ЛИПЕЦКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Баранов И.В. Дело № 7-86/2017
Р Е Ш Е Н И Е
3 августа 2017 года город Липецк
Судья Липецкого областного суда Букреев Д.Ю., рассмотрев жалобу Управления дорог и транспорта Липецкой области на постановление судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 28 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 28 июня 2017 года Управление дорог и транспорта Липецкой области признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200.000 рублей.
Согласно протоколу об административном правонарушении и постановлению судьи, 10 апреля 2017 года в 20 час. 45 мин. выявлено отсутствие горизонтальной дорожной разметки на участке автодороги Елец-Талица-Красное напротив дома №83 по ул.Советская в селе Талица Елецкого района Липецкой области, предусмотренной проектом организации дорожного движения данной автомобильной дороги регионального значения.
Также в протоколе об административном правонарушении Управлению дорог и транспорта Липецкой области вменялось отсутствие на данном участке дороги искусственного освещения.
В жалобе Управление дорог и транспорта Липецкой области просит об отмене постановления по следующим основаниям:
- поскольку указанная дорога построена до введения в действие ГОСТ 50597-93, ГОСТ Р 52766-2007, на нее не распространяется требование о наличии искусственного освещения;
- оборудование автомобильной дороги объектами искусственного освещения относится к реконструкции, что не охватывается статьей 12.34 КоАП РФ;
- Управлением дорог и транспорта Липецкой области были приняты необходимые меры по содержанию дорог, в частности, разработан проект организации дорожного движения, утверждена Государственная программа Липецкой области «Развитие транспортной системы»;
- Управление дорог и транспорта Липецкой области не является надлежащим субъектом ответственности, поскольку для осуществления полномочий в сфере содержания автомобильных дорог 30 марта 2017 года был заключен контракт с ОГУП «Липецкдоравтоцентр»;
- до составления протокола нанесению горизонтальной разметки на указанном участке дороги препятствовали погодные условия, однако по состоянию на 31 мая 2016 года она была нанесена;
- с учетом всех обстоятельств дела имеются основания для назначения административного штрафа в размере, менее минимального размера, указанного в санкции.
Выслушав представителя Управления дорог и транспорта Липецкой области по доверенности ФИО1, поддержавшую жалобу, изучив материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, по осуществлению временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на отдельных участках дорог в случаях, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на … юридических лиц от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны: содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил; информировать участников дорожного движения о вводимых ограничениях и об изменениях в организации дорожного движения с помощью соответствующих технических средств, информационных щитов и средств массовой информации; принимать меры к своевременному устранению помех для движения, запрещению или ограничению движения на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
В соответствии с пунктом 6.2.2 ГОСТ Р 52289-2004 в населенных пунктах горизонтальную разметку применяют на магистральных дорогах и улицах, дорогах и улицах местного значения, а в сельских поселениях – на дорогах и улицах, по которым осуществляется движение маршрутных транспортных средств.
Согласно пункту 6.2.3 указанного Стандарта, разметку 1.1 применяют для разделения потоков транспортных средств, движущихся в противоположных направлениях )осевая линия) на дорогах, имеющих две или три полосы для движения в обоих направлениях.
На основании собранных доказательств по делу правильно установлено, что по вине Управления дорог и транспорта Липецкой области участок автодороги Елец-Талица-Красное напротив дома №83 по ул.Советская в селе Талица Елецкого района Липецкой области эксплуатировался без горизонтальной дорожной разметки, предусмотренной проектом организации дорожного движения данной автомобильной дороги регионального значения, что было выявлено инспектором ОГИБДД ОМВД России по Елецкому району Липецкой области 10 апреля 2017 года в 20 час. 45 мин.
Поскольку горизонтальная разметка на указанном участке дороги предусмотрена проектом организации дорожного движения, ее наличие являлось обязательным.
Факт правонарушения подтвержден следующими доказательствами:
- проектом организации дорожного движения автомобильной дороги регионального значения «Елец-Талица-Красное км: 4+000-40+250», согласно которому на участке дороги в селе Талица Елецкого района Липецкой области предусмотрена горизонтальная разметка 1.1, 1.5, 1.6, 1.7;
- рапортом начальника ОГИБДД ОМВД России по Елецкому району Липецкой области ФИО2, согласно которому при осмотре участка автодороги напротив дома №83 по ул.Советская с.Талица в связи с ДТП, было выявлено отсутствие дорожной разметки;
- фотографиями места ДТП, согласно которым на всем протяжении автомобильной дороги в зоне видимости в разных направлениях горизонтальная размета отсутствует;
- рапортом инспектора ОГИБДД ОМВД России по Елецкому району Липецкой области ФИО3 об отсутствии горизонтальной разметки в указанном месте;
- актом выявления недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги от 11 апреля 2017 года;
- справкой Елецкого филиала ОГУП «Липецкдоравтоцентр» от 14 апреля 2017 года, согласно которой автомобильная дорога «Елец-Талица-Красное» состоит на балансе Управления дорог и транспорта Липецкой области, а нанесение дорожной разметки входит в компетенцию Управления дорог и транспорта Липецкой области;
- сообщением заместителя начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО4 от 17 мая 2017 года, согласно которому нанесение горизонтальной разметки на автомобильной дороге «Елец-Талица-Красное» планируется в мае-июне текущего года;
- сообщением заместителя начальника Управления дорог и транспорта Липецкой области ФИО4 от 2 июня 2017 года, согласно которому горизонтальная разметка на участке дороги напротив дома №83 по ул.Советская в селе Талица нанесена 31 мая 2017 года;
- фотографиями указанного участка дороги с нанесенной горизонтальной разметкой 1.5, 1.6.
При таких обстоятельствах квалификация деяния является правильной.
Довод жалобы о том, что Управление дорог и транспорта Липецкой области не является надлежащим субъектом административной ответственности, не основан на законе.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее также Закон) дорожной деятельностью признается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно пункту 12 статьи 3 Закона, содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 2 статьи 12 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
В соответствии с пунктом 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения» должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги и дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Исходя из содержания вышеприведенных норм, субъектами административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, являются должностные и юридические лица, ответственные за состояние дорог и дорожных сооружений.
В соответствии с частью 2 статьи 15 ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения обеспечивается уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 26.11 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в целях осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, могут создаваться государственные унитарные предприятия субъекта Российской Федерации, государственные учреждения субъекта Российской Федерации и другие организации. Функции и полномочия учредителя в отношении указанных предприятий, учреждений и организаций осуществляют уполномоченные органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с «Положением об Управлении дорог и транспорта Липецкой области», утвержденным распоряжением Администрации Липецкой области №267-р от 20 июня 2012 года, к функциям Управления, в частности, относятся:
- осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения (пункт 2.126);
- осуществление мероприятий по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения (пункт 2.1.49).
В соответствии со статьей 23 Закона Липецкой области «О порядке управления и распоряжения государственной собственностью в Липецкой области» в целях осуществления полномочий органов государственной власти Липецкой области на основе (с использованием) объектов областной собственности в соответствии с действующим законодательством создаются, в частности, областные государственные унитарные предприятия.
Исходя из содержания вышеназваной нормы, создание областных государственных унитарных предприятий в целях осуществления полномочий органов государственной власти Липецкой области, не равнозначно передаче соответствующих полномочий, и не погашает непосредственные обязанности органов государственной власти в определенных сферах.
В деле имеется государственный контракт от 30 марта 2017 года между Управлением дорог и транспорта Липецкой области и ОГУП «Липецкдоравтоцентр».
По условиям контракта ОГУП «Липецкдоравтоцентр» принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения, и обязуется обеспечить круглосуточное бесперебойное и безопасное движения транспортных средств.
Наличие данного контракта не освобождает Управление дорог и транспорта Липецкой области от осуществления собственных титульных функций в сфере содержания дорог, а равно от обязанности осуществлять надлежащий контроль подрядчика.
Согласно Уставу ОГУП «Липецкдоравтоцентр», предприятие создано в целях осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, то есть в качестве подрядчика для более эффективной реализации полномочий Управления дорог и транспорта Липецкой области.
Учреждением же ответственным за содержание дорог, ОГУП «Липецкдоравтоцентр» в силу закона и Устава не является.
Доводы жалобы о невозможности нанесения горизонтальной разметки 10 апреля 2017 года вследствие низких температур признаются несостоятельными, поскольку не доказано отсутствие такой возможности в весенний период до указанной даты.
Доводы Управления дорог и транспорта Липецкой области об отсутствии обязанности обустроить указанный участок автомобильной дороги искусственным освещением правового значения не имеют, поскольку судьей районного суда это нарушение исключено, и оснований для переоценки выводов в данной части по истечении срока давности административного преследования не имеется.
Проверяя законность постановления в части назначенного наказания, прихожу к выводу о наличии оснований для уменьшения размера административного штрафа.
В соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела 2 Кодекса в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Как следует из протокола об административном правонарушении и постановления судьи, с учетом пояснительной записки к административному материалу (л.д.9-13), Управлению дорог и транспорта Липецкой области вменялось отсутствие горизонтальной разметки на участке дороги напротив дома №83 по ул.Советская в селе Талица Елецкого района Липецкой области.
Согласно подробной выкопировки из проекта организации дорожного движения с укрупненным масштабом, представленной в Липецкий областной суд, напротив дома №83 по улице Советская в селе Талица Елецкого района Липецкой области должна быть нанесена только горизонтальная разметка 1.5, 1.6.
Остальные виды горизонтальной разметки, указанные в проекте организации дорожного движения (1.1, 1.7), находятся за пределами названного участка.
Таким образом, административное преследование Управления дорог и транспорта Липецкой области осуществлялось за отсутствие горизонтальной разметки на локальном участки дороги - напротив дома №83 по ул.Советская села Талица, а не на всем протяжении дороги по селу.
Данное обстоятельство существенно влияет на характер и степень общественной опасности правонарушения, что с учетом отсутствия последствий нарушения в виде ДТП, и факта нанесения разметки 31 мая 2017 года, то есть до рассмотрения дела, позволяет уменьшить размер административного штрафа до 100.000 рублей на основании части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ.
Руководствуясь статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 28 июня 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.34 КоАП РФ в отношении Управления дорог и транспорта Липецкой области изменить.
Назначить Управлению дорог и транспорта Липецкой области административное наказание в виде административного штрафа в доход местного бюджета в размере 100.000 рублей, с его уплатой по реквизитам, указанным в постановлении судьи от 28 июня 2017 года.
Судья Букреев Д.Ю.