ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-898/2016 от 04.10.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Гаврилец К.А. Дело № 7-898-2016

Р Е Ш Е Н И Е

04 октября 2016 г. г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «Альфа-Аттестация» на решение судьи Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 08 июня 2016 г., которым постановление государственным инспектором труда в Камчатском крае от 27 ноября 2015 г. в отношении ООО «Альфа-Аттестация», о привлечении его к административной ответственности по ч.1 ст.14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без изменения.

у с т а н о в и л:

постановлением государственного инспектора труда в Камчатском крае от 27.11.2015 ООО «Альфа-Аттестация» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В постановлении указано, что ООО «Альфа-Аттестация», согласно информационному письму от 23.10.2015, провело специальную оценку условий труда на рабочих местах ООО «Русский двор». 16.10.2015 отчет о завершении СОУТ утвержден работодателем. Сведения о результатах специальной оценки условий труда в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны ООО «Альфа-Аттестация» не направляло, в связи с чем, допустило нарушение требований п.2 Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.07.2014 №436н.

Действия ООО «Альфа-Аттестация» квалифицированы должностным лицом по ч. 1 ст. 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем, оно подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 70 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, представитель ООО «Альфа-Аттестация» обратился в районный суд с жалобой, в которой указал на несогласие с выводами должностного лица о наличии в его действиях состава административного правонарушения, просил постановление отменить, производство по делу прекратить.

Судьей районного суда постановлено указанное выше решение, с которым не согласился директор ООО «Альфа-Аттестация» Середа В.А.

В жалобе, поданной в порядке ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Новосибирский областной суд изложена просьба об отмене постановленных в отношении общества решений.

В обоснование жалобы заявитель указал, что Инспекция по Камчатскому краю не вправе была выносить решение в отношении юридического лица, которое находится в Заельцовском районе г. Новосибирска. Так как правонарушение совершено в форме бездействия, то местом совершения правонарушения является место нахождения юридического лица.

В жалобе также указано, что на момент рассмотрения дела судом срок давности привлечения ООО «Альфа-Аттестация» к административной ответственности по ч.1 ст.14.54 КоАП РФ истек.

Порядок, утвержденный Правительством №436н «Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда», регламентирует порядок передачи сведений о результатах проведения оценки условий труда, а не порядок проведения специальной оценки, в связи с чем нарушение п.2 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.07.2014 №436н не образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.54 КоАП РФ.

В период с 03.07.2015 по 01.10.2015 юридические лица, оказывающие услуги по специальной оценке условий труда не имели технической возможности выполнить требования п.2 Приложения к названному Приказу, т.к. Министерством труда и социальной защиты РФ не был реализован механизм предоставления информации в электронном виде, что следует из информационного письма Министерства от 23.10.2015 №6-3111-15. Данному обстоятельству судом оценка не дана. Вывод судьи районного суда о наличии такой возможности противоречит материалам дела.

Жалоба подана в установленной ст. 30.3 КоАП РФ срок, препятствий к рассмотрению жалобы не усматривается.

Проверив в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» предметом регулирования настоящего Федерального закона являются отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда.

Из части 2 ст. 1 вышеназванного Закона следует, что настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения специальной оценки условий труда, определяет правовое положение, права, обязанности и ответственность участников специальной оценки условий труда.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной властинормативов(гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Частью 1 статьи 25 указанного Закона установлено, что Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований настоящего Федерального закона осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 ст. 18 Закона, результаты проведения специальной оценки условий труда, в том числе в отношении рабочих мест, условия труда на которых декларируются как соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, подлежат передаче в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (далее - информационная система учета), за исключением сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну, с учетом требований законодательства Российской Федерации о персональных данных. Обязанность по передаче результатов проведения специальной оценки условий труда возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.

Из части 2 ст. 28 Закона следует, что ст.18 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2016 года.

В силу части 3 ст. 18 Закона, до 1 января 2016 года сведения, указанные в статье 18 настоящего Федерального закона, передаются в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Согласно п. 1 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.07.2014 №436н «Об утверждении Порядка передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда», порядок передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда (далее - Порядок) определяет правила передачи сведений о результатах проведения специальной оценки условий труда.

Согласно пункту 2 названного Приказа сведения о результатах проведения специальной оценки условий труда передаются организацией, проводящей специальную оценку условий труда, в течение десяти рабочих дней со дня утверждения отчета о ее проведении:

на бумажных носителях - в территориальный орган Федеральной службы по труду и занятости по месту нахождения рабочих мест, в отношении условий труда на которых проводилась специальная оценка условий труда, а в случае проведения специальной оценки условий труда в отношении условий труда на рабочих местах, расположенных на территории нескольких субъектов Российской Федерации - в Федеральную службу по труду и занятости;

в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда.

Квалифицированный сертификат квалифицированной электронной подписи выдается удостоверяющим центром Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Административная ответственность за нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, установленного порядка проведения специальной оценки условий труда предусмотрена ч.1 ст.14.54 КоАП РФ.

Разрешая настоящее дело, судья районного суда пришел к выводу о законности вынесенного должностным лицом Государственной инспекцией труда постановления.

Судья, при рассмотрении дела, исходил из того, что ООО «Альфа-Аттестация», являясь юридическим лицом, провело специальную оценку условий труда на рабочих местах ООО «Русский двор». 16.10.2015 отчет о завершении СОУТ утвержден работодателем. Сведения о результатах специальной оценки условий труда в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны ООО «Альфа-Аттестация» не направляло, в связи с чем, допустило нарушение требований п.2 Приложения к приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 03.07.2014 №436н.

Административное правонарушение, выразившееся в не направлении сведений о результатах специальной оценки условий труда оценивающей организацией ООО «Альфа-Аттестация» в автоматизированную систему анализа и контроля в области охраны труда, совершено в форме бездействия.

Т.о. подведомственность рассмотрения дела об административном правонарушении определяется местом нахождения ООО «Альфа-Аттестация», т.е. местом его регистрации.

Согласно ч. 3 ст. 25.15. Кодекса РФ об административных правонарушениях место нахождения юридического лица, его филиала или представительства определяется на основании выписки из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно сведениям, внесенным в ЕГРЮЛ, местом нахождения ООО «Альфа-Аттестация» является <адрес>. При этом, оспариваемое постановление вынесено государственным инспектором труда Государственной инспекцией труда в Камчатском крае, к подведомственности которого территория Заельцовского района г. Новосибирска не относится. Данное обстоятельство судьей районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица от 27.11.2015 учтено не было.

В силу ч.1 ст. 29.5 КоАП РФ, дело об административном правонарушении рассматривается по месту его совершения.

При таких обстоятельствах, дело об административном правонарушении рассмотрено государственным инспектором труда Камчатского края с нарушением правил подведомственности, что в силу п. 5 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влечет отмену обжалуемого постановления и направлении дела на новое рассмотрение.

Срок давности привлечения ООО «Альфа-Аттестация» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.54 КоАП РФ, составляет 2 месяца, поскольку указанное правонарушение нельзя отнести к правонарушениям, вытекающим из нарушения трудового законодательства.

Исходя из положений п.13.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в целом повод для привлечения ООО «Альфа-Аттестация» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.14.54 КоАП РФ, имеется, однако срок привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении истек.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, решение Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 08 июня 2016 г. и постановление государственного инспектора труда в Камчатском крае от 27 ноября 2015 в отношении ООО «Альфа-Аттестация», основанного на неправильном применении и толковании норм материального права, подлежат отмене.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

р е ш и л:

решение судьи Заельцовского районного суда г.Новосибирска от 08 июня 2016 г., постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Камчатском крае от 27 ноября 2015 о привлечении ООО «Альфа-Аттестация» к административной ответственности по ч.1 ст.14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.54 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Альфа-Аттестация» прекратить за истечением срока давности привлечения к административной ответсвенности.

Жалобу ООО «Альфа-Аттестация» – удовлетворить.

Судья «подпись» Л.А.Куранова

КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела № 7-898-2016

Судья-