Дело №7-868/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 23 сентября 2021 года
Судья Нижегородского областного суда Минеева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя генерального директора – исполнительного директора Управляющей компании ООО «Объединенные кондитеры» (ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика») ФИО3 на решение судьи Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 10 июня 2021 года, постановление министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № 27 от 15 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № 27 от 15 марта 2021 года ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
Решением судьи Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 10 июня 2021 года постановление административного органа оставлено без изменения, жалоба заявителя без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, заместитель генерального директора – исполнительного директора Управляющей компании ООО «Объединенные кондитеры» (ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика») ФИО3 просит судебное решение и постановление административного органа отменить, как незаконные и необоснованные.
Жалоба подана в установленный ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ срок на обжалование постановления (решения).
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав защитников ФИО4, ФИО5, действующих в интересах ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика», поддержавших доводы жалобы, должностное лицо, составившего протокол об административном правонарушении, заместителя начальника Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды, старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды, ФИО6, должностное лицо, вынесшее оспариваемое постановление, начальника Центрального межрайонного отдела регионального государственного экологического надзора и охраны окружающей среды, ФИО7, подтвердивших сведения в составленных ими документах, судья вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.
Частью 2 статьи 8.21 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него.
Согласно части 11 статьи 15 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в уведомительном порядке отчетность- о выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух.
С 01.01.2019 года отдельной процедуры утверждения органами государственной власти нормативов допустимых выбросов, нормативов допустимых сбросов и нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для объектов III категории, а также необходимости получения данными объектами утвержденных уполномоченными органами государственной власти соответствующих разрешений и документов, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
При этом вступившие в силу с 01.01.2019 года изменения законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды не предусматривают отмены действия полученной ранее в установленном порядке разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды, в том числе полученной юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность на объектах III категории.
Вместе с тем действующим законодательством не предусмотрено применения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах III категории, мер административной ответственности за превышение нормативов, установленных соответствующими разрешениями, после 01.01.2019 года
Таким образом, решение о целесообразности соблюдения условий указанных разрешений и документов (за исключением вышеуказанных содержащихся в настоящее время в законодательстве Российской Федерации требований для объектов III категории) может быть принято хозяйствующими субъектами самостоятельно.
Следовательно, действующее законодательство сохраняет обязательность разрешительной документации в сфере охраны окружающей среды, выданной до 01.01.2019 года.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении и установлено судом первой инстанции, на основании приказа министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 18.01.2021 года №319-15/21 П/од в период с 01.02.2021 года по 01.03.2021 года была проведена плановая выездная проверка ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика».
В ходе проверки было установлено, что в 2017 году обществом разработан и согласован проект нормативов предельно допустимых выбросов и получено разрешение на выброс вредных загрязняющих веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарными источниками от 28.12.2017 года №250 (период действия с 28.12.2017 года по 12.11.2024 года).
Обществом предоставлен отчет по осуществлению производственного экологического контроля на источниках выброса загрязняющих веществ, выполненный расчетным методом за 2020 года и протоколы лабораторного анализа по источникам [номер], 11, 15, 45, 61, 31, 32, 33, 50, 54, 52, 53, 21.
Согласно приложению 2 разрешения на выброс вредных загрязняющих веществ, ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» обязано обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых и при установлении временно согласованных выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на каждом источнике выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами.
Проектом предельно допустимых выбросов установлен план-график контроля нормативов выбросов на источниках выброса. Планом-графиком определено, что на источниках №[номер], 47, 42, 43, 50 контроль проводится гравиметрическим методом с периодичностью контроля 1 раз в год.
В ходе проверки было установлено, что производственный контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов предельно допустимых веществ на указанных источниках выбросов в 2020 году не осуществлялся, протоколы количественного химического анализа по указанным источникам не представлены.
Также установлено, что в инвентаризации источников выброса загрязняющих веществ отсутствует технологический процесс, имеющийся в структурном подразделении «Конфетный цех» на участке «Птичье молоко» и подразделении «Бисквитный цех» участок «Зефирный» по упаковке готовой продукции в полиэтиленовую пленку. При сварке полиэтиленовой пленки выделяются углерод оксид, фомальдегид, ацельтальдегид, уксусная кислота.
Кроме того, в инвентаризации источников выбросов вредных веществ в ремонтно-механическом участке учены выбросы только от заточного станка, а, согласно перечню основных средств, представленных обществом, в подразделении «ремонтно-механический участок» имеется станок вертикально-сверлильный (2 шт), вертикально-фрезерный, долбежный, зубофрезерный, заточной (4 шт) настольно-сверлильный (4 шт) и др. При механической обработке металлов и сплавов в атмосферный воздух поступают загрязняющие вещества (пыль обрабатываемого металла, дижелезотриоксид, пыль абразивная и др.
Согласно разрешению, на предприятии выбрасывается в воздух 21 загрязняющее вещество, из которых все загрязняющие вещества подлежат нормированию и государственному учету, согласно распоряжению Правительства России от [дата][номер]-р.
Таким образом, действия ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.
Факт совершения ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, и вина в его совершении подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 01.03.2021 года №27; приказом министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области от 18.01.2021 года №319-15/2Ш/од о проведении плановой выездной проверки; заявкой ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» об актуализации сведений; актом проверки от 1.03.2021 №2; предписанием от 01.03.2021 года №2; справкой об основном виде деятельности ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика»; перечнем основных средств ремонтно-механического участка; перечнем основных средств бисквитного цеха (зефирный участок); перечнем основных средств конфетного цеха (участок «Птичье молоко»); свидетельствами о государственной регистрации права; свидетельством о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду от 23.12.2016 года; свидетельством об актуализации сведений от 26.12.2019 года; разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 28.12.2017 года №250; планом-графиком контроля нормативов выбросов на источниках выброса из проекта ПДВ; программой производственного экологического контроля от 01.03.2020 года; отчетом об организации и о результатах производственного экологического контроля за 2019 год; отчетом по инвентаризации выбросов вредных веществ в атмосферный воздух и их источников; протоколами количественного химического анализа промышленных выбросов в атмосферу за 2020 год; письмом управления Роспотребнадзора по Нижегородской области от 11.11.2019 года; реестром газоочистных установок; паспортами газоочистных установок; письмом департамента Росприроднадзора по ПФО от 19.10.2017 года; приказом о создании комиссии по обследованию ГОУ от 06.04.2020 года; программой проведения технического обслуживания ГОУ от 27.12.2018 года; инструкцией по эксплуатации и обслуживанию ГОУ от 12.01.2018 года; планом-графиком технического обслуживания и ремонта ГОУ на 2020 и 2021; актами технического осмотра ГОУ за 2020; протоколами определения эффективности работы ГОУ за 2020; сведениями из реестра субъектов малого и среднего предпринимательства; выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, действия лица, привлекаемого к административной ответственности, правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.
Довод заявителя об отсутствии в деяниях предприятия фактов, которым были присущи признаки события административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 КоАП РФ (нарушение правил атмосферного воздуха), с ссылкой на то, что отбор проб атмосферного воздуха не производился, выброс предприятием вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие в ходе проверки не установлено, следует признать несостоятельным, поскольку как обоснованно указал судья районного суда, основанием для привлечения общества к административной ответственности послужил не факт негативного воздействия на воздух, а факт неисполнения требований разрешения на выброс вредных (загрязняющих ) веществ в атмосферный воздух в части осуществления контроля выбросов.
Ссылка в жалобе на нарушение судом положений п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении в рассматриваемом случае является несущественной и не влечет за собой отмену состоявшегося по делу судебного решения.
Административное наказание назначено ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» с учетом требований ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ.
Таки образом, каких-либо нарушений норм процессуального закона, безусловно влекущих отмену или изменение состоявшегося судебного решения, постановления административного органа, при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7
КоАП РФ, судья,
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Сормовского районного суда г. Нижний Новгород от 10 июня 2021 года и постановление министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области № 27 от 15 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика» - оставить без изменения, жалобу заместителя генерального директора – исполнительного директора Управляющей компании ООО «Объединенные кондитеры» (ЗАО «Сормовская кондитерская фабрика») ФИО3 – без удовлетворения.
Судья областного суда Минеева И.А.