ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-955/13 от 26.11.2013 Челябинского областного суда (Челябинская область)

Дело № 7-955/2013

                  Судья: Обвинцева   Л.Ю.

РЕШЕНИЕ

26 ноября 2013 года

город Челябинск

                      Судья Челябинского областного       суда Жуков А.А., при секретаре Сазоновой Ю.А., рассмотрев в открытом       судебном заседании в помещении Челябинского областного суда дело об       административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении       ФИО1 по       жалобе заместителя начальника отдела полиции № 13 МО МВД РФ       «Златоустовский» Челябинской области ФИО2 на решение судьи       Златоустовского городского суда Челябинской области от 16 октября 2013       года,

установил:

                      Постановлением заместителя       начальника отдела полиции № 13 МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской       области ФИО2 от 25 сентября 2013 года ФИО1 признан       виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного       статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере **** рублей.

        На указанное постановление       ФИО1 в городской суд подана жалоба, в которой поставлен вопрос       об отмене постановления и прекращении производства по делу об       административном правонарушении.

        Решением судьи Златоустовского       городского суда Челябинской области от 16 октября 2013 года постановление       по делу об административном правонарушении, вынесенное 25 сентября 2013       года отменено, производство по делу в отношении ФИО1 Коротецкого       прекращено в связи с отсутствием в его действиях состава административного       правонарушения.

        Не согласившись с решением судьи,       заместитель начальника отдела полиции № 13 МО МВД РФ «Златоустовский»       Челябинской области ФИО2 обратился в областной суд с жалобой, в       которой просит отменить решение судьи, ссылаясь на его незаконность и       необоснованность. В обоснование доводов жалобы указывает на то       обстоятельство, что ФИО1 как физическое лицо может нести       ответственность за совершение административного правонарушения,       предусмотренного статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации, поскольку лом       и отходы черного металла ФИО1 не принадлежали, права       собственности на данный металл он не предъявил. Полагает, что в деле об       административном правонарушении в отношении ФИО1 имеет       достаточной доказательств, указывающих о наличии в его действиях       состава

                      2

                      административного правонарушения,       предусмотренного статьей 14.26 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях.

        В судебном заседании в       Челябинском областном суде защитник ФИО1 - Репнягов В.Н.       возражал против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в письменных       возражениях на жалобу.

        ФИО1, заместитель       начальника отдела полиции № 13 МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской       области ФИО2 при надлежащем извещении в судебное заседание не       явились.

        Жалоба рассмотрена в отсутствие       неявившихся лиц.

        Выслушав мнения участников       процесса, проверив материалы дела в полном объеме, изучив доводы жалобы,       прихожу к следующим выводам.

        Как следует из постановления       заместителя начальника Межмуниципального отдела полиции № 13 МВД РФ       «Златоустовский» Челябинской области ФИО2 от 25 сентября 2013       года, ФИО1 24 сентября 2013 года в 18 часов 00 минут в городе       Златоусте Челябинской области перевозил лом черных металлов на автомобиле       ****, государственный       регистрационный номер ****       без соответствующих документов, подтверждающий данный вид деятельности,       чем нарушил Правила обращения с ломом черных металлов, утвержденный       Постановлением Правительства РФ от 11 мая 2001 года №369.

        Отменяя указанное постановление и       прекращая производство по делу в отношении ФИО1 судья городского       суда исходил из того, что Правилами обращения с ломом и отходами черных       металлов и их отчуждения, утвержденными постановлением Правительства РФ от       11 мая 2001 года № 369, не предусмотрен запрет на транспортировку лома       черного металла физическим лицом. Кроме того, требования по наличию       надлежащим образом оформленных транспортных документов предъявляются       указанными Правилами только к юридическому лицу либо индивидуальному       предпринимателю, осуществляющим соответствующий вид деятельности.       Поскольку ФИО1 индивидуальным предпринимателем не является,       перевозил на личном автомобиле лом черного металла, образовавшийся при       использовании изделий из металла в быту, а именно, пришедшие в негодность       памятники и надгробья, в его действиях отсутствует состав       административного правонарушения, предусмотренного статьей 14.26 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях.

        Вместе с тем, не могу согласиться       с такими выводами суда первой инстанции по следующим       основаниям.

        Статьей 14.26 Кодекса Российской       Федерации об административных правонарушениях предусмотрена       административная ответственность за нарушение правил обращения с ломом и       отходами цветных и черных металлов (приема, учета, хранения,       транспортировки), за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2,       частью 2 статьи 8.6 и частью 2 статьи 8.31 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях, а также их     отчуждения.

                      3

                      Правовое регулирование в области       обращения с отходами, в том числе металлического лома, осуществляется       Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства       и потребления», другими законами и иными нормативными правовыми актами       Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами       субъектов Российской Федерации, а также муниципальными нормативными       правовыми актами.

        Согласно статьей 1 Федерального       закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и       потребления» ломом и отходами цветных и (или) черных металлов являются       пришедшие в негодность или утратившие свои потребительские свойства       изделия из цветных и (или) черных металлов и их сплавов, отходы,       образовавшиеся в процессе производства изделий из цветных и (или) черных       металлов и их сплавов, а также неисправимый брак, возникший в процессе       производства указанных изделий.

        Положениями статьи 13.1       Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства       и потребления» установлены требования к обращению с ломом и отходами       цветных и (или) черных металлов и их отчуждению, в соответствии с которыми       физические лица могут осуществлять в порядке, установленном       законодательством Российской Федерации, отчуждение лома и отходов цветных       металлов, образующихся при использовании изделий из цветных металлов в       быту и принадлежащих им на праве собственности, согласно перечню       разрешенных для приема от физических лиц лома и отходов цветных металлов,       утвержденному органами государственной власти субъектов Российской       Федерации. Юридические лица и индивидуальные предприниматели могут       осуществлять обращение с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждение       в случае, если имеются документы, подтверждающие их право собственности на       указанные лом и отходы. Правила обращения с ломом и отходами цветных       металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской       Федерации. Правила обращения с ломом и отходами черных металлов и их       отчуждения устанавливаются Правительством Российской       Федерации.

        Правила обращения с ломом и       отходами черных металлов и их отчуждения утверждены постановлением       Правительства РФ от 11 мая 2001 года № 369 (далее по тексту Правила).       Настоящие Правила определяют порядок обращения (приема, учета, хранения,       транспортировки) и отчуждения лома и отходов черных металлов на территории       Российской Федерации.

        В соответствии с пунктом 2, 3       Правил, физические лица осуществляют отчуждение лома и отходов черных       металлов с указанием основания возникновения права собственности на такие       лом и отходы. Юридические лица и индивидуальные предприниматели       осуществляют обращение с ломом и отходами черных металлов, образовавшимися       у них в процессе производства и потребления либо ими приобретенными, и       их

                      4

                      отчуждение в случае, если имеются       документы, подтверждающие их право собственности на указанные лом и       отходы.

        При рассмотрении настоящего дела       разграничение определенных Федеральным законом «Об отходах производства и       потребления», Правилами понятий «обращение» и «отчуждение» металлического       лома имеет важное значение.

        Согласно статье 1 Федерального       закона «Об отходах производства и потребления» обращением с отходами       является деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также       деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию,       размещению отходов.

        Правила обращения с ломом и       отходами черных металлов и их отчуждения понятие «обращение»       металлического лома определяют более узко - как его прием, учет, хранение       и транспортировку.

        Понятие «отчуждение»       металлического лома указанными и иными специальными нормативными актами не       наделено иным содержанием, чем придает ему Гражданский кодекс РФ, но при       этом выделено отдельно и не охватывается понятием «обращение»       металлического лома.

        В силу статьи 13.1 Федерального       закона «об отходах производства и потребления», общих положений Правил       обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, граждане       могут осуществлять только владение, пользование и распоряжение в отношении       собственного металлического лома установленными законами       способами.

        Юридические лица и индивидуальные       предпринимателя, согласно этим же правовым нормам, могут осуществлять       обращение с металлическим ломом и его отчуждение.

        Таким образом, граждане не вправе       осуществлять прием (скупку), учет, хранение и транспортировку       металлического лома, если они не зарегистрированы в качестве       индивидуальных предпринимателей или не исполняют соответствующие трудовые       функции.

        В соответствии с положениями       пункта 20 Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их       отчуждения, при транспортировке лома и отходов черных металлов организация       - перевозчик (транспортная организация или юридическое лицо и       индивидуальный предприниматель, осуществляющие перевозку собственным       транспортом) и грузоотправитель должны обеспечить водителя транспортного       средства или лицо, сопровождающее груз, следующими документами: при       перевозке лома и отходов черных металлов транспортной организацией:       путевой лист; транспортная накладная; удостоверение о взрывобезопасности       лома и отходов черных металлов по форме согласно приложению № 3; при       перевозке юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями лома и       отходов черных металлов, прием которых осуществлен в соответствии с       настоящими Правилами, либо лома и отходов черных металлов, переработанных       и подготовленных для использования, либо лома и отходов черных металлов,       образовавшихся у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в       процессе производства и потребления:

                      5

                      путевой лист (кроме       индивидуальных предпринимателей); транспортная накладная и нотариально       заверенные копии документов, подтверждающих право собственности на       транспортируемые лом и отходы черных металлов; удостоверение о       взрывобезопасности лома и отходов черных металлов по форме,       предусмотренной приложением № 3 к настоящим Правилам.

        Действительно, из буквального       содержания данной правовой нормы следует, что обязанность по обеспечению       перечисленными документами водителя транспортного средства       (сопровождающего лица), перевозящего металлический лом, относится к       юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.

        Тем не менее, эти правовые норма       подлежат применению в соотношении с общими положениями Правил обращения с       ломом и отходами черных металлов и их отчуждения.

        В рассматриваемом случае       следовало исходить из того, что «транспортировка» охватывается понятием       «обращение» с металлическим ломом, а граждане не входят в число субъектов,       имеющих право на обращение с металлическим ломом (прием, учет, хранение и       транспортировку). Соответственно, граждане не имеют права непосредственно       осуществлять транспортировку металлического лома в том значении этого       понятия, которое ему придается перечисленными нормативными       актами.

        Такой подход законодателя к       урегулированию порядка транспортировки металлического лома полностью       соотносится с частью 3 статьи 1 Гражданского кодекса РФ, согласно которой       ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с       федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности,       защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных       ценностей.

        В силу статьей 14 Женевской       конвенции о дорожном движении должны приниматься все меры       предосторожности, чтобы груз, перевозимый на транспортных средствах, не       представлял опасности. Транспортировка металлического лома без проверки       его взрывоопасное™ предопределяет угрозу безопасности участников дорожного       движения, жизни и здоровью других лиц, в том числе принимающих и       перерабатывающих доставленный металлический лом. В отсутствие       удостоверения о взрывобезопасности перевозимого металлического лома       невозможно определить, является ли перевозимый груз опасным и должен ли он       перевозиться в соответствии со специальными правилами перевозки опасных       грузов.

        Безусловно, реализация права       гражданина на отчуждение собственного металлического лома может быть       связана с необходимостью его доставки приобретателю. При значительной       массе металлического лома предполагается, что такая доставка возможна не       иначе, как транспортным средством. При этом гражданин вправе осуществить       доставку собственного металлического лома его приобретателю, заключив       договор перевозки с соответствующей транспортной организацией       (индивидуальным

                      6

                      предпринимателем), и выступать в       качестве грузоотправителя. При этом гражданин не будет считаться лицом,       непосредственно осуществляющим транспортировку металлического       лома.

        Таким образом, действия ФИО1 по транспортировке лома черного металла при отсутствии документов,       подтверждающих возможность осуществления данного вида деятельности,       являются нарушением Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и       образуют состав административного правонарушения, предусмотренного статьей       14.26 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях.

        Однако ошибочность выводов судьи       городского суда не может повлечь отмену или изменение судебного акта по       следующим основаниям.

        В силу статьи 30.9 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях решение судьи по       жалобе на постановление по делу об административном правонарушении может       быть обжаловано в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на решение по       жалобе на постановление по делу об административном правонарушении, их       рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки,       установленные статьями 30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об       административных правонарушениях.

        В силу пункта 2 части 1 статьи       30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях       судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об       административном правонарушении вправе вынести решение об изменении       постановления, если при этом не усиливается административное наказание или       иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено       постановление.

        В соответствии с пунктом 4 части       1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях основанием для отмены решения судьи и возвращения дела на       новое рассмотрение являются существенные нарушения процессуальных       требований Кодекса Российской Федерации об административных       правонарушениях, которые не позволили всесторонне, полно и объективно       рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об       административном правонарушении, влекущем назначение более строгого       административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на       мягкость применения административного наказания.

        Не может служить основанием к       пересмотру судебного решения с ухудшением положения наличие двух разных       точек зрения по одному и тому же вопросу, если жалоба подана должностным       лицом, вынесшим постановление о возбуждении дела об административном       правонарушении.

        Материалы дела не содержат       сведений о наличии процессуальных нарушений, которые могли бы       препятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению       дела.

        Учитывая данное обстоятельство,       полагаю о невозможности вмешательства в судебный акт, которым производство       по делу прекращено в связи с отсутствием события административного       праовнарушения, поскольку

                      7

                      отмена судебного постановления       повлечет ухудшение положение лица, в отношении которого ведется       производство по делу об административном правонарушении.

        При таких обстоятельствах решение       судьи Златоустовского городского суда Челябинской области от 16 октября       2013 года не подлежит отмене, а жалоба заместителя начальника отдела       полиции № 13 МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области ФИО2 - удовлетворению.

        Руководствуясь статьями 30.7,       30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,       судья Челябинского областного суда

РЕШИЛ:

        Решение судьи Златоустовского       городского суда Челябинской области от 16 октября 2013 года по делу об       административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.26 Кодекса       Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении       ФИО1       оставить без изменения, жалобу заместителя начальника отдела полиции № 13       МО МВД РФ «Златоустовский» Челябинской области ФИО2 - без       удовлетворения.

Судья:

А.А. Жуков