроков по разработке проекта рекультивации и сроков проведения самой рекультивации земель, поскольку данные сроки устанавливались в проектах рекультивации исходя из назначения использованного участка земли, вида размещенных на нём отходов и других факторов.

В постановлении (номер) от (дата) о привлечении ООО «Газпром трансгаз Югорск» к административной ответственности указаны общие нормы законов, устанавливающие обязанность проведения рекультивации земельных участков, при этом не указан срок для разработки проекта рекультивации и срок для проведения самой рекультивации.

Также следует отметить, что срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения жалобы в суде Ханты-Мансийского автономного округа-Югры истек.

В силу части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и природопользования составляет один год.

Исходя из системного толкования положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим дальнейшее производство по делу об административном правонарушении, а также исключающим возможность обсуждения вопроса о вине лица в совершении правонарушения, так как это ухудшает положение данного лица.

Таким образом, оснований для отмены решения судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.9, пунктом 1 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Югорского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от (дата), вынесенное по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Газпром трансгаз Югорск» оставить без изменения, жалобу старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Северо-Уральского межрегионального Управления Росприроднадзора (ФИО)11 – без удовлетворения.

Судья суда Ханты-Мансийского

автономного округа – Югры (ФИО)4