Дело №7-92 (2)
Судья Глазкова Г.Б.
Р Е Ш Е Н И Е
19 марта 2018 года г. Тамбов
Судья Тамбовского областного суда Курохтин Ю.А., рассмотрев жалобу представителя ООО «***» ***. на решение судьи Сосновского районного суда Тамбовской области от 01 февраля 2018 года и постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям от 01 февраля 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «***»,
установил:
Постановлением и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям *** от *** юридическое лицо ООО «***» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию виде штрафа в размере *** рублей.
Не согласившись с данным постановлением, представитель ООО «***» по доверенности Смагина К.В. обратилась в суд с жалобой об отмене указанного выше постановления.
Решением судьи Сосновского районного суда Тамбовской области от 01 февраля 2017 года жалоба ООО «***» удовлетворена частично.
Постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям *** от *** изменено в части назначенного ООО «***» наказания. Размер административного штрафа, предусмотренный санкцией ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ снижен до *** рублей.
Не согласившись с указанными постановлением должностного лица и решением судьи, представитель ООО «***» по доверенности ***. обратилась в Тамбовский областной суд с жалобой, в которой ставит вопрос об их отмене.
Указывает, что Общество предприняло все возможные меры по приведению земель в надлежащее состояние и дальнейшему использованию их в сельскохозяйственной деятельности с момента их приобретения.
Считает, что применение к Обществу наказания в виде штрафа носит неоправданно карательный характер и явно негативно отразится на финансово – хозяйственной деятельности Общества.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с положениями ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц – от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно п. п. 3 п. 1 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно ст. 8 Федерального закона от *** №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения – сохранение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий; собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы земельных участков обязаны: соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.
В силу требований ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно- гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Мероприятия по охране земель проводятся в соответствии с настоящим Кодексом, Федеральным законом от 16.07.1998 г. №101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10.01.2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
В соответствии с ГОСТом 26640-85 «Земли» охрана земель – это комплекс организационно – хозяйственных агрономических, технических, мелиоративных, экономических и правовых мероприятий по предотвращению и устранению процессов, ухудшающих состояние земель, а также случаев нарушения порядка пользования землями.
Материалами дела установлено, что на основании приказа заместителя руководителя Управления от 09.11.2017 года, Управлением Россельхознадзора по Тамбовской и Рязанской областям в отношении ООО «***» была проведена проверка на предмет соблюдения Обществом требований земельного законодательства.
Проведение данной внеплановой выездной проверки в порядке, предусмотренном ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» согласовано с прокуратурой Тамбовской области.
В ходе проведения проверки установлено, что 28 ноября 2017 года при осуществлении полномочий по государственному земельному контролю проведено обследование земельных участков сельскохозяйственного назначения принадлежащих Обществу на праве собственности с кадастровыми номерами *** общей площадью *** га и *** общей площадью *** га и установлено, что площадь земельных участков в размере *** га заросла сорной травянистой и древесно-кустарниковой растительностью (осот, марь белая, щавель конский, полынь, пижма, тысячелетник), в результате земли сельскохозяйственного назначения не используются по назначению.
Зарастание земельных участков сорной травянистой и древесной растительностью свидетельствует о не проведении своевременных агротехнических и фитосанитарных мероприятий.
Собственником данных земельных участков является ООО «***».
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ. При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (ст.4.1 КоАП РФ).
Таким образом, существенное значение для решения вопроса о назначении наказания имеет соблюдение баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении, что гарантирует тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения.
Как видно из материалов дела, и это никем не оспаривается, земельные участки сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами *** и *** общество приобрело в ноябре 2015 года у ООО Земельная компания Черкизово». Данные земельные участки находились в заброшенном состоянии более 10 лет, на участках, как следует из протокола осмотра территории обнаружена древесно-кустарниковая растительность высотой от 1 до 7 метров. После приобретения названных земельных участков обществом активно проводятся мероприятия по их очистке от деревьев и кустарников, а также иные агрономические работы по введению земель в сельхозпроизводство.
Указанные обстоятельства объективно подтверждены главой Дегтянского сельсовета Сосновского района Тамбовской области, на территории которого расположены земельные участки. Так, из письменного сообщения от 12.01.2018 года следует, что ООО «***» привело в надлежащее состояние и ввело в сельскохозяйственный оборот более *** га земель.
Таким образом, привлечение к административной ответственности ООО «***» должностное лицо и судья районного суда по сути обосновывают наличием земельных участков в собственности общества и выявленные древесно-кустарниковые заросли, то есть наличие формально состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ, без учета степени вины этого общества и приведение в сельскохозяйственный оборот земель, на которых зарастание произошло за время владения предыдущим собственником. Сведений опровергающих данный вывод материалы дела не содержат.
С учетом особенностей сложившейся ситуации, прихожу к выводу, что деяние, вмененное ООО «***» хотя формально и содержит признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения, и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, поэтому может быть признано малозначительным.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Из обстоятельств совершенного правонарушения следует, что вмененное ООО «***» деяние (имеющее формальный состав) не повлекло вредных последствий, ущерб кому-либо не причинен, существенного нарушения охраняемых общественных отношений не последовало, и с учетом необходимости приведения в надлежащее состояние большого количества земель, зарастание которых произошло до приобретения этих земель обществом, наличием объективно подтвержденных сведений об осуществлении ООО «***» работ по введению этих земель в сельскохозяйственный оборот, имеются основания для признания административного правонарушения малозначительным.
Поэтому постановление должностного лица и решение судьи подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7, ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
Решение судьи Сосновского районного суда Тамбовской области от 01 февраля 2018 года и постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Рязанской и Тамбовской областям от 20 декабря 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, в отношении ООО «***» отменить.
Производство по делу прекратить в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершенного административного правонарушения, освободить ООО «***» от административной ответственности по ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ и объявить устное замечание.
Судья Ю.А. Курохтин