ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-903/2022 от 28.09.2022 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Акопов А.Г. 7-903/2022

РЕШЕНИЕ

г. Ставрополь

Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Горлова А.Н. на решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 10.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Горлова А.Н.,

установил:

Постановлением командира ОР ДПС ОГИБДД Отдела МВД России «Шпаковский» Сахацкого А.В. от 25.05.2022 № 18810026192001873341 Горлов А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей (далее – постановление от 25.05.2022).

Решением судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 10.08.2022 постановление от 25.05.2022 оставлено без изменения, жалоба Горлова А.Н. – без удовлетворения (далее – решение судьи от 10.08.2022).

В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, Горлов А.Н. считает постановление от 25.05.2022 и решение судьи от 10.08.2022 незаконными и необоснованными, вынесенными с существенными нарушениями административного законодательства.

Указывает, что согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 9940 338365 транспортное средство Sterling LT9511, р/з <…>, относятся к категории специализированных. Указанное транспортное средств зapегистрировано на <…> Т.В., которая не является индивидуальным предпринимателей, ввиду чего установка тахографа является необязательным.

Ссылаясь на положения Приказа Минтранса России от 28.10.2020 г. № 440 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства», указывает, что не подлежат обязательному оснащению тахографами, в том числе специализированные транспортные средства.

Указывает, что в соответствии с данным приказом тахографами оснащаются транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, предназначенные для перевозки грузов, в том числе имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонны, но не более 12 тонн (категория № 2).

Исходя из изложенного, полагает, что установленное требование об оснащении транспортных средств тахографами распространяется на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов.

В обоснование доводов жалобы ссылается на решение судьи Шпаковского районного суда от 30.03.2022 по делу № 12-230/2022 в отношении Горлова А.Н.

Просит отменить постановление от 25.05.2022 и решение судьи от 10.08.2022.

Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежаще извещённых, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, с учётом ходатайства представителя Горлова А.Н. – Буракова Р.Ю. о рассмотрении дела в его отсутствие, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст. 26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Горлова А.Н. к административной ответственности) предусмотрено, что управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях, влечёт наложение административного штрафа на водителя в размере от 3000 рублей до 5000 рублей.

В силу п. 2.7 Правил дорожного движения (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения»), утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 (ред. от 31.12.2020) (далее – Правила дорожного движения), водителям запрещено управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а при осуществлении международных автомобильных перевозок - международными договорами Российской Федерации.

Абзацем 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон РФ № 196-ФЗ) определено, что юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие эксплуатацию транспортных средств, обязаны, помимо прочего, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Закона РФ N 196-ФЗ физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны, в числе иного, обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами. Требования к тахографам, а также порядок оснащения тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определенном в соответствии с абзацем 10 п. 1 настоящей статьи; соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В силу п. 3 ст. 20 Закона РФ № 196-ФЗ физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусов, обязаны, в числе иного, обеспечивать оснащение эксплуатируемых ими транспортных средств тахографами.

В соответствии с названной нормой Правительство Российской Федерации в постановлении от 23.11.2011 г. № 1213 "О требованиях к тахографам, категориях и видах оснащаемых ими транспортных средств, порядке оснащения транспортных средств тахографами, правилах их использования, обслуживания и контроля их работы" определило, что указанные требования утверждаются Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Таким образом, транспортные средства подлежат оснащению тахографами в соответствии с требованиями, установленными названными постановлением Правительства Российской Федерации и приказами Министерства транспорта Российской Федерации.

Приказом Минтранса России от 28.10.2020 г. № 440 утверждены Требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства (далее – Приказ № 440).

Согласно п. 1 Приложения N 2 к Приказу N 440 оснащению тахографами подлежат грузовые автомобили, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, и автобусы, эксплуатируемые физическими лицами.

Пунктом 14 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 018/2011 "О безопасности колесных транспортных средств" (утв. решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 877 (далее - Технический регламент ТС) предусмотрено, что оснащение техническими средствами контроля за соблюдением водителями режимов движения, труда и отдыха (тахографами) осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза.

«Порядок оснащения транспортных средств тахографами» утвержден Приказом Минтранса России от 26.10.2020 N 438, зарегистрированным в Минюсте России 19.11.2020 N 60988, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации http://www.gusp.gov.ru/ - 20.11.2020, начало действия - 01.01.2021, срок действия ограничен 01.01.2027 (далее – Порядок № 438).

Порядок применяется юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими эксплуатацию транспортных средств, а также физическими лицами, осуществляющими эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3,5 тонн, и автобусов (далее - владельцы транспортных средств) в целях обеспечения безопасности дорожного движения (п. 2 Порядка № 438).

Исходя из Приложения № 1 к Техническому регламенту ТС к транспортным средствам категории N 2 относятся транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, имеющие технически допустимую максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн.

Таким образом, Технический регламент Таможенного союза только дополняет действующее законодательство в части оснащения транспортных средств тахографами и не вступает в противоречие с Приказами Минтранса России.

Как следует из материалов дела, 17.05.2022 в 10 часов 00 минут в районе дома № 3, корп. «А» по ул. Гагарина г. Михайловска Ставропольского края водитель Горлов А.Н. управлял транспортным средством Sterling, р/з <…>, перевозил груз согласно транспортной накладной № 982 от 17.05.2022, с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, а именно транспортное средство принадлежащее физическому лицу, не оснащено цифровым тахографом с блоком СКЗИ, чем нарушены положения ст. 20 Закона РФ № 196-ФЗ.

Приведённые обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Таким образом, Горловым А.Н. совершено административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 11.23 КоАП РФ.

Доводы заявителя, которые, по сути, сводятся к тому, что установка тахографа на транспортное средство Sterling, р/з <…>, не является обязательной, направлены на иную оценку установленных по делу фактических обстоятельств. Аналогичные доводы являлись предметом проверки суда первой инстанции, не нашли своего подтверждения в материалах дела об административном правонарушении, противоречат совокупности собранных по делу доказательств и не ставят под сомнение наличие в действиях Горлова А.Н. объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 11.23 КоАП РФ.

Так, в силу ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее - Закон РФ N 247-ФЗ), настоящий закон определяет правовые и организационные основы установления и оценки применения содержащихся в нормативных правовых актах требований, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценки и экспертизы.

Согласно положениям частей 2 и 3 ст. 15 Закона РФ № 247-ФЗ, независимо от того, признаны ли утратившими силу (отмененными) нормативные правовые акты, с 01.01.2021 при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в указанных актах, а несоблюдение требований, содержащихся в указанных актах, не может являться основанием для привлечения к административной ответственности, если они вступили в силу до 01.01.2020.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона РФ № 247-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить перечень нормативных правовых актов либо групп нормативных правовых актов, в отношении которых положения частей 1, 2 и 3 ст. 15 Закона РФ № 247-ФЗ не применяются.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 г. № 2467 утвержден Перечень нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов, отдельных положений нормативных правовых актов и групп нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, правовых актов, отдельных положений правовых актов, групп правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, решений Государственной комиссии по радиочастотам, содержащих обязательные требования, в отношении которых не применяются положения частей 1, 2 и 3 ст. 15 Федерального закона "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" (далее – Перечень НПА № 2467).

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 г. № 1090 "О Правилах дорожного движения включено в Перечень НПА № 2467 (порядковый № 88), содержащий нормативные акты, на которые не распространяется требование об отмене с 01.01.2021, установленное частями 1, 2 и 3 ст. 15 Закона РФ N 247-ФЗ. Соблюдение обязательных требований, содержащихся в данном документе, оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора), их несоблюдение может являться основанием для привлечения к административной ответственности (Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2467).

Согласно п. 1 Приказа № 440 требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности

Приказ № 440 зарегистрирован в Минюсте России 27.11.2020 N 61118, опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.gusp.gov.ru/ - 27.11.2020, начало действия - 01.01.2021, срок действия ограничен 01.01.2027.

С учётом положений Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ "О техническом регулировании", Приказ Минтранса России от 28.10.2020 № 440 и Приказ Минтранса России от 26.10.2020 N 438, официально опубликованные и зарегистрированные в Минюсте России, носят обязательный характер.

Кроме того, Приказ № 440 включен в "Перечень нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю (надзору) в рамках осуществления федерального государственного надзора", утв. Главным управлением специальных программ Президента Российской Федерации 19.07.2021 N 12-1673.

Таким образом, положения п. 2.7 Правил дорожного движения и п. 1 Приложения N 2 к Приказу N 440, нарушение которых вменяется Горлову А.Н., согласуются с положением п. 3 ст. 20 Закона РФ № 196-ФЗ и носят для заявителя обязательный характер.

Каких-либо иных доводов, которые бы свидетельствовали об отсутствии в действиях Горлова А.Н. состава вменённого административного правонарушения либо могли бы повлечь отмену обжалуемых актов, в жалобе не приведено и в материалах дела не имеется.

Административное наказание в виде штрафа назначено Горлову А.Н. с учётом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции части 1 статьи 11.23 КоАП РФ.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, а также с соблюдением правил территориальной подведомственности.

Неустранимых сомнений в виновности лица, привлечённого к административной ответственности, не имеется.

Каких-либо нарушений закона, влекущих отмену постановления должностного лица ГИБДД и решения судьи, не усматривается.

С учётом изложенных обстоятельств, обжалуемое решение судьи районного суда подлежит оставлению без изменения, а жалоба Горлова А.Н. - без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Шпаковского районного суда Ставропольского края от 10.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Горлова А.Н. оставить без изменения, жалобу Горлова А.Н. – без удовлетворения.

Судья

Ставропольского краевого суда О.В. Загорская