ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-952/14 от 20.10.2014 Челябинского областного суда (Челябинская область)

                      Дело №7-952/2014 город       Челябинск

                  Судья Андреев И.С.

        РЕШЕНИЕ

        20 октября 2014       года

                      Судья Челябинского областного       суда Майорова Е.Н., при секретаре Бурцеве П.А., рассмотрев в открытом       судебном заседании дело об административном правонарушении,       предусмотренном частью 2 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, в отношении ФИО1, по жалобе ФИО1 на       постановление и.о. начальника ИФНС России по Советскому району г.       Челябинска по делу об административном правонарушении от 10 июня 2014       года, и решение судьи Советского районного суда г. Челябинска от 28       августа 2014 года,

установил:

        постановлением и.о. начальника       ИФНС России по Советскому району г. Челябинска директор ООО «Городские       зрелищные кассы» ФИО1 признан виновным в совершении       административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ,       и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 4 000       рублей.

        Решением судьи Советского       районного суда г. Челябинска от 28 августа 2014 года указанное       постановление должностного лица оставлено без изменения, а жалоба ФИО1, - без удовлетворения.

        ФИО1 обратилсяв суд с       жалобой на постановление должностного лица и решение судьи, в которой       ставит вопрос об их отмене, как незаконных и необоснованных, ссылается на       то, что ООО «Городские зрелищные кассы» не является платежным агентом       (субагентом), оператором или поставщиком и не осуществляет деятельность       платежного агента для последующих расчетов с поставщиком в силу своей       организационно-правовой формы, следовательно, не является субъектом       административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ.       Указывает, что общество принимает денежные средства от потребителя только       при наличии желания последнего, у физического лица отсутствует обязанность       перед организатором по внесению денежных средств за ранее оказанные       услуги. Ссылается на практику арбитражных судов.

        В судебное заседание ФИО1       явился, поддержал жалобу по изложенным в ней доводам.

        Проверив материалы дела, доводы       жалобы, выслушав ФИО1, не усматриваю оснований для отмены или       изменения как постановления должностного лица административного органа так       и решения судьи Советского районного суда г. Челябинска от 28 августа 2014       года в силу следующего.

                      2

                      В соответствии с частью 2 статьи       15.1 КоАП РФ нарушение платежными агентами, осуществляющими деятельность в       соответствии с Федеральным законом от 3 июня 2009 года № 103-ФЗ «О       деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными       агентами», банковскими платежными агентами и банковскими платежными       субагентами, осуществляющими деятельность в соответствии с Федеральным       законом «О национальной платежной системе», обязанностей по сдаче в       кредитную организацию полученных от плательщиков при приеме платежей       наличных денежных средств для зачисления в полном объеме на свой       специальный банковский счет (счета), а равно неиспользование платежными       агентами, поставщиками, банковскими платежными агентами, банковскими       платежными субагентами специальных банковских счетов для осуществления       соответствующих расчетов влечет наложение административного штрафа на       юридических лиц штрафа от сорока тысяч до пятидесяти тысяч       рублей.

        Согласно статье 2 Федерального       закона «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемых       платежными агентами» от 03.06.2009 № 103, платежный агент - это       юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный       предприниматель, осуществляющие деятельности по приему платежей физических       лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный       субагент. Платежный субагент - платежный агент - это юридическое лицо или       индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему       платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей       физических лиц.

        Под деятельностью по приему       платежей физических лиц в целях настоящего Федерального закона признается       прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на       исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров       (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и       коммунальные услуги в соответствии с Жилищным Кодексом РФ, а также       осуществление платежным агентом последующих расчетов с       поставщиком.

        Согласно положениям ч. 4 ст. 4       Федерального закона от 27.06.2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной       системе», деятельность по приему платежей физических лиц, осуществляется       платежными агентами. Платежный агент обязан, в том числе, при приеме       платежей использовать специальный банковский счет (счета) для       осуществления расчетов.

        Как следует из материалов дела,       07 июля 2014 года старшим государственным инспектором ИФНС России по       Советскому району г. Челябинска при проведении проверки по вопросам       соблюдения Федерального закона РФ от 03 июня 2009 года № 103 «О       деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными       агентами за период с 01 января 2014 года по 19 июня 2014 года было       установлено: ООО

3

                      «Городские зрелищные кассы»       зарегистрировано в качестве юридического лица; поставлен на учет ИФНС       России.

        При проверке ООО «Городские       зрелищные кассы» установлено, что общество ООО «Городские зрелищные кассы»       не использовала специальный банковский счет (специальный банковский счет,       имеющий кодировку «40821» ООО «Городские зрелищные кассы» в кредитной       организации не открыт), для зачисления в полном объеме наличных денежных       средств, принятых от физических лиц за период с 01.04.2014 по 19.06.2014 в       сумме *** руб.

        Виновность ФИО1 в       совершении вышеуказанного административного правонарушения подтверждена       исследованными судом доказательствами, достоверность и допустимость       которых сомнений не вызывает: протоколом об административном       правонарушении от 10.07.2014 г., постановлением о назначении       административного наказания № 10 от 10.07.2014 г., актом проверки       использования специальных банковских счетов для осуществления расчетов при       приеме платежей и соблюдения обязанности по сдаче в кредитную организацию       полученных от плательщиков при приеме платежей наличных денежных средств       для зачисления на специальный банковский счет (счета) № 5 от 07.07.2014 г.       в соответствии с которым установлено, что с 01.04.2014 г. по 19.06.2014 г.       ООО «Городские зрелищные кассы» приняло от физических лиц наличные       денежные средства в сумме *** рублей, при этом не использовало       специальный банковский счет в кредитной организации для зачисления данных       наличных денежных средств; поручением о проведении ИФНС России по       Советскому району г. Челябинска проверки полноты учета денежной выручки и       сдачи ее в полном объеме на специальный банковский счет, а также порядка       ведения кассовых операции организации ООО «Городские зрелищные кассы», а       так же кассовые отчеты за период с апреля 2014 года по 19 июня 2014 года       из которых следует, что за данный период времени ООО «Городские зрелищные       кассы» приняло наличные денежные средства от физических лиц на сумму ***рублей.

        Доказательств, свидетельствующих       о принятии ФИО1, как должностным лицом, необходимых и достаточных       мер по исполнению публично-правовых обязательств по открытию специального       банковского счета, по недопущению правонарушения и невозможности его       предотвращения, заявителем не представлено.

        Таким образом, должностное лицо       административного органа, а также суд пришли к правильному выводу о       наличии в действиях директора ООО «Городские зрелищные кассы» ФИО1       состава административного правонарушения, ответственность за которое       предусмотрена частью 2 статьи 15.1 КоАП РФ.

        Довод жалобы о том, что ООО       «Городские зрелищные кассы» ООО «Городские зрелищные кассы» не является       платежным агентом (субагентом),

                      4

                      оператором или поставщиком и не       осуществляет деятельность платежного агента для последующих расчетов с       поставщиком в силу своей организационно-правовой формы, следовательно, не       являются субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2       ст. 15.1 КоАП РФ, является несостоятельным.

        В соответствии с п. 3 ст. 2       Закона № 103-ФЗ следует, что платежный агент - юридическое лицо, за       исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель,       осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным       агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент.       Оператор по приему платежей -платежный агент - юридическое лицо,       заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему       платежей физических лиц (п. 4 ст. 2 Закона № 103-ФЗ).

        Под деятельностью по приему       платежей физических лиц признается прием платежным агентом от плательщика       денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед       поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы       за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным       кодексом РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов       с поставщиком (ч. 1 ст. 3 Закона № 103-ФЗ).

        Из вышеприведенных положений       Закона № 103-ФЗ следует, что его действие распространяется на отношения,       связанные с оказанием единственной услуги - по приему платежей.       Деятельность платежного агента заключается только в приеме денежных       средств. Платежный агент не принимает участия в оказании услуг между       плательщиком и поставщиком услуг, не оказывает иных самостоятельных услуг,       кроме приема и передачи денежных средств.

        В соответствии с п. 2.1 агентских       договоров, действующих в проверяемый период, заключенных платежным агентом       ООО «Городские зрелищные кассы» с поставщиками услуг, агент принимает на       себя обязательства от имени и за счет поставщика оказывать услуги по       распространению среди населения и иных лиц билетов, дающих право на       посещение театрально-зрелищных мероприятий, проводимых поставщиком. В то       же время ООО «Городские зрелищные кассы» в соответствии с п.п.3.2.3       агентских договоров, действующих в проверяемый период, заключенных       платежным агентом с поставщиками услуг, агент вправе получать плату за       оказанные услуги по распространению билетов путем удержания части денежных       средств, полученных от населения и иных лиц за показ театрально-зрелищных       мероприятий, или получение денежных средств от поставщика.

        Кроме того, при анализе       бухгалтерских документов ИФНС России по Советскому району г. Челябинска       установлено, что других видов деятельности организация ООО «Городские       зрелищные кассы» не осуществляет. В кассу организации приходуется только       выручка от

5

                      реализации билетов, дающих право       на посещение театрально-зрелищных мероприятий.

        В связи с изложенным должностное       лицо, а в последствии, и судья районного суда пришли к обоснованному       выводу, что в сложившихся отношениях ООО «Городские зрелищные кассы»       выполняет функции платежного агента.

        Доводы жалобы, что общество       принимает денежные средства от потребителя только при наличии желания       последнего, у физического лица отсутствует обязанность перед организатором       по внесению денежных средств за ранее оказанные услуги, не снимает с       общества обязанность предусмотренную Федеральным законом от 27.06.2011       года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе».

        Не может служить основанием к       отмене вынесенного по делу решения и ссылка заявителя на практику       арбитражных судов.

        Доводы жалобы по существу не       содержат новых аргументов, которые бы не исследовались судьей районного       суда при рассмотрении. Эти доводы получили надлежащую оценку правовую       оценку в решении судьи, не согласиться с которой у суда, рассматривающего       жалобу, оснований не имеется.

        Действия директора ООО «Городские       зрелищные кассы» ФИО1 по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ квалифицированы       правильно.

        Принимая во внимание       вышеизложенное, судья областного суда находит решение судьи Советского       районного суда г. Челябинска от 28 августа 2014 года об оставлении без       изменения постановления и.о. начальника ИФНС России по Советскому району       г. Челябинска от 10 июля 2014 года о привлечении директора ООО «Городские       зрелищные кассы» ФИО1 к административной ответственности по ч. 2       ст. 15.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в       размере 4 000 рублей, - законным и обоснованным.

        Порядок и срок давности       привлечения к административной ответственности по делу не нарушены. На       основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП       РФ,

решил:

                      решение судьи Советского       районного суда г. Челябинска от 28 августа 2014 года по делу об       административном правонарушении по ч. 2 ст. 15.1 КоАП РФ в отношении       директора ООО «Городские зрелищные кассы» ФИО1, - оставить без изменения, а       жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

                      Судья

                  Е.Н. Майорова