УИД 69МS0051-01-2019-002556-56
Дело № 7-87/2020 судья Шейхов Т.С.
РЕШЕНИЕ
18 мая 2020 года г. Тверь
Судья Тверского областного суда Колпиков В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Конаковского городского суда Тверской области от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1,
установил:
постановлением судьи Конаковского городского суда Тверской области от 26 февраля 2020 года глава муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей (т. 1 л.д. 237-249).
В жалобе, поданной в Тверской областной суд, ФИО1 просит постановление судьи городского суда отменить, производство по делу прекратить. В обоснование доводов жалобы заявитель указывает на то, что при проведении проверки были нарушены требования Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Отмечает, что в материалах дела отсутствует ежегодный план проведения проверок на 2018 год. Полагает, что предписание от 24 декабря 2018 года № 53 не отвечает требованиям законности. Обращает внимание, что ФИО1 не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения. Кроме того, судом безосновательно отвергнут довод защитника о применении при рассмотрении дела нормы ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ (т. 2 л.д. 2-7).
Проверив материалы дела об административном правонарушении в полном объеме, оценив обоснованность доводов жалобы, прихожу к следующим выводам.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного указанной нормой, является неисполнение в установленный срок законного предписания, принятого уполномоченным органом, осуществляющим государственный надзор (контроль), муниципальный контроль.
Правонарушение считается совершенным с момента истечения срока, предусмотренного предписанием.
Как следует из представленных материалов и установлено судом первой инстанции, в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций по адресу: <адрес>, в отношении муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области проведена плановая проверка соблюдения Учреждением законодательства о градостроительной деятельности.
На основании акта плановой проверки от ДД.ММ.ГГГГ№, муниципальному учреждению «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области выдано предписание от 24 декабря 2018 года № 53 (т. 1 л.д. 23-26), которым в срок до 01 октября 2019 года предписывалось устранить нарушения градостроительного законодательства:
- разработать и направить на утверждение в Совет депутатов поселения проект положения, регулирующего порядок осуществления органами местного самоуправления Козловского сельского поселения <адрес> полномочий в области градостроительной деятельности на территории поселения, учитывающий распределение полномочий между исполнительно-распорядительным и представительным органами поселения в соответствии с требованиями Градостроительного законодательства Российской Федерации по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройству территории, либо предусмотреть распределение указанных полномочий в Уставе поселения;
- разработать порядок подготовки, утверждения местных нормативов градостроительного проектирования Козловского сельского поселения и внесения изменений в них в соответствии с ч. 8 ст. 29.4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ);
- требований ст. 3 Федерального закона от 05 мая 2014 года № 131-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» принять меры по подготовке и направлению на утверждение в представительный орган поселения местных нормативов градостроительного проектирования поселения;
- требований ч. 7 ст. 25 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» и ч. 23 ст. 5.1 ГрК РФ путем размещения на официальном сайте Козловского сельского поселения протоколов и заключений по публичным слушаниям по проектам документов территориального планирования и градостроительного зонирования Козловского сельского поселения;
- требований ст. 36 и ч. 1 ст. 38 ГрК РФ, выразившихся в отсутствии в градостроительных регламентах правил землепользования и застройки поселения предельных (минимальных и (или) максимальных) размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства применительно ко всем территориальным зонам;
- требований ч. 5.1 ст. 26 ГрК РФ путем принятия мер к разработке и утверждению органами местного самоуправления Козловского сельского поселения программ комплексного развития систем транспортной инфраструктуры поселения и комплексного развития систем социальной инфраструктуры;
- ч. 2 ст. 57.1 ГрК РФ путем размещения в федеральной государственной информационной системе территориального планирования программу комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Козловского сельского поселения на 2018-2022 годы, утвержденную постановлением администрации Козловского сельского поселения от 20 июня 2017 года № 68;
- требования ч. 20 ст. 45 ГрК РФ путем разработки и направления на утверждение в Совет депутатов Козловского сельского поселения положения о порядке подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений органов местного самоуправления, и порядке принятия решения об утверждении документации по планировке территории;
- требования ч. 11 ст. 55.24 ГрК РФ путем разработки и направления на утверждение в Совет депутатов Козловского сельского поселения положения о порядке проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиями проектной документации указанных объектов и направления лицам, ответственным за эксплуатацию зданий, сооружений, рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений;
- требований Федерального закона от 27 июля 2010 года № 210-Ф8 «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» путем подготовки и утверждения муниципальными правовыми актами административных регламентов предоставления муниципальных услуг, содержащих процедуры исчерпывающего перечня, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года № 403 «Об исчерпывающем перечне процедур в сфере жилищного строительства»: принятие решения о подготовке документации по территории (процедура исчерпывающего перечня № 4); организация и проведение аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории (процедура исчерпывающего перечня №7); заключение договора о развитии застроенной территории (процедура исчерпывающего перечня № 9); предоставление разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (процедура исчерпывающего перечня № 21); предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка (процедура исчерпывающего перечня №24);
- привести в соответствие с требованиями действующего градостроительного законодательства административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденного постановлением администрации поселения от 26 октября 2016 года № 78;
- внести изменения в положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании Козловское сельское поселение Конаковского района Тверской области, утвержденное решением Совета депутатов Козловского сельского поселения от 25 августа 2014 года № 22, учитывая требования Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 455-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», и направить их утверждение в Совет депутатов Козловского сельского поселения.
Предписание об устранении выявленных нарушений от 24 декабря 2018 года было направлено в адрес Главы Козловского сельского поселения Конаковского района Тверской области ФИО1 и получено 11 января 2019 года (т. 1 л.д. 21, 22).
ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций проведена проверка исполнения муниципальным учреждением «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области предписания Министерства от 24 декабря 2018 года № 53 об устранении нарушений законодательства о градостроительной деятельности, в ходе которой установлено, что администрацией Козловского сельского поселения Конаковского района Тверской области требования, изложенные в предписании от 24 декабря 2018 года № 53, не исполнены, ходатайство о продлении сроков исполнения предписания от органов местного самоуправления сельского поселения в адрес Министерства не поступало (т. 1 л.д. 14-15).
Решением Совета депутатов Козловского сельского поселения Муниципального образования Конаковский район от ДД.ММ.ГГГГ№ главой Козловского сельского поселения, председателем совета депутатов Козловского сельского поселения, главой администрации Козловского сельского поселения избрана ФИО1 (т. 1 л.д. 60).
Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления главным консультантом отдела контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2 в отношении главы муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ№ по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (т. 1 л.д. 4-10).
Оценив совокупность доказательств в их взаимосвязи, судья городского суда пришел к выводу о наличии в действиях главы муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не усматриваю.
Факт совершения ФИО1 административного правонарушения и ее виновность, подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, а именно: актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 14-15); уведомлением о проведении плановой проверки соблюдения муниципальным учреждением «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области законодательства о градостроительной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ с сведениями о вручении (т. 1 л.д. 16-17, 18); приказом и.о. Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ№ о проведении плановой проверки муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области (т. 1 л.д. 19-20); предписанием от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 23-26); актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 27-59); сведениями о вручении акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ№ и предписания от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 21, 22); решением Совета депутатов Козловского сельского поселения Муниципального образования Конаковский район от ДД.ММ.ГГГГ№ (т. 1 л.д. 60); уставом муниципального образования «Козловское сельское поселение» Конаковского района Тверской области (т. 1 л.д. 86-108); приказом Министра Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ№ об утверждении плана проверок соблюдения органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области законодательства о градостроительной деятельности на 2018 год (т. 1 л.д. 210); типовой формой ежегодного плана проведения проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления (т. 1 л.д. 211-216); протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 4-10), а также иными материалами дела.
Представленные доказательства обоснованно признаны должностным лицом административного органа и судьей допустимыми и достоверными, так как они получены в соответствии с законом и не вызывают сомнений, а их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу. Все доказательства оценены судьей по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
Действия главы муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ, так как она, являясь должностным лицом, совершила невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Выводы о виновности ФИО1 в совершении данного административного правонарушения, изложенные в обжалуемом постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным в судебном заседании. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.
Исходя из диспозиции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, одним из обстоятельств, подлежащих выяснению, при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной статьей, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ, является законность предписания, выданного органом государственного надзора, то есть оно должно быть выдано уполномоченным должностным лицом в пределах его компетенции, содержать характеристику допущенных нарушений и требование об устранении нарушений законодательства.
Исполнимость предписания является требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность, предусмотренная ст. 19.5 КоАП РФ.
Таким образом, предписание следует считать законным, если оно выдано уполномоченным органом без нарушения прав проверяемого лица и не отменено в установленном действующим законодательством порядке; не отмененное к моменту рассмотрения дела об административном правонарушении предписание органов, осуществляющих государственный надзор, обязательно для исполнения и лица, игнорирующие такие предписания, подлежат административной ответственности.
В соответствии со ст. 8.1 ГрК РФ федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства, органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется государственный контроль за соблюдением соответственно органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления законодательства о градостроительной деятельности (далее в настоящей статье - органы, осуществляющие контроль за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности).
Согласно ст. 77 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» государственные органы, уполномоченные на осуществление государственного контроля (надзора) за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, включая территориальные органы федеральных органов исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляют в пределах своей компетенции контроль (надзор) за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований и иных муниципальных нормативных правовых актов при решении ими вопросов местного значения, осуществлении полномочий по решению указанных вопросов, иных полномочий и реализации прав, закрепленных за ними в соответствии с федеральными законами, уставами муниципальных образований, а также за соответствием муниципальных правовых актов требованиям Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, уставов муниципальных образований.
При этом, лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут, в том числе, административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 1, 10, 11, 12 Положения о Министерстве Тверской области по обеспечению контрольных функций, утвержденному Постановлением Правительства Тверской области от 18.10.2011 N 95-пп, Министерство Тверской области по обеспечению контрольных функций (далее - Министерство) является областным исполнительным органом государственной власти Тверской области, осуществляющим исполнительно-распорядительную деятельность на территории Тверской области в сфере государственного контроля и надзора; в соответствии с возложенными задачами Министерство осуществляет государственный контроль за соблюдением органами местного самоуправления муниципальных образований Тверской области законодательства о градостроительной деятельности, в том числе за соответствием муниципальных правовых актов законодательству о градостроительной деятельности; соблюдением установленных федеральными законами сроков приведения муниципальных правовых актов в соответствие с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации; соблюдением процедур, установленных законодательством о градостроительной деятельности для подготовки и утверждения документов территориального планирования муниципальных образований Тверской области, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, градостроительных планов земельных участков; проводит проверки деятельности органов местного самоуправления в сфере градостроительной деятельности, а также подведомственных им организаций.
В данном случае из материалов дела усматривается, что предписание от 24 декабря 2018 года № 53 об устранении нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, которым на главу муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 возложена обязанность организовать в рамках имеющейся компетенции устранение нарушений обязательных требований, вынесено уполномоченным на то должностным лицом – главным консультантом отдела контроля за соблюдением законодательства о градостроительной деятельности Министерства Тверской области по обеспечению контрольных функций ФИО2, в пределах его компетенции, с соблюдением порядка его вынесения, которое в установленном законом порядке не обжаловалось, незаконным судом не признавалось и не отменялось, содержит конкретные и однозначные требования об устранении нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, установлен достаточный срок их выполнения - до 01 октября 2019 года, является доступным для понимания и исполнимым, полученным заблаговременно, в связи с чем обязательны для исполнения лицом, которому оно выдано, и потому доводы жалобы о незаконности предписания подлежат отклонению.
Приведенные в жалобе доводы не опровергают наличие в действиях
главы муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу судебного акта, направлены на переоценку исследованных судьей доказательств, исключительно на изыскание всевозможных способов ухода от административной ответственности за установленное административным органом правонарушение.
Доводы жалобы о том, что ФИО1 не является надлежащим субъектом вмененного административного правонарушения, в связи, с чем не может быть привлечена к ответственности, являются несостоятельными.
В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Из Устава муниципального образования «Козловское сельское поселение» Конаковского района Тверской области следует, что глава Козловского сельского поселения Конаковского района Тверской области является высшим должностным лицом поселения (п. 1 ст. 24); организацию деятельности Совета депутатов поселения осуществляет Глава поселения, избираемый из числа депутатов Советом депутатов поселения и исполняющий полномочия Председателя Совета депутатов поселения (п. 6 ст. 25); Глава поселения, возглавляющий Администрацию поселения на принципах единоначалия, осуществляет руководство Администрацией поселения, ее структурными подразделениями (п. 6 ст. 30).
Решением Совета депутатов Козловского сельского поселения Муниципального образования Конаковский район от ДД.ММ.ГГГГ№ главой Козловского сельского поселения, председателем совета депутатов Козловского сельского поселения, главой администрации Козловского сельского поселения избрана ФИО1 (т. 1 л.д. 60).
Таким образом, с учетом собранных по делу доказательств, выводы судьи городского суда о том, что ФИО1 является надлежащим лицом, подлежащим административной ответственности, законны и обоснованны.
Вопреки доводам жалобы установленные в ходе производства по делу обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что главой муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 не были приняты достаточные и все зависящие от нее меры для выполнения предписания об устранении выявленных нарушений законодательства о градостроительной деятельности.
Утверждение в жалобе о том, что в материалах дела отсутствует ежегодный план проведения проверок на 2018 год, опровергается материалами дела об административном правонарушении, исследованными судьей городского суда при рассмотрении дела по существу.
Доводы заявителя жалобы о том, что судом безосновательно отвергнут довод защитника о применении при рассмотрении дела нормы ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ, не опровергают выводов судьи первой инстанции о наличии в действиях главы муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 инкриминируемого состава административного правонарушения и не являются основанием к прекращению производства по делу, так как положения ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам по настоящему делу неприменимы.
Недостаточное бюджетное финансирование, а также имеющиеся в деле переписка заявителя с муниципальным учреждением «Совет депутатов Козловского сельского поселения» (т. 1 л.д. 192-194), не являются основанием для освобождения от выполнения законного предписания органа, осуществляющего государственный контроль. Допущенные нарушения требований законодательства о градостроительной деятельности, на необходимость устранения которых указано в предписании, могут повлечь негативные последствия, привести к причинению вреда интересам общества и государства.
Несогласие заявителя с оценкой, данной собранным по делу доказательствам, не является основанием к отмене обжалуемого акта, постановленного с соблюдением требований КоАП РФ.
Доводы жалобы заявителя, в том числе о проведении проверки с нарушением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» уже являлись предметом рассмотрения судьей городского суда и обоснованно опровергнуты как несостоятельные, не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, поскольку направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, которые получили надлежащую правовую оценку, соответствующую требованиям ст. 26.11 КоАП РФ, и отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном постановлении вынесенного по настоящему делу.
Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в
ст.ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ, соблюдены.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей назначено главе муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 в минимальных пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, является разумным и справедливым.
Постановление по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица вынесено в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих безусловную отмену состоявшихся по делу решений, не допущено.
При таких обстоятельствах, постановление судьи Конаковского городского суда Тверской области от 26 февраля 2020 года законно и обосновано, оснований для его отмены не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья,
решил:
постановление судьи Конаковского городского суда Тверской области от 26 февраля 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении главы муниципального учреждения «Администрация Козловского сельского поселения» Конаковского района Тверской области ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья В.В. Колпиков