ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-901/2021/21-401/2021 от 20.05.2021 Пермского краевого суда (Пермский край)

Судья Герасимова Е.Е.

Дело № 7-901/2021 / 21-401/2021

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 20 мая 2021 г.

Судья Пермского краевого суда Синицына Т.А., рассмотрев жалобу законного представителя администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» Г1. на решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 01 марта 2021 г., постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениям Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 15 января 2021 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение»,

у с т а н о в и л:

Постановлением начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениям Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 15 января 2021 г. № 48/12/02 администрация муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 400 000 рублей.

Решением судьи Пермского районного суда Пермского края от 01 марта 2021 г., принятым по результатам рассмотрения жалобы законного представителя Г1., указанное постановление оставлено без изменения, жалобы – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в краевой суд, законный представитель Г1. просит решение судьи, постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить, указывая на фактическое отсутствие объекта нарушения - гидротехнических сооружений, указанные объекты не поставлены на учет с присвоением класса опасности.

Законный представитель администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» Г1., защитники Г2., Н., извещенные надлежаще, участие в судебном заседании в краевом суде не принимали.

Законным представителем Г1. заявлено ходатайство о назначении экспертизы с целью классификации гидротехнических сооружений путем установления их класса опасности согласно постановлению Правительства РФ от 02 ноября 2013 г. № 986. Разрешая данное ходатайство в соответствии со статьей 24.4 КоАП РФ по результатам исследованных доказательств судья краевого суда приходит к выводу, что оно удовлетворению не подлежит, поскольку с четом объективной стороны вменяемого правонарушения, положений статьи 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам подлежащим выяснению по данному делу не относится установление класса опасности гидротехнического сооружения, соответственно необходимости в использовании специальных познаний и назначении экспертизы, не имеется. Кроме этого, защитником заявлено ходатайство об отложении рассмотрения дела для предоставления заключения по обследованию ГТС, с учетом изложенного выше, объективной стороны вменяемого правонарушения, основания для удовлетворения ходатайства отсутсвуют.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, судья краевого суда приходит к следующему

В соответствии с частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, государственный горный надзор, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Как следует из материалов дела, 18 июня 2020 г. государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениями Западно-Уральского управления Ростехнадзора по итогам проведения плановой документарной проверки администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» вынесено предписание № 12-089-02 о принятии мер по устранению выявленных нарушений с установлением конкретных сроков.

В соответствии с распоряжением руководителя Западно-Уральского управления Ростехнадзора № РП-282-3245-0 от 25 ноября 2020 г. о проведении внеплановой документарной проверки в отношении администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» с 01 по 24 декабря 2020 г. проведена внеплановая документарная проверка с целью проверки исполнения пунктов 1,2,4,5,6,9-15,17,18,21-24,26,27,30-33,35,36,39,40 предписания № 12-089-02 от 18 июня 2020 г. (срок исполнения которых истек 01 ноября 2020 г. и 01 декабря 2020 г.). По результатам проверки выявлены факты не устранения ранее выявленных нарушений обязательных требований, а именно:

1. не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) правил эксплуатации ГТС пруда в п. Горный (р. Черная), инв. № 26515, согласованных с Ростехнадзором;

2. не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) протоколов аттестационной комиссии, подтверждающих прохождение первичной аттестации в области безопасной эксплуатации ГТС пруда в п. Горный (р. Черная), инв. № 26515;

3. не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) правил эксплуатации ГТС пруда в д. Фомичи, инв. № 26512, согласованных с Ростехнадзором;

4. не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) протоколов аттестационной комиссии, подтверждающих прохождение первичной аттестации в области безопасной эксплуатации ГТС пруда в д. Фомичи, инв. № 26512;

5. не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) правил эксплуатации ГТС пруда в п. Горный (р. Б.Риса), инв. № 26515, согласованных с Ростехнадзором;

6. не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) протоколов аттестационной комиссии, подтверждающих прохождение первичной аттестации в области безопасной эксплуатации ГТС пруда в п. Горный (р. Б. Риса), инв. № 26514;

7. не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) правил эксплуатации ГТС пруда в д. Устиново, инв. № 26513, согласованных с Ростехнадзором;

8. не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника (эксплуатирующей организации) протоколов аттестационной комиссии, подтверждающих прохождение первичной аттестации в области безопасной эксплуатации ГТС пруда в д. Устиново, инв. № 26513.

Невыполнением указанных пунктов предписания администрацией муниципального образования нарушены положения статей 9, 9.1 Федерального закона № 117-ФЗ от 21 июля 1997 г. «О безопасности гидротехнических сооружений».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления должностным лицом Западно-Уральского управления Ростехнадзора 12 января 2021 г. в отношении администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, с последующим привлечением к административной ответственности.

Факт совершения данного административного правонарушения и виновность администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 12 января 2021 г. № 48/12/02, в котором отражено событие правонарушения; предписанием № 12-089-02 от 18 июня 2020 г.; актом проверки № 12-014-13 от 24декабря 2020 г.; свидетельствами о государственной регистрации права и иными собранными по делу доказательствами.

Выводы должностного лица и судьи районного суда о наличии в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, являются правильными. Не согласиться с этими выводами оснований не имеется.

Оценив представленные доказательства в их совокупности, в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о виновности администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» в совершении правонарушения, а ее действиям дана верная юридическая оценка по части 11 статьи 19.5 КоАП РФ, как невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, соответствует фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам, которые получили надлежащую оценку в судебном решении.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица, судьи районного суда о доказанности вины администрации в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

Доводов, влекущих отмену или изменение оспариваемых актов, в настоящей жалобе не приведено, оснований для отмены или изменения постановления должностного лица, решения судьи районного суда при рассмотрении жалобы и проверке законности обжалуемых актов судьей краевого суда не установлено.

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений регулируются Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее - Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ).

В статье 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ предусмотрены обязанности собственника гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующей организации.

Так, в силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, собственник гидротехнического сооружения обязан организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую обязательным требованиям квалификацию работников эксплуатирующей организации.

В соответствии со статьей 9.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, капитальным ремонтом, эксплуатацией, реконструкцией, консервацией и ликвидацией, а также техническим обслуживанием, эксплуатационным контролем и текущим ремонтом гидротехнических сооружений (далее - работники), в целях подтверждения знания обязательных требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений обязаны не реже одного раза в пять лет проходить аттестацию по вопросам безопасности гидротехнических сооружений. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.

Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится в объеме требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, необходимых для исполнения ими трудовых обязанностей.

Аттестация работников по вопросам безопасности гидротехнических сооружений проводится аттестационными комиссиями, формируемыми уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти, или аттестационными комиссиями, формируемыми организациями, осуществляющими деятельность по проектированию, строительству, капитальному ремонту, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации, а также по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю и текущему ремонту гидротехнических сооружений.

Порядок проведения аттестации по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, в том числе категории работников, проходящих аттестацию, случаи проведения внеочередной аттестации и категории работников, проходящих аттестацию в аттестационных комиссиях, формируемых федеральными органами исполнительной власти установлен «Положением об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики», утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. № 1365.

Согласно статье 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ нарушениями законодательства о безопасности гидротехнических сооружений является, в том числе, нарушения обязательных требований при проектировании, строительстве, эксплуатации, капитальном ремонте, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, невыполнение предписаний органов государственного надзора.

Из материалов дела следует, что собственником указанных выше гидротехнических сооружений является муниципальное образование «Двуреченское сельское поселение», на которое в силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ возложена обязанность обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, в том числе выполнять в установленный срок законное предписание органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

Таким образом, выдача предписания основана на требованиях Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ, в связи с чем его законность сомнений не вызывает.

Поскольку предписание № 12-089-02 от 18 июня 2020 г. выдано администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» должностным лицом при наличии правовых оснований в пределах предоставленных ему полномочий и соответствует действующему законодательству, а также с учетом анализа всех имеющихся в деле доказательств в их совокупности, конкретных обстоятельств дела, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами, с выводом должностного лица и судьи районного суда о наличии во вменяемом администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» деянии, состава административного правонарушения, предусмотренного частью 11 статьи 19.5 КоАП РФ, следует согласиться.

В силу статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В материалах дела отсутствуют и заявителем не представлено сведений, подтверждающих исполнение предписания в полном объеме, устранение нарушений обязательных требований в области безопасности гидротехнических сооружений, своевременное и исчерпывающее принятие мер по исполнению предписания.

Администрацией муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника правил эксплуатации гидротехнических сооружений (инв. №№ 26512, 26513, 26514, 26515), согласованных с Ростехнадзором, а также не представлены документы, подтверждающие наличие у собственника протоколов аттестационной комиссии, подтверждающих прохождение первичной аттестации в области безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений (инв. №№ 26512, 26513, 26514, 26515) в соответствии с положениями статьи 9.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ.

Доводы жалобы о том, что указанные объекты не поставлены на учет с присвоением класса опасности, подлежат отклонению, поскольку с учетом объективной стороны административного правонарушения, вмененного администрации, не имеют правового значения и не относятся к предмету рассмотрения в рамках настоящего дела, объективная сторона которого выражается в невыполнении в установленный срок или ненадлежащем выполнении законного предписания органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений.

Представленные в краевой суд стороной защиты документы не опровергают выводы должностного лица и судьи районного суда о доказанности вины администрации и не являются основанием для отмены либо изменения вынесенных актов.

Административное наказание администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» назначено в соответствии с требованиями части 11 статьи 19.5 КоАП РФ.

Постановление о назначении администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» административного наказания вынесено с соблюдением установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, влекущих отмену вынесенных актов при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было.

При указанных обстоятельствах основания для отмены постановления должностного лица, решения судьи районного суда и удовлетворения жалобы отсутствуют.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда

р е ш и л:

решение судьи Пермского районного суда Пермского края от 01 марта 2021 г., постановление начальника межрегионального отдела по надзору за гидротехническими сооружениям Западно-Уральского управления Ростехнадзора от 15 января 2021 г. № 48/12/02 оставить без изменения, жалобу законного представителя администрации муниципального образования «Двуреченское сельское поселение» Г1. - без удовлетворения.

Судья - (подпись)