Верховный суд Республики Дагестан Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Верховный суд Республики Дагестан — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Судья Гасанов М.А.
Дело №7-90-11
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Р Е Ш Е Н И Е
г. Махачкала 04 мая 2011 года
Судья Верховного Суда Республики Дагестан Мамалиев М.И., рассмотрев в судебном заседании в помещении суда с участием представителя С. Стальского межрайонного комитета по экологии и природопользованию ФИО1, ФИО2, административное дело по кассационной жалобе ФИО2 на решение судьи С. Стальского районного суда РД от 04 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41 КоАП РФ.
УСТАНОВИЛ:
Решением судьи С. Стальского районного суда РД от 04 февраля 2011 года в удовлетворении жалобы руководителя Управления культуры МО «Ахтынский район» ФИО2 об отмене постановления об административном правонарушении №76 от 24.12.2010г., вынесенного С. Стальским межрайонным комитетом по экологии и природопользованию министерства природных ресурсов и экологии РД о признании ФИО2 виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.41 КоАП РФ и назначении ей административного штрафа в размере 5000рублей – отказано.
Руководитель Управления культуры МО «Ахтынский район» ФИО2 обратилась в Верховный Суд РД с кассационной жалобой на решение судьи С. Стальского районного суда РД от 04 февраля 2011 года, выражая несогласие с данным решением, считая ее незаконным, необоснованным и несправедливым, просит отменить и производство по делу прекратить.
При этом указывает, что судом решение принято в одностороннем порядке в пользу межрайонного комитета по экологии и природопользованию. При оценке исследованных в суде доказательств нарушены принципы относимости и допустимости доказательств. 24.12.2010г. межрайонный комитет по экологии и природопользованию рассмотрел дело в ее отсутствии, тем самым нарушил ст. 25.1 ч.2 КоАП РФ. Ни в акте проверки от 15.12.2010г., ни в протоколе об административном правонарушении от 15.12.2010г. ничего не указано о мусоре и канцелярских отходах, из-за чего наложен штраф, хотя штраф наложен за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. Обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц, только если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, установленные в ФЗ от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» Общество, которое не занимается размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами закона, не может быть привлечено к административной ответственности. В материалах дела не содержится данных о том, что управление культуры занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами закона об отходах производства и потребления. Организации, осуществляющие обычную офисную деятельность, в результате которой образуется только бытовой мусор, уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду не должны.
В отзыве на жалобу руководитель С. Стальского межрайонного комитета по экологии и природопользованию ФИО3 решение суда просит оставить без изменения, а жалобу ФИО2 – без удовлетворения.
Будучи надлежаще уведомленный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представитель прокуратуры, в судебное заседание не явился.
Изучив материалы административного дела, проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и заслушав участвующих в рассмотрении дела лиц, суд находит решение судьи С. Стальского районного суда РД от 04.02.2011г. подлежащим отмене по следующим снованиям.
Согласно ст. 8.41 КоАП РФ невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
По смыслу данной статьи порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду установлен Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2003 года №344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства о потребления». Утверждены Нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления.
В акте проверки от 15.12.2010г. за №03-53 указано: в Управлении культуры Ахтынского района работает 86 человек (хотя судом установлено 25 человек). Количество образующих отходов устанавливается согласно «Сборнику удельных показателей образования отходов производства и потребления» Москва 1999 год. Расчет количества образующихся отходов относится к полномочиям управления Росприроднадзора по РД.
Между тем административным органом при вынесении постановления и судом первой инстанции при вынесении решения не учтено, что статьей 8.41 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Согласно статье 1 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативным воздействием на окружающую среду является воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Следовательно, обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду возлагается на физических и юридических лиц только в том случае, если в результате их деятельности происходит такое воздействие на окружающую среду, которое подпадает под виды негативного воздействия, установленные в Законе об охране окружающей среды.
Постановлением административного органа, то есть С. Стальского межрайонного комитета по экологии и природопользованию от 24 декабря 2010 год за №76 ФИО2 – руководитель Управления культуры МО «Ахтынский район» привлечена к административной ответственности за невнесение в бюджет РФ платы за негативное воздействие на окружающую среду, что является нарушением ст. 16 ФЗ «Об охране окружающей среды».
Между тем, в данном постановлении конкретно не указано за какое негативное воздействие на окружающую среду в результате каких отходов от производства и потребления или по иным причинам данное лицо привлечено к административной ответственности.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», под размещением отходов понимается их хранение и захоронение, под хранением – их содержание в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования, а под захоронением – изоляция не подлежащих дальнейшему использованию отходов в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду.
Объектом размещения отходов является специально оборудованное сооружение, предназначенное для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое).
Таким образом, деятельность по размещению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах.
Однако в материалах дела, в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении административного органа не содержится данных о том, что Управление культуры МО «Ахтынский район» занималось размещением отходов в смысле, придаваемом этой деятельности нормами Закона об отходах производства и потребления.
При указанных обстоятельствах следует признать, что ФИО2 привлечена к административной ответственности неправомерно.
На основании изложенного и руководствуясь ч.4 ст.1.5, ст. 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО2 удовлетворить.
Постановление руководителя С. Стальского межрайонного комитета по экологии и природопользованию ФИО3 от 24 декабря 2010 года и решение судьи С. Стальского районного суда РД ФИО4 от 04 февраля 2011 года по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 8.41 КоАП РФ, возбужденном в отношении руководителя Управления культуры МО «Ахтынский район» ФИО2 отменить.
Производство по делу прекратить.
Судья М.И. Мамалиев