ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-912/2022 от 25.10.2022 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-912/2022

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 25 октября 2022 года

Судья Ленинградского областного суда Туманова О.В.,

при секретаре Курагине А.В.,

рассмотрев жалобу защитника Романенко Д.И. на постановление заместителя председателя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области № 22 от 18.03.2022 о привлечении директора государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова Валентина Александровича к административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.08.2022,

установил:

постановлением заместителя председателя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области № 22 от 18.03.2022 директор государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусов В.А. был признан виновным в совершении административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 рублей, за то, что им, как законным представителем ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» в установленный срок до 01.11.2021 не приняты меры к исполнению представления № 8 от 22.04.2021 в части возврата в бюджет Ленинградской области остатка субсидии в общей сумме 4 366 945,84 руб., возмещения ущерба в общей сумме 1 001 538 руб. и неподтвержденных расходов – 53 426 руб.

Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.08.2022 постановление должностного лица оставлено без изменения.

Защитник обратился с жалобой на вышеуказанные процессуальные акты, в которой, ссылаясь на отсутствие в действиях должностного лица состава административного правонарушения, просит их отменить. Также защитником заявлено ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы, с указанием на ее подачу в электронной форме и возврат Ленинградским областным судом.

Защитник в судебное заседание явился, доводы жалобы поддержал в полном объеме, ссылаясь на незаконность представления должностного лица в части возврата денежных средств и возмещении ущерба.

Представитель Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области в судебное заседание явилась, представила мотивированные возражения, также пояснила, что в связи с неисполнение представления, в адрес Учреждения было вынесено предписание о возврате использованных денежных сумм, законность которого установлена решением Выборгского городского суда Ленинградской области.

Выслушав явившихся участников процесса, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, нахожу пропущенный срок подлежащим восстановлению, а жалобу не подлежащей удовлетворению, по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного ч. 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу (ч. 2 ст.30.3 КоАП РФ).

Как следует из материалов дела, копия обжалуемого решения была получена защитником Романенко Д.И. 16.08.2022.

22.08.2022 тем же защитником через портал ГАС «Правосудие» подана жалоба на вышеуказанное решение судьи, которая возвращена судьей Ленинградского областного суда 26.08.2022 в связи с ненадлежащим оформлением.

14.09.2022 надлежащим образом оформленная жалоба на решение судьи от 02.08.2022 была сдана в приемную Выборгского городского суда Ленинградской области.

Таким образом, поскольку в пределах установленного законом срока, защитником было выражено несогласие с решением судьи городского суда, однако оно не было оформлено в установленной форме, в связи с чем возвращено, полагаю, причины пропуская срока на его обжалование являются уважительными.

При этом вопреки доводу представителя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области, жалоба подана защитником в пределах полномочий, предоставленных Белоусовым В.А. на основании доверенности от 26.07.2022, удостоверенной нотариусом ФИО5 (л.д. 71).

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Административная ответственность по ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа государственного (муниципального) финансового контроля, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Как усматривается из материалов дела, в соответствии с распоряжением Комитета от 13.01.2021 № 3 в отношении ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» проведена плановая выездная проверка на тему: «Проверка использования субсидий областного бюджета Ленинградской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иные цели и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности» за период с 01.10.2015 по 30.09.2019.

По итогам проведенной проверки в адрес ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» направлено представление от 22.04.2021 № 8, согласно которому ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей- заповедник» в срок до 01.11.2021 года надлежало:

Устранить нарушения, допущенные в рамках использования субсидии, предоставленной на финансовое обеспечение выполнения государственного задания:

Обеспечить возврат в областной бюджет Ленинградской области остатка субсидии в объеме, соответствующем недостигнутым показателям доведенного государственного задания, в общей сумме 4 366 945,84 рублей (в том числе в 2016 году - 1 024 749,67 рублей, в 2017 году - 2 945 662,69 рублей, в 2018 году - 396 533,48 рублей);

Соблюдать предусмотренные соглашением о предоставлении субсидии обязательства по использованию субсидий областного бюджета Ленинградской области, своевременно вносить предложения об изменении условий выполнения работ (услуг).

Устранить нарушения, допущенные в рамках использования субсидий на иные цели:

Возместить в областной бюджет Ленинградской области ущерб в общей сумме 1 001 538,00 рублей, причиненный в результате:

приемки по акту (ф. КС-2) от 26.04.2018 № 2 и оплате по справке (ф. КС-3) от 26.04.2018 работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от 19.07.2017 № 720417, в связи с приемкой фактически не выполненных работ на сумму 186 353,00 рублей,

приемки по акту (ф. КС-2) от 28.05.2018 № 1 и оплате по справке (ф. КС-3) от 28.05.2018 работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от 19.07.2017 № 720411 в связи с приемкой фактически не выполненных работ на сумму 815 185,00 рублей.

Возместить в областной бюджет Ленинградской области неподтвержденные расходы в общей сумме 53 426,00 рублей, допущенные в результате:

приемки по актам (ф. КС-2) от 26.04.2018 № 8, № 10 и оплате по справке (ф. КС-3) от 26.04.2018 работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от 19.07.2017 № 720417, в связи с приемкой работ, фактическое исполнение которых не подтверждено исполнительной документацией (прочими документами) на сумму 23 330,00 рублей,

приемки по актам (ф. КС-2) от 28.05.2018 № 8, № 9, № 10 и оплате по справке (ф. КС-3) от 28.05.2018 работы (ее результатов), не соответствующей условиям контракта от 19.07.2017 № 720411, в связи с приемкой работ, фактическое исполнение которых не подтверждено исполнительной документацией (прочими документами) на сумму 30 096,00 рублей.

Соблюдать в строгом соответствии с требованиями законодательства в сфере закупок обусловленные договорами обязательства, осуществлять контроль за полнотой и своевременностью проведения претензионной работы за нарушение обязательств по договору.

Усилить контроль за обоснованностью образования остатков субсидий на иные цели в соответствии с фактической потребностью, финансово-экономически обоснованной, подтвержденной расчетами и документами, согласно требованиям Порядка от 14.11.2014 № 522, за обеспечением условий для использования заявленных в финансовом году средств.

4. Письменно сообщить в Контрольный комитет Губернатора Ленинградской области о результатах рассмотрения представления и принятых мерах с приложением копий документов, подтверждающих исполнение представления, в срок до 01.11.2021.

Согласно карточке регистрации документа в системе электронного документооборота представление от 22.04.2021 № 8 (исх. № 01-13-714/2021 от 22.04.2021) получено ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» 22.04.2021 и зарегистрировано за входящим номером 340.

В соответствии с Федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Правила досудебного обжалования решений и действий (бездействия) органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и их должностных лиц», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2020 № 1237, решения органа контроля (его должностных лиц), а также действия (бездействие) должностных лиц органов контроля при осуществлении ими полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю, могут быть обжалованы, если, по мнению заявителя, обжалуемые решения органа контроля (его должностных лиц), действия (бездействия) должностных лиц органа контроля нарушают его права.

Представление ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» в установленные действующим законодательством сроки не обжаловано.

28.10.2021 письмом № 498 лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушение, в адрес контрольного органа направлено сообщение о результатах рассмотрения представления, где одновременно выражается несогласие с требованием о возвращении денежных средств, согласно подпунктам 1.1., 2.1., 2.2 представления.

Таким образом, ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» в установленный срок до 01.11.2021 представление № 8 от 22.04.2021 не исполнено.

В связи с выявленными признаками административного правонарушения, предусмотренного ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, начальником финансового контроля в социальной сфере Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области 22.12.2021 возбуждено дело об административном правонарушении и истребованы сведения о должностном лице ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник», ответственном за исполнение представления.

На основании определения об истребовании сведений должностному лицу представлено распоряжение ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» от 19.04.2021 о назначении Белоусова В.А. на должность директора, а также трудовой договор.

21.02.2022 в присутствии защитника уполномоченным должностным лицом, в отношении директора ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова В.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, на основании которого 18.03.2022 вынесено постановление о привлечении к административной ответственности.

Согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса РФ под представлением понимается документ органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, который должен содержать информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушениях условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов, а также контрактов (договоров, соглашений), заключенных в целях исполнения указанных договоров (соглашений) и государственных (муниципальных) контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными и муниципальными гарантиями, целей, порядка и условий размещения средств бюджета в ценные бумаги объектов контроля, а также требования о принятии мер по устранению причин и условий таких нарушений или требования о возврате предоставленных средств бюджета, обязательные для рассмотрения в установленные в указанном документе сроки или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Объектом посягательства в данном случае является порядок управления в части соблюдения сроков выполнения предписаний или представлений органов государственного (муниципального) финансового контроля. Игнорирование требований государственного органа само по себе посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере финансов и правила государственной бюджетной политики, то есть представляет собой существенную угрозу общественным отношениям в финансовой сфере и экономическим интересам государства.

Субъектом рассматриваемого правонарушения является должностное лицо - директор ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусов В.А.

В силу статьи 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Согласно примечанию к данной статье под должностным лицом в КоАП РФ следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции руководителя организации, осуществляющего полномочия единоличного исполнительного органа организации.

Согласно п. 5 трудового договора от 20.04.2021 № 2 с директором ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» руководитель является единоличным исполнительным органом учреждения, осуществляющий текущее руководство его деятельностью.

В соответствии с п. 21 трудового договора руководитель несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных законодательством Российской Федерации и трудовым договором.

Таким образом, именно директор ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусов В.А. являлся должностным лицом, ответственным за исполнениее в установленный срок представления от 22.04.2021 № 8.

Объективных обстоятельств, препятствующих исполнению должностным лицом ппредставления, а также фактов, препятствующих исполнению ппредставления, не представлено и не установлено.

Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом, его содержание и оформление соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ, сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в протоколе отражены.

Факт совершения административного правонарушения и виновность директора ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова В.А. подтверждены совокупностью доказательств, которым дана оценка в решении судьи городского суда по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, их достоверность и допустимость сомнений не вызывают.

Исходя из диспозиции ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, которое подлежит выяснению при рассмотрении дела об административном правонарушении, предусмотренном данной нормой, в соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ является законность представления, выданного органом финансово-бюджетного надзора.

Представление по вопросам, отнесенным к его компетенции, выдано надлежащим должностным лицом по результатам проверки финансовой деятельности ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» по использованию субсидий областного бюджета Ленинградской области на финансовое обеспечение выполнения государственного задания и иные цели и их отражения в бухгалтерском учете и отчетности за период с 01.10.2015 по 30.09.2019, директором ГБУК JIO «Выборгский объединенный музей-заповедник» является Белоусов В.А. Данное представление не было обжаловано в установленном порядке, в связи с чем, подлежало исполнению.

В силу п. 3 ст. 16 Федерального закона от 07.02.2011 N 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Исходя из требований закона, представление контрольно-счетного органа подлежало исполнению в месячный срок, однако должностным лицом, в интересах бюджетного учреждения был установлен более длительный срок.

В данном случае в установленный срок представление исполнено не было, а ответ за подписью директора ГБУК ЛО «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова В.А. от 28.10.2021 № 498 о не согласии с требованием о возврате денежных средств, не свидетельствует об исполнении представления.

С учетом вышеизложенного, доводы жалобы, об отсутствии в действиях должностного лица состава административного правонарушения противоречат фактическим обстоятельствам, установленным должностным лицом и судьей городского суда, с правильностью оценки которых не согласиться оснований не имеется.

При рассмотрении жалобы дело проверено в полном объеме, процессуальных нарушений, которые явились бы основанием к изменению или отмене постановления должностного лица и решения судьи городского суда, нет.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.30.7, 30.9 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Восстановить срок на подачу жалобы на постановление заместителя председателя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области № 22 от 18.03.2022 о привлечении директора государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова Валентина Александровича к административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.08.2022.

Постановление заместителя председателя Контрольного комитета Губернатора Ленинградской области № 22 от 18.03.2022 о привлечении директора государственного бюджетного учреждения культуры Ленинградской области «Выборгский объединенный музей-заповедник» Белоусова Валентина Александровича к административной ответственности, предусмотренной ч. 20 ст. 19.5 КоАП РФ, и решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 02.08.2022, оставить без изменения, а жалобу защитника Романенко Д.И., - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12-30.15 КоАП РФ в Третий кассационный суд общей юрисдикции.

Судья О.В. Туманова

(Судья М.В. Прокопьева)