ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-950/2016 от 20.07.2016 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-950/2016

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 20 июля 2016 года

Судья Ленинградского областного суда Лебедев А.В.

при секретаре Городнине В.В.,

рассмотрев жалобу защитника ЗАО «<данные изъяты>» ФИО5 на постановления ИО начальника заместителя отдела земельного надзора Управления по г. С.Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГг. и решение судьи Кировского городского суда Ленинградской области от 08 июня 2016 года по делу об административных правонарушениях предусмотренных, ч. 2 ст. 8.6, ч.2 ст. 8.7, ч. 1 ст. 10.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением ИО начальника заместителя отдела земельного надзора Управления по г. С.Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГг. юридическое лицо - ЗАО «<данные изъяты>» (далее - ЗАО «<данные изъяты>») было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Решением судьи Кировского городского суда Ленинградской области от 08 июня 2016 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба ЗАО «<данные изъяты>» без удовлетворения.

Постановлением ИО начальника заместителя отдела земельного надзора Управления по г. С.Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГг. юридическое лицо - ЗАО «<данные изъяты>» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Решением судьи Кировского городского суда Ленинградской области от 08 июня 2016 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба ЗАО «<данные изъяты>» без удовлетворения.

Постановлением ИО начальника заместителя отдела земельного надзора Управления по г. С.Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГг. юридическое лицо - ЗАО «<данные изъяты>» было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 10.10 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> руб.

Решением судьи Кировского городского суда Ленинградской области от 08 июня 2016 года вышеуказанное постановление оставлено без изменения, жалоба ЗАО «<данные изъяты>» без удовлетворения.

Определением Ленинградского областного суда от 20.07.2016 года вышеуказанные дела объединены в одно производство.

В своих жалобах защитник просит вышеуказанные акты отменить, производство по делу прекратить. В обоснование указывает, что не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих вину ЗАО «<данные изъяты>» в совершении вышеуказанных правонарушений, так как понятыми при осмотре территории и взятии проб грунта, заинтересованы в исходе дела лица, пробы грунта были взяты с нарушением требований закона, не учтено, что обнаруженные помет использовался обществом как удобрение. Кроме того, не учтено, что ЗАО «<данные изъяты>» предпринимает все возможные меры для содержания мелиоративных систем при эксплуатации в исправном состоянии и принятии мер по предупреждению их повреждения и соблюдению требований закона.

Законный представитель ЗАО «<данные изъяты>» извещен, но в судебное заседание не явился, доказательств уважительности неявки не представил, в силу чего дело было в порядке п. 3 ст. 25.4 КоАП РФ рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав объяснения защитников, которые жалобы поддержали, представителя Управления по г. С.Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, исследовав материалы дела, дела об административных правонарушениях, представленных Управлением по г. С.Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и доводы жалобы, который полагал, что нет оснований для удовлетворения жалоб, прихожу к следующему.

В соответствии с п.1, 2, 4, 5 ст. 13 ЗК РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

При проведении связанных с нарушением почвенного слоя строительных работ и работ, связанных с пользованием недрами, плодородный слой почвы снимается и используется для улучшения малопродуктивных земель.

Лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

Согласно ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Согласно ст. 8 ФЗ № 101 от 16 июля 1998г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В силу ч.2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

В силу ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.

Согласно ст. 29 ФЗ № 4 от 10 января 1996г. «О мелиорации земель» юридические лица, которые эксплуатируют мелиоративные системы, обязаны содержать их в исправном состоянии и принимать меры по предупреждению их повреждения.

Содержание в исправном состоянии мелиоративных систем, находящихся в собственности граждан (физических лиц) и юридических лиц организуют их собственники, владельцы и пользователи.

Согласно ст. 8 указанного закона, культуртехническая мелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий по коренному улучшению земель и подразделяется на следующие виды: расчистка мелиорируемых земель от древесной и травянистой растительности, кочек, пней и мха; расчистка мелиорируемых земель от камней и иных предметов; рыхление, пескование, глинование, землевание, плантаж и первичная обработка почвы; проведение иных культуртехнических работ.

В соответствии с п.2.2.4 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхозпродом России 26 мая 1998г. основными эксплуатационными мероприятиями, обеспечивающими нормальное состояние осушительной системы, являются: - наблюдения за работой системы и выявление причин отказов в работе, нарушений состояния отдельных элементов, повреждений и разрушений; - выявление мест возможного возникновения аварий; - постоянный контроль за уровнем грунтовых вод; - надзор за мелиоративным состоянием осушенных угодий; - удаление из проводящих каналов и водоприемников случайно попавших предметов, затрудняющих свободное течение воды и создающих подпор; - скашивание травянистой растительности, вырубка кустарников на откосах и бермах каналов, защитных валов и дамб; - очистка от мусора, ила, снега, льда и посторонних предметов отверстий мостов, труб - переездов, смотровых колодцев, дренажных устьев, регуляторов и других гидротехнических сооружений; - промывка и прочистка закрытых коллекторов и дрен; - контроль за работой дренажных устьев, гидротехнических сооружений на закрытой регулирующей сети; - ликвидация деформаций и повреждений креплений каналов, конструкций гидротехнических сооружений.

В силу ч. 1 ст. 10.10 КоАП РФ нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья пришли к обоснованному выводу о доказанности вины ЗАО «<данные изъяты>», в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.2 ст. 8.6, ч.2 ст. 8.7, ч. 1 ст. 10.10 КоАП РФ.

Установлено, что ЗАО «<данные изъяты>» использует земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 402,8995 га, из них 193 га сельскохозяйственных угодий с разрешенным видом использования - для ведения сельхозпроизводства, для хранения и размещения куриного помета без предварительного обеззараживания или переработки.

В ходе проведения Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по г. С.Петербургу и Ленинградской области в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. внеплановой выездной проверки юридического лица ДД.ММ.ГГГГ должностным лицом Управления с участием представителя ЗАО «<данные изъяты>» и понятых был произведен осмотр и фотографирование земельного участка по указанному адресу, а также отбор проб почвы.

Из протокола осмотра территории от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на части земельного участка в соответствии с прилагаемой к протоколу схемой размещены бурты куриного помета, на момент осмотра был зафиксирован завоз и размещение куриного помета непосредственно на почву без использования изоляционного (подстилающего) и укрывного материалов, часть буртов перемешана с почвой, часть обвалована почвой.

Согласно заключения ФГБУ «Ленинградская МВД» от ДД.ММ.ГГГГг. по результатам испытаний отобранных трех проб почвы (грунта) установлено, что в пробе № 1, отобранной с территории площадью 5 га, на которой производилось размещение куриного помета, было обнаружено превышение ориентировочно допустимой концентрации цинка в 8,22 раза, по микробиологическим показателям - обнаружено содержание бактерий группы кишечной палочки и энтерококков, категория загрязнения почвы - опасная.

В пробе № 2, отобранной с территории площадью 3 га, очищенной от буртов с пометом и подготовленной под вспашку, обнаружено превышение концентрации цинка в 8,73 раза, по содержанию энтерококков категория загрязнения почвы опасная, по кишечной палочки - умеренно опасная.

В пробе № 3, отобранной с территории площадью 2 га, на которой размещены бурты куриного помета, частично перемешанного с торфом (бурты торфокомпоста), обнаружено превышение ПДК нитратов в 3,65 раза, концентрации цинка в 8,71 раза.

Согласно СанПин 2.1.7.1287-03 в почвах сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ не должно превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами и гигиеническими нормативами.

Образующиеся в процессе производственной деятельности ЗАО «<данные изъяты>» отходы - помет куриный свежий согласно Федеральному классификационному каталогу отходов относятся к третьему классу опасности, помет куриный перепревший к четвертому классу опасности.

Несмотря на наличие двух специализированных пометохранилищ и площадки для приготовления торфокомпоста, ЗАО «Птицефабрика Синявинская» использует земельный участок с вышеуказанным кадастровым номером для хранения и размещения куриного помета без предварительного обеззараживания и переработки, в результате чего допускает биогенное и химическое загрязнение земельного участка (заключение ФГБУ «Ленинградская МВД» от ДД.ММ.ГГГГг. ).

Таким образом, действия ЗАО «<данные изъяты>» не соответствуют требованиям ч. 1, 2, 4 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ № 101 от 16 июля 1998г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», то есть ЗАО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Кроме того, в ходе вышеуказанной проверки установлено, что большая часть буртов с куриным пометом заросла сорной травянистой растительностью с видовым составом: полынь, репейник, осока и другие высотой более 1,5 м., местами выше 1,7 м.

Центральная часть земельного участка площадью 22 га заболочена, заросла однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью с видовым составом: осока, рогоз, полынь, репейник и другие высотой более 1,7 м.

На части земельного участка, расположенной в непосредственной близости от производственной площадки, зафиксирована выемка почвы (грунта) на глубину до 5 м., площадь образованного карьера составляет 2,5 га.

Имеющиеся на земельном участке мелиоративные каналы открытого типа заросли многолетней сорной травянистой и древеснокустарниковой растительностью (ива, ольха) высотой от 1,7 м. до 3 м. и выше. Поверхность всего земельного участка переувлажнена и практически везде имеется застоявшаяся вода.

Обязательные агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и культуртехнические мероприятия, направленные на обеспечение воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении хозяйственной деятельности ЗАО «Птицефабрика Синявинская» не проводятся.

Таким образом, действия ЗАО «<данные изъяты>» не соответствуют требованиям ч.1, 2, 4 ст. 13, ст.42 Земельного кодекса РФ, ст. 8 ФЗ № 101 от 16 июля 1998г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», то есть ЗАО «Птицефабрика Синявинская» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 8.7 КоАП РФ.

Кроме того в ходе вышеуказанной проверки, установлено, что имеющиеся на вышеуказанном земельном участке объекты мелиорации открытого типа заросли многолетней сорной травянистой (осока, рогоз, полынь и др.) и древесно-кустарниковой (ива, ольха высотой от 1,7 м. до 3 м. и выше) растительностью. Поверхность всего земельного участка переувлажнена и практически везде имеется застоявшаяся вода. Центральная часть земельного площадью 22 га заболочена, заросла однолетней и многолетней сорной травянистой растительностью высотой более 1,7м. На территории, где размещены бурты куриного помета, прорыты две траншеи, ведущие в мелиоративный канал открытого типа. Канал заполнен застоявшейся водой зеленого цвета с белой пленкой (пеной). Скашивание травянистой растительности на откосах объекта мелиорации ЗАО «<данные изъяты>» не проводится, основные эксплуатационные мероприятия, обеспечивающие нормальное состояние осушительной системы объекта мелиорации, не осуществляются, в результате чего мелиоративная система не функционирует в полном объеме, что способствует заболачиванию земельного участка.

Таким образом, действия ЗАО «<данные изъяты>» не соответствуют требованиям ст. 13 Земельного кодекса РФ, ст. 29 Закона № 4 ФЗ от 10 января 1996 г. «О мелиорации земель», п.2.2.4 Правил эксплуатации мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, утвержденных Минсельхозпродом России 26 мая 1998г., в силу чего ЗАО «<данные изъяты>» совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 10.10 КоАП РФ.

Обстоятельства совершения ЗАО «<данные изъяты>» вышеуказанных правонарушений подтверждаются: протоколом осмотра принадлежащей юридическому лицу территории с фототаблицей к нему, протоколами об административных правонарушениях от ДД.ММ.ГГГГг., протоколами отбора проб почвы от ДД.ММ.ГГГГг., схемой земельного участка с указанием мест отбора проб, протоколами испытаний проб почвы и заключением ФГБУ «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГг., показаниями свидетеля ФИО7, показаниями эксперта ФИО8, другими доказательствами по делу, которым была дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.

Вывод о наличии вины ЗАО «<данные изъяты>» в совершении вышеуказанных административных правонарушений, основан на доказательствах по делу и сделан в соответствии с требованиями ст. ст. 2.1 и 2.2 КоАП РФ.

Доводы жалоб защитника ЗАО «<данные изъяты>» сводятся к переоценке доказательств, которые всесторонне и полно проверены с соблюдением требований ст. 26.11 КоАП РФ и не влияют на правильность вывода о виновности ЗАО «<данные изъяты>» в совершении вышеуказанных административных правонарушений, опровергаются совокупностью исследованных по делу доказательств.

Вместе с тем, должностным лицом и судьей не учтено, что в силу ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) настоящего Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Таким образом, наказание ЗАО «<данные изъяты>» подлежит назначению в соответствии с ч.2 ст. 4.4 КоАП РФ в пределах санкции статьи, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

При этом, с учетом исключительных обстоятельств, связанных с характером и особенностями совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественного и финансового положения общества, прихожу к выводу, что в соответствии с ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ ЗАО «<данные изъяты>» подлежит назначению наказание в виде менее минимального размера административного штрафа.

На основании изложенного, руководствуясь ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановления ИО начальника заместителя отдела земельного надзора Управления по г. С.Петербургу и Ленинградской области Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГг. и решения судьи Кировского городского суда Ленинградской области от 08 июня 2016 года изменить, назначить общее наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В остальной части постановления и решения оставить без изменения, жалобу защитника ЗАО «<данные изъяты> ССР» – без удовлетворения.

Судья:

(судья Сорокин Ю.Н.)