ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-856/19 от 31.07.2019 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Морозов В.П. Дело № 7-856/2019

РЕШЕНИЕ

31 июля 2019 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Бубновой К.Н., рассмотрел жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Лидер-Лифт» ФИО1 на постановление судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 июня 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лидер-Лифт» по части 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав доводы защитника Кайновой Г.Б., государственного инспектора Казанского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора ФИО2, судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 июня 2019 года общество с ограниченной ответственностью «Лидер-Лифт» (далее по тексту – ООО «Лидер-Лифт») привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 300000 рублей.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, ставится вопрос об отмене постановления судьи как необоснованного.

Жалоба подлежит частичному удовлетворению.

В соответствии с частью 1 статьи 9.1.1 КоАП РФ нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, кроме случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.

Часть 2 указанной статьи предусматривает ответственность в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификации на срок от одного года до полутора лет; на юридических лиц - от трехсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей или административного приостановления деятельности на срок до девяноста суток, за нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии.

Требования к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах устанавливаются Правилами организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2017 года № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее по тексту – Правила), Техническим регламентом Таможенного союза, утвержденного решением комиссии Таможенного союза от 18 октября 2011 года № 824 (далее по тексту – Технический регламент).

На основании распоряжения заместителя руководителя управления Приволжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о проведении плановой выездной проверки юридического лица ТСЖ «РЭНД и К» № .... от 13 марта 2019 года, в период с 25 марта 2019 года по 1 апреля 2019 года государственным инспектором Ростехнадзора ФИО2 проведена плановая выездная проверка в отношении лифтов (рег. № .... и № ....), установленных в доме № 11 по улице Тихомирнова города Казани, который находится в управлении ТСЖ «РЭНД и К».

По результатам проверки установлено, что действиями (бездействием) ООО «Лидер-Лифт», которое осуществляет техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт лифтов в доме № 11 по улице Тихомирнова города Казани, допущены нарушения к обеспечению безопасности лифтов, а именно:

- нарушены требования к обеспечению безопасности лифтов рег. № .... и № ..... Отсутствует квалифицированный персонал. Техническое обслуживание и ремонт лифтового оборудования диспетчерского контроля за работой лифтов осуществляется неквалифицированным персоналом, а именно – лицо, ответственное за организацию и производство работ по техническому обслуживанию диспетчерской связи на лифтах ООО «Лидер-Лифт» ФИО3 не подтвердил свою квалификацию требованиям профессиональных стандартов в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», чем нарушен подпункт «а» пункта 17, пункт 2 приложения № 1 Правил, пункт 3.2 статьи 4 Технического регламента, которые предусматривают, что выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта должно осуществляться квалифицированным персоналом. Согласно статье 4 Федерального закона «О независимой оценке квалификации» по итогам прохождения профессионального экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. В течение этого срока осуществляются проверка, обработка и признание результатов независимой оценки квалификации соискателя советом по профессиональным квалификациям. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр. Техник-наладчик по лифтам ФИО3 подтвердил квалификацию 17 мая 2019 года. При этом, вопреки убеждениям автора жалобы, предоставление свидетельства о прохождении профессиональной подготовки, выданного 6 июля 2018 года (л.д.123-124), недостаточно для подтверждения квалификации ФИО3;

- обязанности по выполнению работ лица, ответственного за организацию эксплуатации лифтов возложены приказом «Об организации технического надзора» от 9 июня 2018 года № 20 на ФИО4 Между тем, ФИО4 является лицом, ответственным за организацию обслуживания и ремонта лифтов. Защитник ООО «Лидер-Лифт» настаивает, что Правила допускают обязанности по выполнению работ лица, ответственного за организацию эксплуатации лифтов возлагать на лицо, ответственное за организацию обслуживания и ремонта лифтов. Между тем, Правила допускают такой порядок только в случае осуществления владельцем объекта работ по эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, объекта самостоятельно (подпункт «и» пункт 17 Правил). Однако ООО «Лидер-Лифт» не является владельцем объекта, является специализированной организацией, осуществляющей техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт лифтов, на основании соответствующего договора № .... от 21 августа 2012 года, заключенного между ТСЖ «РЭНД и К» и ООО «Лидер-Лифт»;

- не исправна (отсутствует) двухсторонняя переговорная связь из кабины лифта и местом нахождения квалифицированного персонала. Так, при нажатии на кнопку «Вызов» в купе кабины лифта диспетчер выходит на связь, но диалог с пассажиром не поддерживает, так как не слышит его. Согласно пункту 12 приложения № 1 Правил отсутствие двусторонней переговорной связи между кабиной лифта, грузонесущим устройством подъемной платформы для инвалидов и местом нахождения квалифицированного персонала является нарушением требований к обеспечению безопасности лифтов, создающим угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварий. То обстоятельство, что нарушение было устранено на месте, не отрицается государственным инспектором Ростехнадзора;

- аварийное обслуживание лифтов проводится с нарушением установленных требований и инструкций по эксплуатации изготовителя. Эвакуация пассажиров из кабин лифтов проводится дежурным электромехаником аварийной службы ООО «Лидер-Лифт» единолично без привлечения второго специалиста. В соответствии с подпунктом «ж» пункта 19 Правил порядок проведения работ по аварийно-техническому обслуживанию объекта регламентируется распорядительными документами лица, их проводящего, в которых предусматриваются: положения об эвакуации лиц, находящихся на объекте (внутри объекта) в случае его аварийной остановки, которая должна осуществляться в течение 30 минут с момента регистрации соответствующей информации лицом, которое в соответствии с пунктом 16 настоящих Правил осуществляет обслуживание объекта. Эвакуация осуществляется квалифицированным персоналом с учетом требований руководства (инструкции) по эксплуатации объекта. При отсутствии таких требований эвакуация осуществляется в соответствии с распорядительными документами лица, осуществляющего обслуживание объекта. Согласно руководству по эксплуатации лифта пассажирского 0601.00.00.000 РЭ работы по техническому обслуживанию должны выполняться ОП не менее двух человек в составе электромеханика и помощника;

- не выставлены регламентированные торцевые зазоры между вкладышами нижних башмаков противовеса и направляющими в приямке шахты лифта. Вкладыши зажаты направляющими, имеется возможность повисания противовеса на направляющих противовеса, тем самым, кабина может не доезжать до верхней посадочной остановки. Имеется несоответствие конструкции элементов и составных частей лифта требованиям паспорта лифта, руководства по эксплуатации изготовителя, проектной документации по установке лифта, а также установочному и монтажному чертежам. Согласно пункту 6 приложения № 1 Правил несоответствие конструкции, элементов и составных частей объекта требованиям паспорта объекта, руководства (инструкции) по эксплуатации объекта, проектной документации по установке объекта, а также установочным и монтажным чертежам является нарушением требований к обеспечению безопасности лифтов, создающим угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, возникновения аварий. Вопреки утверждениям защитника о непроведении необходимых замеров зазоров, соответствующие замеры возможно произвести лишь в случаях, когда зазор имеется;

- корпус реле КV в станции управления лифтом не закрыт крышкой. На 9-10 клеммы реле установлена перемычка, чем нарушен пункт 3.1 статьи 4 Технического регламента (фотографии л.д. 17,18). Довод заявителя о том, что данное обстоятельство не влияет на безопасное движение лифта, не принимается судом, при этом учтено, что нарушение устранено на месте;

- отсутствуют меры и (или) средства по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, выступающим валом двигателя привода дверей кабины при их движении. Отсутствует штатное ограждение дверного привода, предусмотренное заводом-изготовителем лифта. Согласно пункту 1.27 приложения № 1 Технического регламента наличие мер и (или) средств по предотвращению травмирования персонала элементами лифтового оборудования: ремнями, шкивами, блоками, выступающим валом двигателя, шестернями, звездочками, приводными цепями при их движении, обязательно;

- имеется остаточная деформация стен купе кабины и пола. Между стеной купе кабины и полом образовалась недопустимая щель. Нарушено сплошное ограждение купе кабины. Согласно пункту 1.13 приложения № 1 Технического регламента кабина, тяговые элементы, подвеска и (или) опора кабины, противовеса, элементы их крепления должны выдерживать нагрузки, возникающие при использовании по назначению и испытаниях лифта. Таким образом, наличие деформаций кабины лифта не допускается. Между тем, из фотографий усматривается наличие щели между стеной купе кабины и полом, имеется остаточная деформация стен купе кабины и пола (л.д.20,21);

- не исправно освещение в шахте лифта на уровне 2-го этажа. Отсутствует лампа в светильнике освещения шахты. Отсутствуют средства для создания уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом. Согласно пункту 1.28 приложения № 1 Технического регламента обязательно наличие средств для создания уровня освещенности зон обслуживания, достаточного для безопасного проведения работ персоналом. Из фотоматериалов, приложенных к делу (л.д.23), усматривается, что на уровне 2 этажа в шахте лифта в светильнике освещения отсутствует лампа;

- обслуживающий персонал ООО «Лидер-Лифт» - электромеханик по лифтам ФИО5 находился в лифтах во время производства работ в машинном помещении и шахте лифта без защитной каски, что подтверждается фотоматериалом (л.д.22), что недопустимо.

Эти обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами в совокупности, в том числе протоколом об административном правонарушении № .... от 9 апреля 2019 года, копией распоряжения о проведении плановой выездной проверки, копией акта проверки № ...., копией предписания, фотоматериалами, копией графика дежурств аварийной службы, копией договора на техническое обслуживание, эксплуатацию и ремонт лифтов, копиями свидетельств о квалификации, и другими материалами дела, оцененными в совокупности согласно правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

Исследовав материалы дела, проанализировав установленные ими обстоятельства, судья районного суда пришел к выводу о том, что ООО «Лидер-Лифт» совершило административное правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 9.1.1 КоАП РФ.

Между тем, квалифицируя содеянное ООО «Лидер-Лифт» судья не учел, что в материалах дела не имеется доказательств того, что выявленные органом государственного надзора нарушения требований безопасности лифтов повлекли возникновение непосредственной угрозы жизни или здоровью людей. Не нашли подтверждения эти обстоятельства и при рассмотрении настоящей жалобы.

Вместе с тем действия ООО «Лидер-Лифт» содержат состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1.1 КоАП РФ.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», если при рассмотрении дела будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, судья может переквалифицировать действия (бездействие) лица на другую статью, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, при условии, что это не ухудшает положения лица, в отношении которого возбуждено дело, и не изменяет подведомственности его рассмотрения.

В таком же порядке может быть решен вопрос о переквалификации действий (бездействия) лица при пересмотре постановления или решения по делу об административном правонарушении.

Составы административных правонарушений, предусмотренные частью 1 статьи 9.1.1 и частью 2 статьи 9.1.1 КоАП РФ, имеют единый родовой объект посягательства. Санкция части 1 статьи 9.1.1 КоАП РФ для юридических лиц не строже санкции части 2 статьи 9.1.1 КоАП РФ, положение привлекаемого к ответственности юридического лица не ухудшается. Подведомственность рассмотрения дела в результате изменения квалификации не изменяется.

Ввиду изложенного, постановление судьи районного суда подлежит изменению путем переквалификации совершенного ООО «Лидер-Лифт» деяния с части 2 статьи 9.1.1 КоАП РФ на часть 1 статьи 9.1.1 КоАП РФ с назначением административного штрафа в размере 20000 рублей.

Доводы жалобы о невиновности ООО «Лидер-Лифт» в совершении административного правонарушения не нашли подтверждения в ходе подробного разбирательства в Верховном Суде Республики Татарстан.

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ,

Решил:

постановление судьи Кировского районного суда города Казани Республики Татарстан от 18 июня 2019 года, вынесенное по делу об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью «Лидер-Лифт» по части 2 статьи 9.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить.

Переквалифицировать действия общества с ограниченной ответственностью «Лидер-Лифт» на часть 1 статьи 9.1.1 КоАП РФ.

Назначить обществу с ограниченной ответственностью «Лидер-Лифт» административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

Жалобу генерального директора общества с ограниченной ответственностью «Лидер-Лифт» ФИО1 удовлетворить частично.

Судья: