ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-856/13 от 25.10.2013 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело       №7-856/2013 25 октября 2013 года

РЕШЕНИЕ

                  Судья:       Цепилова Н.Е. город Челябинск

                      Судья       Челябинского областного суда Майорова Е.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи       Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 12 сентября 2013       года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частями       1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях, в отношении директора «Муниципального учреждения культуры       муниципального объединения библиотек Катав-Ивановского муниципального       района» ФИО1

установил:

        Постановлением заместителя главного государственного       инспектора Отдела надзорной деятельности № 4 по пожарному надзору ФИО2 от 23 июля 2013 года № 378/380/382 должностное лицо - директор       «Муниципального учреждения культуры муниципального объединения библиотек       Катав-Ивановского муниципального района» (далее- МУК «МБО») - ФИО1 признана виновной       в совершении административного правонарушения, предусмотренного частями 1,       3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях, на основании части 2 статьи 4.4 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушениях ей назначено наказание в       виде административного штрафа в размере 15 000 рублей.

        Решением       судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 12 сентября       2013 года указанное постановление оставлено без изменений, жалоба ФИО1 оставлена без удовлетворения.

        В жалобе,       поданной в областной суд, ФИО1 просит отменить судебное решение в       виду его незаконности. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что       практически все нарушения, указанные в протоколах № 378, 380, 382 от       31.05.013 г. были устранены в кратчайшие сроки в соответствии отчетом,       приложенным к жалобе. В материалах дела имеются все доказательства,       свидетельствующие об устранении нарушений: копии приказов, удостоверений,       сертификатов и др, которые были представлены суду первой инстанции и не       были приняты во внимание судом.. Указывает, что здание библиотеки не       оборудование автоматической сигнализацией, поскольку данные работы требуют       больших финансовых затрат, денежные средства отсутствуют, а МУК «МОБ»,       являющееся казенным предприятием не имеет собственных средств и       финансируется на основание бюджетной сметы.       Распоряжаться

                      2

                      средствами,       полученными от различных видов деятельности МУК «МБО» не вправе, так как       Постановлением Администрации Катав-Ивановского муниципального района от       23.12.2011 года № 1437 в Устав МУК «МБО» внесены изменения в ст. 3.15       «Доходы от приносящей доход деятельности в полном объеме поступают в район       бюджета». Ссылается на применение ст. 2.9 КоАП РФ, которая предусматривает       возможность освобождения судом от административной ответственности и       просит ограничиться устным замечанием.

        В судебное       заседание ФИО1, представитель Отдела надзорной деятельности № 4 по       пожарному ФИО3 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим       образом.

        Проверив       доводы жалобы, изучив материалы дел в полном объеме, судья областного суда       находит постановление и решение судьи районного суда не подлежащими отмене       по следующим основаниям.

        Как следует       из материалов дела, 31 мая 2013 года в 11.00 часов в помещении библиотеки,       расположенной по адресу: <...> - директор МУК «МБО» ФИО1       допустил следующие нарушения требований пожарной безопасности:

        - в       нарушение №184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ № 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст.       151; Правил противопожарного режима в РФ п.З; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007       г. № 645 п.п.31, 32, 34, 36 - не организовано изучение минимума       пожарно-технических знаний руководителя, ответственного за пожарную       безопасность не реже одного раза в три года, (фактически обучение пройдено       руководителем, ответственным за пожарную безопасность в 2009       году).

        - в       нарушение №184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ № 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст.       151; Правил противопожарного режима в РФ п.З; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007       г. № 645 п.6 - не проводится противопожарный инструктаж администрацией       организации по специальным программа обучения мерам пожарной безопасности       работников организаций в порядке, определяемом администрацией       организации.

        - в       нарушение №184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ № 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст.       151; Правил противопожарного режима в РФ п.З; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007       г. № 645 п.40 - не проводится обучение по специальным программа       пожарно-технического минимума непосредственно в организации руководителем       организации или лицом, назначенным приказом (распоряжением) руководителя       организации, ответственным за пожарную безопасность, имеющим       соответствующую подготовку.

        - в       нарушение №184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ № 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст.       151; Правил противопожарного режима в РФ п.З - руководителем организации       не определен порядок и срок проведения     противопожарного

                      инструктажа и прохождения       пожарно-технического минимума.

        - в       нарушение №184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ № 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст.       151; Правил противопожарного режима в РФ п. 14- руководитель организации       не обеспечил выполнение на объекте требований, предусмотренных статьей 6       Федерального закона «Об ограничении курения табака».

        - в       нарушение №184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ № 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст.       151; Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645 п. 10, приложение 1 - о       проведении вводного, первичного, повторного, внепланового, целевого       противопожарного инструктажа не делается запись в журнале учета проведения       инструктажей по пожарной безопасности с обязательной подписью       инструктируемого и инструктирующего.

        -в       нарушение №184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ № 123 от 22.07.08 г. ч.1 ст.       151; Правил противопожарного режима в РФ п.2 - руководителем организации       не утверждена инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с       требованиями, установленными разделом XVIII Правил противопожарного режима       в РФ.

        Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности       подпадают под действие части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, предусматривающей административную       ответственность для должностных лиц в виде предупреждения или       административного штрафа от шести тысяч до пятнадцати тысяч       рублей.

        Так же помещение библиотеки допущены       следующие нарушения:

        - в       нарушении № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ № 123 от 22.07.08 г. ч.1       ст. 151; Правил противопожарного режима в РФ п.478- руководитель       организации не обеспечил своевременную перезарядку огнетушителя № 1       (огнетушитель № 1 дата изготовления 2005 г.)

        Перечисленные нарушения требований пожарной безопасности       подпадают под действие части 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, предусматривающей административную       ответственность для должностных лиц в виде предупреждения или       административного штрафа от шести тысяч до пятнадцати тысяч       рублей.

        - в       нарушение № 184-ФЗ от 27.12.2002 г. ст. 46; ФЗ № 123 от 22.07.08 г. ч.1       ст. 151; НПБ 110.03 таблица 3 п. 38; СП 5.13130.2009 таблица А 3 п.38       -помещение библиотеки не оборудование автоматической пожарной       сигнализацией.

        Согласно       части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным       путям, эвакуационным и аварийным

                      выходам       либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной       сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией       людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты       зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа       на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч       рублей.

        Факт       допущенных нарушений правил пожарной безопасности и виновность ФИО1 подтверждены представленными в дело доказательствами: сведениями,       указанными в протоколах об административных правонарушениях, актом       проверки от 31 мая 2013 года и иными материалами дела, а также       пояснениями, которые получили надлежащую оценку при вынесении       постановления и решения.

        Исходя из       собранных доказательств в их совокупности и установленных по делу       обстоятельств, вывод судьи городского суда о том, что директора МУК «МБО»       ФИО1, не исполнила надлежащим образом свои обязанности по       обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации помещений, сомнений не       вызывает.

        Так, в силу       статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо       в случае совершения им административного правонарушения в связи с       неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных       обязанностей.

        Статьей 37       Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 года №       69-ФЗ предусмотрено, что руководители организации обязаны: соблюдать       требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания,       постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны;       разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;       проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников       мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение)       вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и       средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения       пожаров, не допускать их использования не по назначению; и иные       требования. Руководители организаций осуществляют непосредственное       руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на       подведомственных объектах и несут персональную ответственность за       соблюдение требований пожарной безопасности.

        В       соответствии со статьей 38 названного Закона ответственность за нарушение       требований пожарной безопасности несут собственники имущества; лица,       уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в       установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной       безопасности.

        Согласно пункта 10 ППБ собственники       имущества, лица,

                      уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться       имуществом, в т.ч. руководители и должностные лица организаций, лица, в       установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной       безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований       пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных       требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

        Следовательно, ФИО1, будучи руководителя учреждения,       является субъектом ответственности за нарушения требований пожарной       безопасности, в том числе той её разновидности, которая предусмотрена       Кодексом Российской Федерации об административных       правонарушениях.

        Выводы       судьи городского суда о доказанности вины ФИО4 в совершении       административных правонарушений, предусмотренных частями 1, 3, 4 статьи       20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       являются правильными и сделаны с учетом всех имеющихся в материалах дела       доказательств, которые получили надлежащую оценку в соответствии со       статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях, на основании всестороннего, полного, объективного       исследования всех обстоятельств дела в их совокупности.

        Доводы       заявителя о том, что практически все нарушения, указанные в протоколах №       378, 380, 382 от 31.05.013 г. были устранены в кратчайшие сроки, что       отражено в отчете, приложенным к жалобе повлиять на обоснованность выводов       судьи городского суда не могут. По сути, выявленные нарушения имели место,       и ФИО1 данный факт не оспаривала. В представленном отчете,       приложенном к жалобе, достоверных доказательств устранения нарушений       правил пожарной безопасности судье областного суда не       представлено.

        Указание в       жалобе, что здание библиотеки не оборудование автоматической       сигнализацией, поскольку данные работы требуют больших финансовых затрат,       денежные средства отсутствуют, а МУК «МОБ» являющееся казенным       предприятием не имеет собственных средств и финансируется на основании       бюджетной сметы. Распоряжается средствами, полученными от различных видов       деятельности МУК «МБО» не вправе, так как Постановлением Администрации       Катав-Ивановского муниципального района от 23.12.2011 года № 1437 в Устав       МУК «МБО» внесены изменения в ст. 3.15 «Доходы от приносящей доход       деятельности в полном объеме поступают в район бюджета» не может повлечь       отмены вынесенного решения.

        Данный       довод проверялся судом первой инстанцией и судья городского суда пришел к       обоснованному выводу о том, что указанные заявителем обстоятельства не       являются основанием для освобождения от выполнения требований по пожарной       безопасности.

                      Вместе с       тем ссылка в жалобе на то, что совершенное ФИО1. деяние само по       себе не содержит каких - либо опасных угроз для личности, общества или       государства не свидетельствует о малозначительности совершенного ей       административного правонарушения и не может служить основанием для       применения ст. 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях и освобождения ФИО1 от административной       ответственности.

        Довод, что       наименьшей мерой наказная за административное правонарушение       предусмотренной ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, является предупреждение, в связи с       чем полагает возможным назначение данного вида наказания, основано на       ином, субъективном понимании заявителем норм права.

        Как следует       из материалов дела ФИО1 3. Ф. признана виновной в совершении       административного правонарушения, предусмотренного частями 1, 3 и 4 статьи       20.4 КоАП РФ.

        В       соответствии с с ч.2 ст. 4.4. КоАП РФ административное наказание       назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу,       совершившему указанное действие (бездействие), более строгого       административного наказания. Закон содержит уточнение данного правила       применительно к отдельным видам административных наказаний. Во-первых,       исключается возможность назначения административного наказания в виде       предупреждения. Наказание назначается в пределах санкции, не       предусматривающей назначение административного наказания в виде       предупреждения, если одной из санкций предусматривается назначение       административного наказания в виде предупреждения. Во-вторых, при наличии       штрафных санкций избирается та, которая предусматривает наибольший размер       административного штрафа в денежном выражении.

        Следовательно, ФИО1 совершив административные       правонарушения, ответственность за которые предусмотрена 1, 2 и 4 статьи       20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же субъекту       административной юрисдикции, обоснованно привлечена к административной       ответственности с назначением административного наказания в пределах       санкции, предусматривающей назначение более строгого административного       наказания.

        Доводы,       изложенные в жалобе, направлены по существу на переоценку установленных по       делу фактических обстоятельств, оснований для которой у судьи областного       суда в силу положений статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях не имеется.

        Административное наказание за совершение административного       правонарушения назначено в пределах, установленных законом,       предусматривающим ответственность за данное       административное

4¦>

        7

                      правонарушение.

        Процессуальных нарушений в ходе производства по данному делу       об административном правонарушении, в том числе тех, на которые ссылается       податель жалобы, органом государственного пожарного надзора и судьей       районного суда не допущено.

        Обстоятельств, исключающих производство по делу об       административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях, по делу не       установлено, добытые доказательства получены с соблюдением требований       статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях, являются вполне достаточными и допустимыми для выводов о       виновности ФИО5 в совершении административного правонарушения,       предусмотренного частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации       об административных правонарушениях.

        При таких       обстоятельствах, требования жалобы, об отмене состоявшегося по делу       решения не подлежат удовлетворению.

        На       основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6, 30.7 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях, судья       Челябинского областного суда

решил:

        решение       судьи Катав-Ивановского городского суда Челябинской области от 12 сентября       2013 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном       частями 1, 3, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях в отношении директора «Муниципального       учреждения культуры муниципального объединения библиотек Катав-Ивановского       муниципального района» ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без       удовлетворения.