Р Е Ш Е Н И Е
05 марта 2020 года город Благовещенск
Судья Амурского областного суда Аксаментова Т.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ООО «Джелтулак Лес» Ли Е.В. на решение судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 16 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Джелтулак Лес",
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 598 от 14 августа 2019 года юридическое лицо ООО «Джелтулак Лес» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 60000 рублей.
Решением судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 16 января 2020 года жалоба защитника ООО «Джелтулак Лес» Дудина А.С. удовлетворена частично. Постановление начальника отдела федерального государственного лесного и пожарного надзора министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 598 от 14 августа 2019 года изменено, исключено из мотивировочной части при описании отягчающих обстоятельств указание на постановление от 30 июля 2019 года в отношении ООО «Джелтулак Лес» по ч.1 ст.8.32 КоАП РФ и назначении штрафа на сумму 60000 (шестьдесят тысяч) рублей; в остальной части постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поступившей в Амурский областной суд, защитник ООО «Джелтулак Лес» - Ли Е.В. просит постановление должностного лица и решение судьи Селемджинского районного суда отменить, материалы дела направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении отсутствуют сведения о времени совершения правонарушения, что является существенным нарушением процессуальных требований закона и лишает юридическое лицо возможности определить срок давности привлечения Общества к административной ответственности. Считает, что постановление по делу не может быть признано законным, поскольку за аналогичные нарушения ООО «Джелтулак Лес» привлечено к ответственности постановлением должностного лица №599 от 14 августа 2019 года. Полагает, что наказание ООО «Джелтулак Лес» следовало назначить по правилам ч.2 ст.4.4 КоАП РФ, поскольку нарушения пожарной безопасности были допущены Обществом в результате одного действия – несоблюдения требований Правил пожарной безопасности в лесах при исполнении условий одного договора аренды лесного участка от 15.12.2009 года №50 и требований единого проекта освоения лесов.
Законный представитель юридического лица и его защитники в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 53 Лесного Кодекса РФ меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров; мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах. Меры пожарной безопасности в лесах осуществляются в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества и проектом освоения лесов (ч.2 ст. 53 ЛК РФ). Правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч.3 ст. 53 ЛК РФ).
30 июня 2007 года Правительством Российской Федерации принято Постановление N 417 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Данные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами (пункт 1 Правил).
В соответствии с п. 3 Правил пожарной безопасности в лесах меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: предупреждение лесных пожаров (противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров); мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; иные меры пожарной безопасности в лесах.
Согласно п.5 Правил пожарной безопасности в лесах мера пожарной безопасности в лесах, предусмотренная подпунктом "а" пункта 3 настоящих Правил, на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.
Приказом Минприроды РФ от 28.03.2014 г. N 161 установлены нормативы обеспеченности и нормы средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов. Эти нормы обязаны соблюдать юридические лица и граждане, осуществляющие использование лесов.
Частью 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Как следует из материалов дела, в пользовании ООО «Джелтулак Лес» находится лесной участок на территории ГКУ Амурской области «Норское лесничество» площадью 63953 га, переданный Обществу на основании договора аренды лесного участка №50 от 15 декабря 2009 года
На основании проекта освоения лесов к вышеуказанному договору аренды лесного участка, утвержденному положительным заключением государственной экспертизы от 25.05.2016 № 91, ООО «Джелтулак Лес» обязано выполнять противопожарные мероприятия.
Согласно п. 13 договора аренды лесных участков от 15 декабря 2009 года №50 арендатор обязан: использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором; осуществлять противопожарное обустройство лесов на лесном участке, в том числе строительство, реконструкцию и содержание дорог противопожарного назначения, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, прокладку просек и противопожарных разрывов, обеспечивать создание систем и средств предупреждения и тушения лесных пожаров (пожарная техника, оборудование, снаряжение и другие), содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности в объемах, определенных проектом освоения лесов.
Меры пожарной безопасности на лесном участке, переданном в аренду по указанному договору, осуществляются на основании проекта освоения лесов (раздел 5), в котором подразделом 5.3 определена потребность в пожарной технике, оборудовании, снаряжении.
20 марта 2019 года сотрудниками ГКУ Амурской области «Норское лесничество» в отношении ООО «Джелтулак Лес» проведена проверка укомплектования пункта сосредоточения противопожарного инвентаря, предусмотренного проектом освоения лесов по договору аренды лесного участка №50 от 15 декабря 2009 года.
В ходе проверки выявлено, что на пункте сосредоточения противопожарного инвентаря отсутствуют 3 трактора, пожарная дружина в количестве 5 человек, торфяные стволы в количестве 3 штук.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Джелтулак Лес» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и привлечения его к административной ответственности.
Рассматривая жалобу на постановление по делу об административном правонарушении, судья Селемджинского районного суда Амурской области пришел к правильному выводу о доказанности факта административного правонарушения и вины ООО «Джелтулак Лес» в его совершении.
Фактические обстоятельства подтверждаются совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе протоколом об административном правонарушении №09/37 от 03 апреля 2019 года (л.д.19-20), актом проверки подготовки к пожароопасному сезону 2019 года от 20 марта 2019 года (л.д.24-26), выпиской из проекта освоения лесов (л.д.27-40) и другими материалами дела.
Факт неукомлектования пункта сосредоточения противопожарной техникой, оборудованием и пожарной дружиной не отрицается и самим юридическим лицом.
Вопреки доводам жалобы судьей Селемджинского районного суда обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела об административном правонарушении, выяснены полно, всесторонне и объективно. Исследовав все доказательства, добытые по делу об административном правонарушении, и оценив их по правилам ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Селемджинского районного суда пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Джелтулак Лес» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Оснований не согласиться с указанным выводом судьи районного суда не имеется.
Оснований для исключения протокола об административном правонарушении из числа доказательств не имеется, поскольку он составлен в соответствии со ст.28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в нем отражены все сведения, необходимые для разрешения дела, в том числе указана дата обнаружения административного правонарушения.
Правонарушение, по факту совершения которого в отношении ООО «Джелтулак лес» было возбуждено дело об административном правонарушении, является длящимся, поскольку выражается в длительном непрекращающемся невыполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом.
Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Частью 2 статьи 4.5 КоАП РФ предусмотрено, что при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения, то есть по данному делу с 20 марта 2019 года.
В соответствии ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ "Об административных правонарушениях" постановление по делу об административном правонарушении в области законодательства РФ об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Доводы защитника о том, что юридическое лицо дважды привлечено к административной ответственности за совершение одного и того же административного правонарушения являлись предметом проверки и оценки судьи районного суда. Исследовав в судебном заседании постановления должностных лиц министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 598 от 14 августа 2019 года и №599 от 14 августа 2019 года судья Селемджинского районного суда пришел к верному выводу о том, что указанными постановлениями Общество привлечено к административной ответственности за совершение двух однородных правонарушений. Оснований для признания их единым административным правонарушением судья обоснованно не усмотрел.
Действия ООО «Джелтулак Лес» верно квалифицированы по ч. 1 ст. 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Наказание юридическому лицу назначено с учетом характера и степени административного правонарушения, с соблюдением требований ст.ст.3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в пределах санкции ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом обстоятельства.
Указание в постановлении начальника отдела Федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области № 598 от 14 августа 2019 года на то, что ООО «Джелтулак Лес» нарушило пп. «е» п.13 договора аренды лесного участка №48 от 15.12.2009 года является явной технической ошибкой, не влекущей отмену данного постановления, которая может быть устранена в порядке ст. 29.12.1 КоАП РФ.
Каких-либо нарушений процессуальных требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, по результатам рассмотрения настоящей жалобы не установлено.
При таких обстоятельствах, оснований для изменения или отмены решения судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 16 января 2020 года, не усматриваю, в связи с чем жалоба защитника ООО «Джелтулак Лес» - Ли Е.В. не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Селемджинского районного суда Амурской области от 16 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица – общества с ограниченной ответственностью «Джелтулак Лес», оставить без изменения, а жалобу защитника ООО «Джелтулак Лес» - Ли Е.В. – без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, <...>).
Судья Амурского
областного суда Т.Г. Аксаментова
1версия для печатиДело № 7-89/2020 (Определение)