ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-963/18 от 16.10.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 7-963/2018

РЕШЕНИЕ

Санкт-Петербург 16 октября 2018 г.

Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,

при секретаре ФИО6

рассмотрев жалобу Степанова Михаила Александровича на решение судьи Тихвинского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

установил:

постановлением государственного инспектора Ленинградской области в области охраны окружающей среды от 28 июня 2018 г. Степанов М.А. привлечен к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.

Решением судьи Тихвинского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2018 г. постановление изменено - административный штраф снижен до 10000 рублей.

Из принятых решений следует, что Степанов М.А., являясь главой администрации Коськовского сельского поселения Тихвинского района Ленинградской области, при осуществлении хозяйственной деятельности допустил нарушение Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Нарушения выразились в том, что руководителем администрации не ведется учет в области обращения с отходами по форме в соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 01 сентября 2011 г. № 721, не была представлена в Департамент Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу в срок до 1 февраля 2018 г. годовая форма федерального статистического наблюдения № 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2017 г., не представлена в управление Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами в срок до 20 апреля 2018 г. сведения для ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области.

В жалобе Степанова М.А. содержится просьба об отмене постановления и решения судьи и о прекращении дела. В жалобе указывается, что сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребления не относятся к полномочиям администрации муниципального образования и, таким образом, администрация не является субъектом административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав главного специалиста комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО7 прихожу к следующему.

Из дела усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления государственного инспектора Ленинградской области в области охраны окружающей среды Ленинградской области от 28 июня 2018 г., основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

Согласно пп. 1, 2, 3 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

В соответствии с Порядком учета в области обращения с отходами, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 01 сентября 2011 г. № 721 в целях реализации п. 1 ст. 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», учету подлежат все виды отходов I-V класса опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем за учетный период.

Приказом Федеральной службы государственной статистики от 10 августа 2017 г. № 529 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления» установлено, что отчетность за 2017 г. должна быть направлена территориальному органу Росприроднадзора в субъекте Российской Федерации до 1 февраля после отчетного периода.

Согласно ст. 20 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» государственный кадастр отходов включает в себя федеральный классификационный каталог отходов, государственный реестр объектов размещения отходов, а также банк данных об отходах и о технологиях утилизации и обезвреживания отходов различных видов. Государственный кадастр отходов ведется по единой для Российской Федерации системе. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации вправе вести региональные кадастры отходов, включающие в себя данные, представляемые органами местного самоуправления, а также индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы. Порядок ведения региональных кадастров отходов устанавливается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии России от 30 сентября 2011 г. № 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов.

В соответствии с Порядком ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области, утвержденным приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 29 марта 2017 г. № 2 (действовал до 23 марта 2018 г.), источники информации (юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, предоставляющие информацию об образованных, транспортированных, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, размещенных отходах) обеспечивают учет в области обращения с отходами; ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, представляют в Управление сведения об отходах по формам, утвержденным Управлением.

Положениями п. 11 Порядка ведения регионального кадастра отходов Ленинградской области, утвержденного Приказом Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 23 марта 2018 г. № 3, предусматривается предоставление информации в области обращения с отходами в Управление осуществляется за отчетный период в срок до 20 апреля года, следующего за отчетным. Отчетный период составляет один календарный год.

В соответствии со ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами влечет в отношении должностных лиц наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей.

В ходе производства по делу было установлено, что Степановым М.А. не были выполнены вышеуказанные требования, что обоснованно было квалифицировано как административное правонарушение, предусмотренное ст. 8.2 КоАП РФ.

Ссылка в жалобе на то, что к полномочиям администрации муниципального образования не относятся сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование, размещение и иное обращение с отходами производства и потребления, не может быть принята во внимание, поскольку объективной стороной вмененного Степанову М.А. административного правонарушения является собственная деятельность администрации как юридического лица и его главы в указанной сфере, а не деятельность администрации как органа муниципальной власти и (или) его должностного лица, реализующего властно-распорядительные полномочия.

Кроме того, необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» организация деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 18 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законодательством Российской Федерации соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.

Изложенное позволяет сделать вывод, что администрация сельского поселения и как юридическое лицо и как орган муниципальной власти, а также глава администрации, являются надлежащими субъектами административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ.

Иные доводы жалобы также не опровергают исследованные доказательства, не доверять которым у суда не было оснований, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину Степанова М.А.

Нарушений процессуальных требований в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Наказание назначено в соответствии с законом. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

решение судьи Тихвинского городского суда Ленинградской области от 4 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу Степанова Михаила Александровича - без удовлетворения.

Судья А.И. Осоцкий

(Судья И.А. Головина)