ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-911/2022 от 11.10.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-911/2022

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 11 октября 2022 года

Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,

при секретаре Курагине А.В.,

рассмотрев жалобу защитника ГУП «Леноблводоканал» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № АД-1497/14/2021 от 28.12.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и решение судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 19.04.2022,

установил:

Постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области от 28.12.2022 № АД-1497/14/2021, ГУП «Леноблводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 81000 рублей, за то, что при осуществлении сброса сточных вод после КОС д. Ольеши не были соблюдены требования программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной в части отсутствия в феврале 2021 года контроля качества сточных и природных вод КОС д. Ольеши по контролируемым показателям загрязняющих веществ (взвешенные вещества, БПК5, сухой остаток), что является нарушением п.2, 3 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020 г. № 903 и п.16 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».

Одновременно с этим 28.12.2021 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главным специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО3 было вынесено представление № АД-1497/14/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 19.04.2022 постановление должностного лица оставлено без изменения.

В установленный законом срок защитником подана жалоба, с указанием на наличие процессуальных нарушений, и отсутствие в действиях ГУП «Леноблводоканал» состава вмененного правонарушения.

Защитник (законный представитель) в судебное заседание не явился, о рассмотрении жалобы уведомлен почтой, представил дополнение к жалобе.

Изучив материалы дела и проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ).

В силу положений ст. 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Из материалов дела следует, что постановлением о назначении административного наказания №АД-1497/14/2021 от 28.12.2021г., вынесенным государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главным специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области ФИО3, ГУП «Леноблводоканал» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 81 000 руб.

Указанным постановлением установлено, что Северо-Западным межрегиональным управлением Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - Управление) в период с 30.09.2021 по 26.10.2021 была проведена плановая комплексная выездная проверка соблюдения требованиям природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной деятельности ГУП «Леноблводоканал» оказывающего негативное воздействие на окружающую среду по объектам осуществления фактической деятельности, в том числе: канализационно-очистные сооружения д. Ольеши, расположенные по адресу: 187665, , и составлен Акт выездной проверки № 122-ПВ от 26.10.2021.

ГУП «Леноблводоканал» на основании Распоряжения Правительства Ленинградской области от 23.11.2016 №873-р «О принятии в государственную собственность Ленинградской области муниципального унитарного предприятия «Лидский водоканал» и Передаточного Акта от 24.07.2017, утвержденного Председателем комитета по ЖКХ ФИО4 осуществляет хозяйственное ведение КОС , в том числе, путем сброса сточных вод в .

В ходе проверки по объекту КОС д. Ольеши была представлена Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохраной зоной с указанием сброса сточных вод в КОС в , согласованная с Невско-Ладожским БВУ в установленном порядке.

В указанной программе установлена периодичность отбора проб (1 раз в месяц) и перечень контролируемых загрязняющих веществ, а также места отборов проб, в том числе контрольные точки отборов природной воды. Программа регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной согласована Начальником Управления охраны окружающей среды ГУП «Леноблводоканал» ФИО5 от 04.02.2020г. и Невско- Ладожским бассейновом водном управлением Заместителем руководителя-начальником отдела водных ресурсов по Санкт-Петербург и Ленинградской области ФИО6 в 2019 г.

Во исполнение требований ст. 69 и ст. 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" КОС д. (в том числе и выпуск сточных вод в ) были поставлены ГУП «Леноблводоканал» государственный учет объектов НВОС: Код: 41-0178-005297-П, II категория, категория риска- средняя (4).

Согласно письму ГУП «Леноблводоканал» №исх-34065/2021 от 18.11.2021 «На КОС д. не была выполнена программа Регулярный наблюдений за водными объектами в феврале 2021 года по причине проведения поверки лабораторных приборов отсутствуют результаты лабораторных исследований по показателям - взвешенные вещества, БПК5, сухой остаток».

Таким образом, по результатам проведенной плановой комплексной выездной проверки соблюдения требований природоохранного законодательства Российской Федерации при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности ГУП «Леноблводоканал» (Акт проверки № 122-ПВ от 26.10.2021г.) было установлено, что ГУП «Леноблводоканал» при осуществлении сброса сточных вод после КОС не соблюдает требования программы регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной в части отсутствия в феврале 2021 года контроля качества сточных и природных вод КОС по контролируемым показателям загрязняющих веществ (взвешенные вещества, БПК5, сухой остаток), что является нарушением п.2, 3 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020 г. № 903 и п.16 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов».

В соответствии с ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно абз.2 ч.1 ст.16 Федерального закона №7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» к видам негативного воздействия на окружающую среду относится сброс загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты.

В силу ч. 1 ст. 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Частью 1 ст. 44 Водного кодекса РФ установлено, что использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

При использовании водных объектов физические лица, юридические лица обязаны осуществлять водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также правилами охраны поверхностных водных объектов и правилами охраны подземных водных объектов, утвержденными Правительством Российской Федерации (ч.2 ст. 55 Водного кодекса РФ).

Согласно п. 16 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов» Собственники водных объектов и водопользователи в порядке, установленном Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации: ведут регулярные наблюдения за водными объектами (их морфометрическими особенностями) и их водоохранными зонами; представляют в территориальные органы Федерального агентства водных ресурсов сведения, полученные в результате такого учета и наблюдений, в соответствии с установленными формой и периодичностью.

Пунктом п. 2 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020г. № 903, устанавливается обязанность ведения учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества физическими лицами (индивидуальными предпринимателями), юридическими лицами, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод.

Собственники водных объектов осуществляют учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества в случае использования таких водных объектов в указанных целях.

Согласно п. 3 вышеуказанного Порядка, учет объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества включает измерение объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объема сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества, обработку и регистрацию результатов таких измерений и осуществляется по формам 1.1 - 1.4, указанным в приложении к Порядку.

Таким образом, невыполнение ГУП «Леноблводоканал» вышеуказанных требований действующего законодательства подтверждено собранными по делу доказательствами и обоснованно повлекло наступление административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Заявление защитника о процессуальных нарушения, допущенных при проведении проверки и отборе проб, нахожу несостоятельными, поскольку правильность проведения проверочных мероприятий проверена при рассмотрении жалобы судьей городского суда, с чем следует согласиться, а правильность отбора проб для последующих лабораторных исследований не имеет правового значения при квалификации действий юридического лица, поскольку вмененные нарушения относится к соблюдению требования программы регулярных наблюдений за водным объектом.

Вместе с тем состоявшиеся по делу акты нельзя признать законными, исходя из следующего.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Частью 5 ст. 4.1 КоАП РФ определено, что никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

В рамках рассмотрения настоящей жалобы установлено, что вмененные ГУП «Леноблводоканал» нарушения выявлены в ходе плановой проверки, результаты которой зафиксированы в акте от 26.10.2021 № 122-ПВ.

По результатам той же проверки, постановлениями № АД-243/14/2022 от 24.02.2022, № АД-242/14/2022 от 24.02.2022, № АД-244/14/2022 от 24.02.2022, № АД-228/14/2022 от 24.02.2022, № АД-230/14/2022 от 24.02.2022, № АД-229/14/2022 от 24.02.2022, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу СЗМУ Росприроднадзора, заместителем начальника межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, ГУП «Леноблводоканал» привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.

Определением судьи Ленинградского областного суда от 31.08.2022 года, принятым в порядке ст. 30.4 КоАП РФ, дела № 7-792/2022 (№ 12‑352/2022), № 7‑791/2022 (№ 12‑351/2022), № 7-794/2022 (№ 12‑353/2022), № 7-793/2022 (№ 12‑348/2022), № 7-795/2022 (№ 12‑350/2022) и № 7-796/2022 (№ 12‑349/2022) по жалобам на вышеуказанные постановления объединены в одно производство, назначено одно наказание в виде административного штрафа в сумму 80 000 руб.

Поскольку зафиксированные нарушения выявлены в рамках одной проверки, одним контролирующим органом, в отношении одного лица, допущены в результате одних фактических обстоятельств, протоколы об административных правонарушениях составлены и постановления о назначении административных наказаний вынесены должностным лицом контролирующего органа, они подлежали совместному рассмотрению с назначением наказания по правилам, в связи с чем следует признать неправомерным квалификацию всех нарушений как отдельные составы, влекущие самостоятельную административную ответственность.

Положениями п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ определено, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном той же статьей или той же частью статьи названного кодекса или закона субъекта Российской Федерации, либо постановления о возбуждении уголовного дела.

При таких обстоятельствах следует признать, что ГУП «Леноблводоканал» совершено одно административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ.

В связи с тем, что по данному факту совершения противоправного деяния постановлением постановлениями № АД-243/14/2022 от 24.02.2022, № АД-242/14/2022 от 24.02.2022, № АД-244/14/2022 от 24.02.2022, № АД-228/14/2022 от 24.02.2022, № АД-230/14/2022 от 24.02.2022, № АД-229/14/2022 от 24.02.2022, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу СЗМУ Росприроднадзора, измененным определением судьи Ленинградского областного суда от 31.08.2022, ГУП «Леноблводоканал» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 8.14 КоАП РФ, вынесение по этому же факту совершения противоправного деяния другого постановления о привлечении указанного лица к административной ответственности, предусмотренной названной нормой, противоречит требованиям п. 7 ч. 1 ст.24.5 КоАП РФ.

При изложенных обстоятельствах постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № АД-1497/14/2021 от 28.12.2021 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

Вместе с тем, поскольку в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении и настоящей жалобы, было установлено событие административного правонарушения и вина юридического лица в его совершении представление № АД-1497/14/2021 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, вынесенное 28.12.2021 государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главным специалистом-экспертом межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, следует признать законным.

В соответствии с ч. 1 ст. 29.13 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.

Из оспариваемого представления следует, что юридическому лицу ГУП «Леноблводоканал» в связи с выявленным нарушением п.2, 3 Порядка ведения собственниками водных объектов и водопользователями учета объема забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и объем сброса сточных, в том числе дренажных, вод, их качества утвержденного Приказом Минприроды России от 09.11.2020 г. № 903 и п.16 Постановления Правительства РФ от 10.04.2007 N 219 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов», внесено представление, которым на юридическое лицо возложена обязанность принять меры по усилению контроля за соблюдением обязанности ежемесячного отбора проб природных вод в соответствии с программой регулярных наблюдений за водным объектом и его водоохранной зоной согласованной Генеральным директором ГУП «Леноблводоканал» и руководителем Невско-Лажожского бассейнового водного управления, что установлено судом и подтверждено материалами дела.

на основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Калининградской, Ленинградской, Новгородской, Псковской областям и г. Санкт-Петербургу, главного специалиста-эксперта межрегионального отдела государственного надзора в области использования и охраны водных объектов по Санкт-Петербургу и Ленинградской области № АД-1497/14/2021 от 28.12.2021 о привлечении ГУП «Леноблводоканал» к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.14 ч. 1 КоАП РФ, и решение судьи Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 19.04.2022, - отменить.

Производство по данному делу об административном правонарушении на основании п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекратить.

В остальной части жалобу защитника ГУП «Леноблводоканал» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.15 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.В. Туманова

(судья И.М. Гусарова)