ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-940/2022 от 18.08.2022 Нижегородского областного суда (Нижегородская область)

Дело №7-940/2022

НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

РЕШЕНИЕ

г. Нижний Новгород 18 августа 2022 года

Судья Нижегородского областного суда Минеева И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобам директора ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» ФИО3, должностного лица - главного государственного инспектора труда Отдела надзора по охране труда № 5 Государственной инспекции труда в Нижегородской области – ФИО4 на решение судьи Лысковского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2022 года, вынесенного по жалобам на постановления главного государственного инспектора труда и старшего государственного инспектора труда государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1,4 ст. 5.27, ч.ч. 1,3,4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлениями №№ 06/575/2021/265, 06/575/2021/266, 06/575/2021/270, 06/575/2021/267, 06/575/2021/268, 06/575/2021/269 старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения, по каждому постановлению.

Постановлением № 4-525-21-88 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей.

Постановлениями №№ 06/575/2021/258, 06/575/2021/257 старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде предупреждения и в виде административного штрафа в размере рублей, соответственно.

Постановлениями №№ 06/575/2021/264, 06/575/2021/260, 06/575/2021/262 старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административных штрафов в размере рублей, рублей, рублей, соответственно.

Постановлениями №№ 4-525-21-85, 4-525-21-86, 4-525-21-87 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере рублей, по каждому постановлению.

Постановлениями №№ 4-525-21-90, 4-525-21-89 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административных штрафов в размере рублей, рублей, соответственно.

Не согласившись с данными постановлениями, ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» обратился в суд с жалобами, в которых просит вышеуказанные постановления отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в их действиях состава административного правонарушения.

Определением судьи Лысковского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2022 года дела по жалобам ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» на постановления главного государственного инспектора труда и старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года о назначении административных наказаний, предусмотренных ч.ч. 1, 4 ст.5.27, ч.ч. 1, 3, 4 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» были объединены в одно производство, объединенному делу присвоен № 12-29/2022.

Решением судьи Лысковского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2022 года постановления №№ 06/575/2021/265, 06/575/2021/266, 06/575/2021/270, 06/575/2021/267, 06/575/2021/268, 06/575/2021/269 старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года о привлечении ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27 КоАП РФ, отменены, производства по делам прекращены в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.

Постановление № 06/575/2021/258 старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года о привлечении ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление № 4-525-21-85 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года о привлечении ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановления №№ 4-525-21-90, 4-525-21-89 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года о привлечении ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, изменено, переквалифицированы действия ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» на ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ.

Постановления №№ 4-525-21-88, 4-525-21-86, 4-525-21-87 главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области, №№ 06/575/2021/257, 06/575/2021/264, 06/575/2021/260, 06/575/2021/262 старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Нижегородской области от 24 декабря 2021 года о назначении административных наказаний, предусмотренных ч. 4 ст.5.27, ч.ч. 1, 3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум», изменены.

Назначено ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» административное наказание за совершение всех вышеуказанных административных правонарушений, предусмотренных ч. 4 ст.5.27, ч.ч. 1, 3 ст.5.27.1 КоАП РФ, в соответствии с ч.ч.2, 5 и 6 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере (сто десять тысяч) рублей.

В остальной части обжалуемые постановления оставлены без изменения, жалоба ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, директор ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» ФИО3 просит признать решение районного суда от 23 мая 2022 года не подлежащим исполнению в части назначения административного наказания в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей, уплаченного по постановлениям №№ 06/575/2021/261, 06/575/2021/263, вынесенным в рамках одного и того же контрольного мероприятия; изменить состоявшееся по делу судебное решение в части основания отмены постановлений №№ 06/575/2021/265, 06/575/2021/266, 06/575/2021/267, 06/575/2021/269, 06/575/2021/270, с

«в связи с истечением срока давности» на «в связи с отсутствием состава административного правонарушения»; изменить состоявшееся по делу судебное решение, отменить постановления №№ 06/575/2021/260, 06/575/2021/262, 06/575/2021/264 в связи с отсутствием в действиях Учреждения состава административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, главный государственный инспектор труда Отдела надзора по охране труда № 5 Государственной инспекции труда в Нижегородской области – ФИО4, просит судебное решение отменить, ввиду его незаконности, дело направить на новое рассмотрение в Лысковский районный суд Нижегородской области.

Законный представитель ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» ГП НО «Нижегородпассажиравтотранс» ФИО3, защитник ФИО5 в судебное заседание не явились, направив ходатайства об отложении рассмотрения дела. Определением судьи от 18 августа 2022 года в удовлетворении ходатайств защитника, законного представителя юридического лица об отложении рассмотрение дела отказано.

В соответствии с положениями п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствии защитника, законного представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалоб, заслушав заявителя главного государственного инспектора труда Отдела надзора по охране труда № 5 Государственной инспекции труда в Нижегородской области – ФИО4, поддержавшую доводы жалобы, главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Нижегородской области ФИО6, начальника отдела надзора по охране труда № 5 Государственной инспекции труда в Нижегородской области ФИО7, подтвердивших сведения в составленных ими документах, руководителя Государственной инспекции труда – главного государственного инспектора труда в Нижегородской области ФИО8, поддержавшего доводы жалобы ФИО4, судья вышестоящей инстанции, пересматривающий дело по жалобе, приходит к следующему.

В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются, в частности, всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях установлен главой 30 КоАП РФ.

Виды решений, принимаемых по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, и требования, предъявляемые к такому решению, установлены ст. 30.7 КоАП РФ.

Исходя из положений данной нормы по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения;

2) об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление;

3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;

4) об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных указанным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания;

5) об отмене постановления и о направлении дела на рассмотрение по подведомственности, если при рассмотрении жалобы установлено, что постановление было вынесено неправомочными судьей, органом, должностным лицом.

Между тем, в нарушение требований ст. 30.7 КоАП РФ, судья Лысковского районного суда Нижегородской области одним судебным актом отменил по основаниям, предусмотренным п.п. 2, 6 ч 1. ст. 24.5 КоАП РФ, постановления должностного лица административного органа №№ 06/575/2021/265, 06/575/2021/266, 06/575/2021/270, 06/575/2021/267, 06/575/2021/268, 06/575/2021/269 от 24 декабря 2021 года по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, постановление должностного лица административного органа № 06/575/2021/258 от 24 декабря 2021 года по ч.1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, постановление должностного лица административного органа № 4-525-21-85 от 24 декабря 2021 года по ч.3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, изменил постановления должностного лица административного органа №№ 4-525-21-90, 4-525-21-89 от 24 декабря 2021 года, переквалифицировав действия юридического лица на ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ; изменил постановления должностного лица административного органа №№ 4-525-21-88, 4-525-21-86, 4-525-21-87, 06/575/2021/257, 06/575/2021/264, 06/575/2021/260, 06/575/2021/262 от 24 декабря 2021 года по ч. 4 ст.5.27, ч.ч. 1, 3 ст.5.27.1 КоАП РФ, назначив ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» административное наказание за совершение всех вышеуказанных административных правонарушений, в соответствии с ч.ч.2, 5 и 6 ст.4.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере (сто десять тысяч) рублей.

С выводами судьи районного суда согласиться нельзя.

Действительно, Федеральным законом от 26.03.2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» в статью 4.4 КоАП РФ внесены изменения, в частности, данная статья дополнена частью 5 - в соответствии с которой: если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения; частью 6 - в соответствии с которой: если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Как указано ранее, руководствуясь ч.ч.5,6 ст. 4.4 КоАП РФ, судья районного суда пришел к выводу о необходимости объединения дел по жалобам ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» в одно производство (л.д. 49).

Статья 4.4 КоАП РФ определяет порядок назначения административных наказаний за совершение нескольких административных правонарушений.

В частности, согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи.

В соответствии с частью 2 данной статьи при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

В силу части 3 статьи 4.4 КоАП РФ в случае, предусмотренном частью 2 настоящей статьи, административное наказание назначается:

1) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения, если одной из указанных санкций предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения;

2) в пределах санкции, при применении которой может быть назначен наибольший административный штраф в денежном выражении, если указанными санкциями предусматривается назначение административного наказания в виде административного штрафа;

3) в пределах санкции, не предусматривающей назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа, если одной из указанных санкций не предусматривается назначение административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа.

Согласно части 4 статьи 4.4 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи могут быть назначены дополнительные административные наказания, предусмотренные каждой из соответствующих санкций.

Часть 5 статьи 4.4 КоАП РФ гласит, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.

Часть 6 статьи 4.4 КоАП РФ гласит, что если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статьи) раздела II настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений применяются правила назначения административного наказания, предусмотренные частями 2 - 4 настоящей статьи.

Таким образом, из анализа статьи 4.4 КоАП РФ следует, что положения данной нормы применимы лишь в случае установления совершения лицом административных правонарушений, и соответственно, при назначении административного наказания, с учетом особенностей его назначения, предусмотренных данной статьей.

Однако принятое судьей Лысковского районного суда Нижегородской области решение, вынесенное по результатам рассмотрения одного дела, об изменении постановлений и назначении административного наказания с одновременной отменой постановлений и прекращении производства по делу, свидетельствует о недопустимости применения в рассматриваемом случае положений ст. 4.4 КоАП РФ и нарушение требований, установленных ст. 30.7 КоАП РФ.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о допущенном существенном нарушении процессуальных требований, которое не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Принимая во внимание вышеизложенное, решение судьи Лысковского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2022 года не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1,4 ст. 5.27, ч.ч. 1,3,4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» направлению на новое рассмотрение в Лысковский районный суд Нижегородской области.

При новом рассмотрении дела следует учесть вышеизложенное и принять по жалобе обоснованное и законное решение в соответствии с требованиями КоАП РФ.

В связи с отменой решения судьи по указанным основаниям, не вхожу в обсуждение иных доводов жалобы, так как они могут быть проверены судьей при новом рассмотрении дела.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7

КоАП РФ, судья апелляционной инстанции

Р Е Ш И Л:

Решение судьи Лысковского районного суда Нижегородской области от 23 мая 2022 года - отменить.

Дело об административных правонарушениях, предусмотренных ч.ч. 1,4 ст. 5.27, ч.ч. 1,3,4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, в отношении ГБПОУ «Лысковский агротехнический техникум» направить на новое рассмотрение в Лысковский районный суд Нижегородской области.

Судья областного суда Минеева И.А.