ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-899/2015 от 30.09.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Багавова Р.К. Дело № 7-899/2015

Р Е Ш Е Н И Е

30 сентября 2015 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Р.Р. Фатхутдинов при секретаре судебного заседания Э.М. Гилязетдиновой рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу исполняющего обязанности руководителя Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу (далее – Управление Минкультуры России по ПФО) ФИО1 на постановление судьи Вахитовского районного суда г.Казани от 10 августа 2015 года, вынесенное в отношении государственного бюджетного учреждения «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» (далее – музей-заповедник «Казанский Кремль») по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП Российской Федерации).

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, заслушав представителя Управления Минкультуры России по ФИО2 ФИО3, поддержавшую жалобу, судья,

У С Т А Н О В И Л:

13 марта 2015 года главным государственным инспектором Управления Минкультуры России по ПФО в отношении музея-заповедника «Казанский Кремль» составлен протокол об административном правонарушении по части 18 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации.

Постановлением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 10 августа 2015 года производство по делу в отношении музея-заповедника «Казанский Кремль» прекращено в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

Исполняющий обязанности руководителя Управления Минкультуры России по ФИО4 ФИО1, не соглашаясь с выводами судьи, просит постановление судьи районного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Жалоба подлежит частичному удовлетворению.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП Российской Федерации задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии с частью 18 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей либо дисквалификацию на срок до двух лет; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что с 18 августа по 12 сентября 2014 года в ходе проведения внеплановой выездной и документальной проверки, проведенной Управлением Минкультуры России по ПФО на объекте культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского кремля, XVI-XVIII вв. Стены и башни, 1555-1568 гг.», расположенного по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, Кремль и его территории, были выявлены нарушения по несоблюдению требований содержания надлежащим образом объекта культурного наследия, находящегося в пользовании музея-заповедника «Казанский Кремль».

Предписанием от 12 сентября 2014 года на музей-заповедник «Казанский Кремль» возложена обязанность провести демонтаж временного сооружения – киоска по продаже воды, мороженного у стены Спасской башни, расположенного в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского кремля, XVI-XVIII вв. Стены и башни, 1555-1568 гг.» в срок до 31 декабря 2014 года.

В ходе проверки, проведенной с 18 февраля по 13 марта 2015 года на основании акта проверки № 03/18/01 установлено, что музей-заповедник «Казанский Кремль» не выполнил требование предписания, выданного Управлением Минкультуры России по ПФО от 12 сентября 2014 года.

В связи с неисполнением в срок указанного предписания, 13 марта 2015 года главным государственным инспектором Управления Минкультуры России по ПФО составлен протокол об административном правонарушении № 03/33/11.

Факт совершения правонарушения и вина музея-заповедника «Казанский Кремль» подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, в том числе: предписанием от 12 сентября 2014 года; протоколом об административном правонарушении от 13 марта 2015 года № 03/33/11; распоряжением Управления Минкультуры России по ПФО от 13 февраля 2015 года о проведении проверки в отношении музея-заповедника «Казанский Кремль»; уведомлением о проведении проверки от 13 февраля 2015 года; актом проверки от 13 марта 2015 года №03/18/01, приложением к акту проверки № 1 и другими материалами дела об административном правонарушении.

Вынося постановление по делу, судья районного суда пришел к выводу о необоснованности привлечения музея-заповедника «Казанский Кремль» к административной ответственности и необходимости прекращения производства по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации, в связи с наличием по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания.

С данным выводом судьи согласиться нельзя.

Установлено, что 13 марта 2015 года по результатам проведенной должностным лицом проверки было выдано иное предписание, которым на музей-заповедник «Казанский Кремль» возложена обязанность провести демонтаж временного сооружения – киоска по продаже воды, мороженного у стены Спасской башни, расположенного в границах территории объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Казанского кремля, XVI-XVIII вв. Стены и башни, 1555-1568 гг.» в срок до 31 марта 2015 года.

Постановлением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 28 мая 2015 года, музей-заповедник «Казанский Кремль» на основании протокола об административном правонарушении от 29 апреля 2015 года, привлечен к административной ответственности по части 18 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации в виде административного штрафа в размере 100000 рублей, за неисполнение требований предписания Управления Минкультуры России по ПФО от 13 марта 2015 года в срок до 31 марта 2015 года об устранении выявленных нарушений.

Довод жалобы о наличии в действиях музея-заповедника «Казанский Кремль» двух разных составов административного правонарушения, со ссылкой на проведенные в разные отрезки времени внеплановые проверки, на основании разных распоряжений, с разными сроками исполнения заслуживает внимания.

Судьей районного суда не учтено, что протокол об административном правонарушении от 13 марта 2015 года составлен за неисполнение предписания от 12 сентября 2014 года, тогда как к административной ответственности музей-заповедник «Казанский Кремль» привлечен на основании протокола об административном правонарушении от 29 апреля 2015 года за неисполнение требований предписания Управления Минкультуры России по ПФО от 13 марта 2015 года.

Таким образом, судья районного суда ошибочно пришел к выводу о наличии основания для прекращения производства по делу на основании пункта 7 части 1 статьи 24.5 КоАП Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 18 статьи 19.5 КоАП Российской Федерации, составляет три месяца.

Событие административного правонарушения имело место 31 марта 2015 года, следовательно, срок привлечения музея-заповедника «Казанский Кремль» к административной ответственности истек 30 июня 2015 года.

В силу статьи 24.5 КоАП Российской Федерации производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в том числе и при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.

По смыслу закона, по истечении срока давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого ведется производство по делу, обсуждаться не может, а само производство возобновлению не подлежит, поскольку иное привело бы к ухудшению положения лица, привлекаемого к административной ответственности, и противоречило требованиям административного законодательства.

Учитывая, что на момент рассмотрения в Верховном Суде Республики Татарстан жалобы исполняющего обязанности руководителя Управление Минкультуры России по ФИО4 ФИО1 срок давности привлечения музея-заповедника «Казанский Кремль» к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации, истек, вопрос о наличии либо отсутствии в его действиях состава административного правонарушения обсуждению не подлежит.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы исполняющего обязанности руководителя Управление Минкультуры России по ФИО4 ФИО1 не имеется.

Руководствуясь частью 1 статьи 29.11, пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП Российской Федерации,

решил:

постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 10 августа 2015 года, вынесенное в отношении государственного бюджетного учреждения «Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 18 статьи 19.5 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу исполняющего обязанности руководителя Управления Минкультуры России по ФИО4 ФИО1 – без удовлетворения.

Судья Р.Р. Фатхутдинов