Судья: Л.М. Кабаева Дело № 7-869/2017РЕШЕНИЕ
город Казань 12 июля 2017 года
Судья Верховного Суда Республики Татарстан Е.В. Верхокамкин при секретаре судебного заседания В.С. Горбуновой, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу М.А. Маркова на постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 июня 2017 года, вынесенное в отношении заявителя по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 июня 2017 года М.А. Марков привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере десяти тысяч рублей.
ФИО1 обратился с жалобой на указанное постановление в Верховный Суд Республики Татарстан, в которой просил его отменить и производство по делу прекратить.
В возражениях на жалобу представитель отдела МВД России по Альметьевскому району ФИО2 настаивает на законности и обоснованности постановления.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы и возражений на нее, полагаю, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Условия и порядок реализации гражданами Российской Федерации гарантированного статьей 31 Конституции права собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования регламентированы Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее по тексту Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 2 данного Федерального закона публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Статья 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ провозглашает, что одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
Рассматриваемый Федеральный закон предусматривает уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Согласно части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 1 указанной статьи (в редакции, действовавшей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ФИО1 к административной ответственности) уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в сроки, указанные в данной норме.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления определяется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ).
Часть 1 статьи 3 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года № 91-ЗРТ «Об обеспечении условий реализации прав граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований в Республике Татарстан» (далее по тексту Закон Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года № 91-ЗРТ) указывает, что уведомление о проведении публичного мероприятия подается в письменной форме в администрацию муниципального образования – городского или сельского поселения, городского округа, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия.
В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:
1) цель публичного мероприятия с точной формулировкой предлагаемого к обсуждению вопроса и (или) события, вызвавшего причину проведения мероприятия;
2) форма публичного мероприятия - митинг, демонстрация, шествие или пикетирование либо в различных сочетаниях этих форм акция, для проведения которых в соответствии с Федеральным законом требуется уведомление;
3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств. Под информацией об использовании транспортных средств понимается общее количество и категории транспортных средств, которые предполагается использовать, маршрут их движения, включая протяженность, место начала и окончания маршрута, среднюю скорость движения транспортных средств;
4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;
5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;
6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи с учетом численности и условий проведения публичного мероприятия, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;
7) фамилия, имя, отчество либо полное наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер мобильного телефона, адрес электронной почты. В случае если организатором публичного мероприятия являются политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, в уведомлении указываются сведения, предусмотренные настоящим пунктом, в отношении руководителя организатора публичного мероприятия или уполномоченного им в соответствии с законодательством лица;
8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия, ответственных за звукоусиливающие технические средства, оказание медицинской помощи, их номера мобильных телефонов, адреса электронной почты;
9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия (часть 6 указанной статьи).
В силу правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12-17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Правовой статус участника публичного мероприятия закреплен в статье 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ.
В соответствии с частью 3 данной статьи во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны, в частности, выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации).
В результате судебного разбирательства судьей городского суда было установлено, что 12 июня 2017 года в период времени с 13 часов 00 минут до 14 часов 30 минут ФИО1 в составе группы лиц принял участие в публичном мероприятии в форме митинга на территории перед Домом культуры «Нефтьче», проводившегося в нарушение очередности, определенной частью 4 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года № 91-ЗРТ.
Приведенные обстоятельства подтверждаются всей совокупностью добытых по делу доказательств, которые являлись предметом исследования и оценки судьи городского суда в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из объяснений ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, 12 июня 2017 года в районе Дома культуры «Нефтьче» проводился митинг, посвященный противодействию коррупции в органах власти. Приобщенная к материалам дела видеозапись подтверждает события, изложенные свидетелями. На ней запечатлено, как в упомянутом выше месте собираются граждане и, обсуждая сложившуюся политическую и экономическую обстановку в стране, выражают протест против коррупции. В данной группе граждан находится и ФИО1, держащий в руках плакат с политическим лозунгом.
Организатор публичной акции ФИО13, основываясь на требованиях статьи 7 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ, представила в исполнительный комитет города Альметьевска уведомление о намерении провести антикоррупционный митинг, в частности, и на площади перед Домом культуры «Нефтьче».
На основании Приказа Министерства юстиции Республики Татарстан от 06 августа 2013 года № 01-02/62 территория около дома 98 по улице Ленина рядом с Домом культуры «Нефтьче» относится к специально отведенным для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местам в пределах Альметьевского района Республики Татарстан.
Положения части 4 статьи 5 Закона Республики Татарстан от 25 декабря 2012 года № 91-ЗРТ определяют, что очередность использования специально отведенных мест определяется исходя из времени получения соответствующей информации (уведомления) уполномоченным органом.
В связи с этим руководитель исполнительного комитета города Альметьевска ФИО14 в письме с исх. № 769-гр от 31 мая 2017 года поставил в известность заявителя ФИО13 о невозможности проведения запланированного митинга в указанном месте в заявленное время в виду его занятости для иных публичный мероприятий согласно ранее поданному уведомлению от 27 мая 2017 года.
Следовательно, проведение митинга, вопреки очередности, определяемой временем подачи уведомления, не отвечало требованиям закона.
Как подтверждает исследованный видеоматериал, ФИО1, зная об этом и принимая участие в указанном мероприятии, требование представителя органа местного самоуправления и сотрудников полиции о прекращении участия в незаконной публичной акции в нарушение установлений части 3 статьи 6 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ выполнить отказался.
Довод жалобы о том, что митинг проводился на площади Нефтяников, указанной в уведомлении и относительно которой уполномоченный орган не выразил свою позицию, подлежит отклонению.
Как уже отмечено выше, местом, специально отведенным для проведения публичных акций, признана не площадь перед названым учреждением культуры, а территория, к ней прилегающая, включая площадь Нефтяников.
Более того, об этом свидетельствует и приобщенный к материалам дела паспорт безопасности указанного объекта, утвержденный главой Альметьевского муниципального района и согласованный начальником Управления МЧС Республики Татарстан по Альметьевскому муниципальному району, начальником отдела Управления ФСБ России по Республике Татарстан в городе Альметьевск, начальником отдела МВД России по Альметьевскому муниципальному району. В нем, в частности, отражено, что в границы территории вокруг Дома культуры «Нефтьче» входит и площадь Нефтяников.
Поэтому исполнительный комитет, уведомляя организатора митинга о занятости в заявленное им для проведения акции время территории перед Домом культуры «Нефтьче», имел в виду и площадь Нефтяников.
Другие доводы жалобы не имеют правового значения для правильного разрешения дела.
Постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности вынесено в пределах срока давности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Судья городского суда назначил ему административное наказание в рамках санкции части 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований статей 3.1, 4.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При назначении наказания судья обоснованно принял во внимание личность виновного, конкретные обстоятельства и характер совершенного административного правонарушения.
В связи с этим постановление судьи городского суда является законным и обоснованным, оснований для его изменения или отмены не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 14 июня 2017 года, вынесенное в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 5 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Судья Е.В. Верхокамкин