Судья Аветисова Е.А. дело № 7№/2022
РЕШЕНИЕ
<адрес> 09 февраля 2022 года
Судья <адрес> краевого суда Темрезов Т.Б., рассмотрев жалобу представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФНВ на решение судьи Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенном в отношении должностного лица – исполнительного директора акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ЛЕС,
установил:
постановлением №в-21-001-2021-/в/А/Ф-102/5 старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Северо-Кавказскому федеральному округу Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – исполнительный директор акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ЛЕС признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей;
госинспектором Росприроднадзора вынесено представление №в-21-001-2021-в/А/Ф-102/6 от 21.06.2021об устранении причин и условий, способствовавших совершению вышеуказанного административного правонарушения.
Решением судьи Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ жалоба ЛЕС удовлетворена частично, постановление №в-21-001-2021-/в/А/Ф-102/5 от ДД.ММ.ГГГГ, представление №в-21-001-2021-в/А/Ф-102/6 от ДД.ММ.ГГГГ, признаны незаконными частично; исключены выводы о том, что исполнительным директором АО «КМКР» допущены следующие нарушения:
1) не приобщен в установленном порядке к лицензии СТВ 01246 МЭ горноотводный акт от ДД.ММ.ГГГГ№;
отсутствует проект зоны санитарной охраны 1 пояса скважины №-НП;
не проведены в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения изоляционно-ликвидационные работы по скважинам №№, 103, 75, 76, 108 по причинам неудовлетворительного технического состояния или технической, организационной и экономической нецелесообразности их дальнейшего использования;
не обеспечена в установленном порядке регистрация геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодского месторождения в территориальном фонде геологической информации по ЮФО;
не обеспечена сдача отчета геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодском месторождения в территориальный фонд геологической информации по ЮФО;
не обеспечено внесение изменений в Технологическую схему разработки Кисловодском месторождения минеральных вод в части уровней допустимой добычи минеральных вод, не превышающих утвержденных запасов минеральных вод от 2020 года, а также изменения проектных решений в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования водоприемной части скважин, и решений по схеме и режиму водозабора;
9) не представлено в установленном порядке - в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ «ТФГИ по ЮФО»: паспортов на скважины; актов ликвидации и консервации скважин;
в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в <адрес>вой суд, представитель Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ФНВ просит решение судьи от ДД.ММ.ГГГГ отменить, постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ№в-21-001-2021-/в/А/Ф-102/5 и представление от ДД.ММ.ГГГГ№в-21-001-2021-в/А/Ф-102/6 оставить без изменения.
В возражениях, представленных в <адрес>вой суд, исполнительный директор АО «КМКР» ЛЕС просил решение судьи оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, возражения на жалобу, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выслушав представителя Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора ССВ, поддержавшую и просившую удовлетворить жалобу, представителя АО «КМКР» ЛВА, просившего в удовлетворении жалобы отказать, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта и (или) иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Основанием для привлечения исполнительного директора акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ЛЕС к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях послужило то, что в ходе проведенной внеплановой выездной проверки Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в отношении должностного лица - исполнительного директора акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ЛЕС, выявлены нарушения требований законодательства о недрах при эксплуатации Кисловодского месторождения минеральных вод, а именно:
не приобщен в установленном порядке к лицензии СТВ 01246 МЭ, горноотводный акт от ДД.ММ.ГГГГ№, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
не представлены в установленном порядке сведения для включении скважин №№-бис-РЭ, 5/0-РЭ, 1-Т, 2-Т, 3-Т, 56, 63, 95, 95-бис, 20-бис, 1-Н, 2-Н, 3-Н, 4-Н, 26-бис, 2П-бис, располагающихся в пределах Кисловодского месторождения, в лицензию на пользование недрами, что является нарушением 2.3, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
допущено бурение двух водозаборных скважин №-бис-РЭ и №-РЭ в 2018 за пределами лицензионных водозаборных участков недр, представленных в пользование согласно пункта 2.1 приложения № к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 73 фототаблицы);
отсутствует горноотводная документация, в том числе горноотводный акт в уточненных границах по скважинам №№-сульфатная, 53, 56, 57, 58, 59, 60, 62, 63, 67, 68, 75, 76, 77, 78, 79, 86, 87, 89-а, 91, 94, 95, 98, 101, 103,104, 108, 1-НП, 5-НП, 1-Т, 2-Т, 3-Т, 95-бис, 20-бис, 26-бис, 2П- бис, 115-бис, 1-Н, 2-Н, 3-Н, 4-Н, что является нарушением пункта 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
отсутствует проект зоны санитарной охраны 1 пояса скважины №-НП, что является нарушением пункта 4.1.8 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
не проведены в соответствии с Технологической схемой разработки месторождения изоляционно-ликвидационные работы по скважинам №№, 103, 75, 76, 108 по причинам неудовлетворительного технического состояния или технической, организационной и экономической нецелесообразности их дальнейшего использования, что является нарушением пунктов 4.1.4, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
не обеспечена в установленном порядке регистрация геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодского месторождения в территориальном фонде геологической информации по ЮФО, что является нарушением пункта подл. 2 пункта 3.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
не обеспечена сдача отчета геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодского месторождения в территориальный фонд геологической информации по ЮФО, что является нарушением пунктов 7.1.1, 7.1.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
не обеспечено внесение изменений в Технологическую схему разработки Кисловодского месторождения минеральных вод в части уровней допустимой добычи минеральных вод, не превышающих утвержденных запасов минеральных вод от 2020 года, а также изменения проектных решений в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования водоприемной части скважин, и решений по схеме и режиму водозабора, что является нарушением пункта 3.2.5., 3.4 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
не обеспечено в полном объеме проведение полного химического анализа проб минеральной воды, а именно отсутствуют исследования по компонентам: кобальт, тиосульфат, гидрофосфат. Также отсутствует полный анализ газов минеральных вод, что является нарушением пункта 3.5, ДД.ММ.ГГГГ условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
измерение дебита источника «Нарзан» и скважин а также дебита газа Кисловодского месторождения объемным методом в нарушение требований Технологической схемы (стр. 120) осуществляется с применением не аттестованных мерных емкостей и секундомерами не прошедших государственную поверку, что является нарушением пункта 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от 12,02.2018;
не соответствует технологической схеме разработки месторождения фактическое оборудование устьев эксплуатационных скважин №№, 5/0-бис, 7, 12, 8-бис, 23, 1-ОП, 114-Э, 115-Э, 2-ПЭ-бис, а именно:
нa скважинах №№, 5/0-бис, 7, 12, 2-ПЭ-бис над коренной задвижкой имеется не предусмотренный тройник со съёмным фланцем, скважинные водомеры на оголовках скважин отсутствуют;
нa скважине №-ОП над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник с фланцем, в который врезан кран, манометр, отсутствует скважинный водомер на оголовке скважины;
на скважине №-бис над коренной задвижкой имеется закрытый отвод, перед краном для отбора воды установлен дополнительный кран, отсутствует скважинный водомер на оголовке скважины;
на скважине № наличие коренной задвижки не установлено, непосредственно от оголовка скважины имеется закрытый отвод, манометр установлен перед задвижкой, водомер на оголовке отсутствует;
на скважине 115-Э над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник со съемным фланцем, водомер на оголовке скважины отсутствует, перед основным водомером врезано ответвление на водомер питьевого бювета «Народный», байпас с задвижкой вторым водомером отсутствуют, манометр установлен после водомера;
нa скважине №-Э скважинный водомер на оголовке скважины отсутствует, обвязка выполнена с нарушением (имеется не предусмотренный проектными решениями отводящий минералопровод (байпас) необорудованный водомером, отсутствует одна из задвижек в надкаптажном сооружении скважины №-бис);
на наблюдательной скважине №-ПЭ над коренной задвижкой имеется непредусмотренный тройник со съёмным фланцем, в одно из ответвлений которого врезан кран с разветвлением на манометр и датчик давления, имеется съёмный фланец. Отсутствует водомер и манометр. В устьевой части оголовка скважины имеется заглушённый отвод непредусмотренный технологической схемой, что является нарушением пункта 3.5 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ (пункт 67 - 81 фототаблицы);
- не обеспечено ведение достоверного учета добытых минеральных вод: отсутствуют приборы учета (водомеры) на устье скважин, что является нарушением пунктов 3.2.6, 3.5, 4.1.9 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ;
- не представлено в установленном порядке в территориальный фонд геологической информации Ставропольский филиал ФБУ «ТФГИ по ЮФО»: паспортов на скважины; актов ликвидации и консервации скважин, что является нарушением пункта 7.1.1 и 7.1.3 условий пользования недрами к лицензии СТВ 01246 МЭ от ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая дело об административном правонарушении, государственный инспектор в области охраны окружающей среды пришла к выводу о доказанности изложенных выше фактов, свидетельствующих о пользовании АО «Кавминкурортресурсы» недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией, и наличии в действиях исполнительного директора указанного акционерного общества ЛЕС состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод должностного лица административного органа и судьи городского суда о наличии в деянии исполнительного директора акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ЛЕС состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части не обеспечения ведения достоверного учета добытых минеральных вод: отсутствуют приборы учета (водомеры) на устье скважин, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.
Принимая решение по результатам рассмотрения доводов жалобы должностного лица административного органа, судья первой инстанции верно сослался на положения Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах", сделав вывод об отсутствии нарушений условий, предусмотренных лицензией, выразившихся в неприобщении в установленном порядке к лицензии СТВ 01246 МЭ горноотводного акта от ДД.ММ.ГГГГ, исполнительным директором акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ЛЕС
Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2395-1 "О недрах" определяются отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом, и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Порядок подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода, установлен Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода».
Согласно п. 1 Правил № документами, удостоверяющими уточненные границы горного отвода, являются горноотводный акт и графические приложения.
Приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден «Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр».
В пп. 1 п. 24 Административного регламента закреплено, что в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются условия пользования недрами, которые включают, в том числе, указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии).
Условия пользования недрами являются Приложением № к лицензии № СТВ 01246 МЭ, и данные условия во исполнение указанного требования включают в себя планы расположения границ горных отводов (Приложения №№ к Условиям пользования недрами). При этом Административный регламент не содержит требований включения в текст лицензии самого горноотводного акта в качестве отдельного документа.
Согласно п. 1.16 СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» государственный санитарно-эпидемиологический надзор на территории зон санитарной охраны осуществляется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы РФ.
В рамках проведенной проверки лица, уполномоченные проводить санитарно-эпидемиологический надзор, Управлением Росприроднадзора не привлекались, в этой связи суд верно сослался на отсутствие в полномочиях Федеральной службы по надзору в сфере природопользования проверки соблюдения санитарных требований.
Доводы жалобы административного органа в части нарушения должностным лицом лицензионных условий, а также о неудовлетворительном техническом состоянии скважин 68, 103, 75, 76, 108, не обоснованы, так как соответствующие специальные исследования с привлечением специалистов гидрогеологических, строительных и иных специальностей не проводились, экспертного заключения о состоянии скважинного фонда в представленных материалах не имеется.
Рассматривая довод административного органа о не обеспечении в установленном порядке регистрации геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодского месторождения в территориальном фонде геологической информации по ЮФО, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ, в установленном порядке были зарегистрированы работы по переоценке только Центрального участка Кисловодском месторождения, а ДД.ММ.ГГГГ, были зарегистрированы работы по переоценке Центрального, Березовского и Подкумского участков Кисловодском месторождения, в связи с чем, суд пришел к верному заключению о необоснованности обжалуемых Постановления и Представления в части вывода о том, что АО «КМКР» не обеспечена в установленном порядке регистрация геологоразведочных работ.
Вместе с тем, порядок и сроки представления гидрогеологической информации в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды регламентируются «Порядком представления геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, фонды геологической информации субъектов Российской Федерации», утвержденным приказом Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно п. 9 данного Положения первичная и интерпретированная геологическая информация о недрах представляется пользователями недр в федеральный и территориальные фонды геологической информации по субъектам Российской Федерации не позднее 6 месяцев с даты выдачи заключения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых и подземных вод.
Суд верно указал на отсутствие состава административного правонарушения в деяниях исполнительного директора акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ЛЕС в части не обеспечения сдачи отчета геологоразведочных работ по объекту переоценки запасов минеральных подземных вод Центрального, Подкумского и Ольховского участков Кисловодском месторождения в территориальный фонд геологической информации по ЮФО, так как на момент проведения проверки срок сдачи указанного отчета не истек.
Доводы жалобы административного органа о не обеспечении внесений изменений в Технологическую схему разработки Кисловодском месторождения минеральных вод в части уровней допустимой добычи минеральных вод, не превышающих утвержденных запасов минеральных вод от 2020 года, а также изменения проектных решений в отношении выбора контрольно-измерительной аппаратуры, оборудования водоприемной части скважин, и решений по схеме и режиму водозабора, являются необоснованными, поскольку, пункт 3.2.5 Условий пользования недрами, закрепляет обязанность недропользователя привести в соответствие с существующей схемой водоотбора Технологическую схему эксплуатации Запасы Кисловодского месторождения. Сведений об изменении схемы водоотбора, а также срок внесения указанных изменений Условиями пользования недрами не установлен, в связи с чем, оснований внесения изменений в Технологическую схему в данной части на момент проведения проверки не возникло.
Согласно Технологической схемы предусмотрено: «Ввиду агрессивности и существенного газосодержания минеральных вод Кисловодского месторождения в качестве водосчетчиков можно использовать любые механические приборы, способные длительный период времени работать в агрессивных условиях. Настоящей Технологической схемой конкретный тип водосчетчиков не регламентируется, необходимым условием применения того или иного прибора является соответствие его пределов измерений реальному расходу воды, достаточная чувствительность к минимальному расходу и необходимая точность измерений», в связи с чем, недропользователь вправе изменить контрольно-измерительную аппаратуру без внесения изменений в технологическую схему.
Кроме того, суд отметил, что п. 7.1.1 и п. 7.1.3 Лицензии, не содержат требования представлять в фонды паспорта скважин, а также конкретные сроки представления актов ликвидации скважин, в связи с чем, доводы жалобы в этой части являются необоснованными.
Оснований не согласиться с выводами судьи городского суда не имеется по приведенным выше обстоятельствам.
Таким образом, решение судьи Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в отношении должностного лица – исполнительного директора акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ЛЕС по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является законным и обоснованным.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном.
Доводы административного органа, которые, по сути, сводятся к утверждению о наличии в действиях должностного лица ЛЕС состав административного правонарушения по всем пунктам, указанным в представлении и постановлении, являлись предметом рассмотрения судьи городского суда, обоснованно отвергнуты, оснований для переоценки данного вывода не имеется.
Доводов, способных повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного акта, жалоба не содержит.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного решения, по делу не имеется, а посему оно подлежит оставлению без изменения, а жалоба – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья <адрес>вого суда
решил:
решение судьи Ессентукского городского суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вынесенном в отношении должностного лица – исполнительного директора акционерного общества «Кавминкурортресурсы» ЛЕС оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Судья краевого суда Т.Б. Темрезов