ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-96/13 от 25.02.2013 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья: Зыбунова Е.В. Дело № 7-96/13

Р Е Ш Е Н И Е

25 февраля 2013 года г. Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Гафаров Р.Ф. при секретаре судебного заседания Шараповой А.С. рассмотрел дело об административном правонарушении по жалобе представителя Ясавеева И.Г. – Шолохова И.Н. на постановление судьи Вахитовского районного суда г.Казани от 23 января 2013 года.

Проверив материалы дела, выслушав представителей Ясавеева И.Г. – Ахметгалиева Р.Х., Шолохова И.Н. в поддержку жалобы, старшего инспектора отделения по Вахитовскому и Приволжскому районам ЦИАЗ УМВД России по г. Казани Хайруллину В.М., возражавшей против удовлетворения жалобы, изучив доводы жалобы

У С Т А Н О В И Л :

постановлением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 января 2013 года Ясавеев И.Г. (далее - заявитель) признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подвергнут штрафу в размере <данные изъяты> в доход государства.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, представитель заявителя выражает несогласие с постановлением и просит его отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения. В жалобе указано, что проведенное Ясавеевым И.Г. 26 декабря 2012 года одиночное пикетирование не создавало реальной угрозы для общественного порядка и общественной безопасности, проходило мирно под контролем сотрудников полиции. Кроме того, Ясавеев И.Г. проводил одиночное пикетирование, согласовывать которое с органами исполнительной власти не требуется.

Изучение материалов дела об административном правонарушении, доводов жалобы свидетельствует о наличии оснований для удовлетворения данной жалобы.

Порядок реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

В соответствии с пунктом 6 статьи 2 названного Федерального закона под пикетированием понимается форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Статьей 7 Федерального закона предусмотрена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия в случаях и в сроки, установленные указанной статьей. Закон, устанавливая уведомительный порядок проведения публичного мероприятия, то есть отсутствие необходимости его санкционирования (разрешения) органами исполнительной власти, устанавливает возможность проведения публичного мероприятия при условии обязательного согласования его места и времени, за исключением случаев, когда необходимо получение соответствующего разрешения (санкционирование).

Согласно части 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц - от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Из материалов дела усматривается, что ФИО11 в 12 час. 00 мин. напротив дома <адрес> гражданин Российской Федерации Ясавеев И.Г. при пикетировании выступил за отмену принятия закона имени «Димы Яковлева» (Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации»), запрещающий гражданам США усыновлять детей, являющихся гражданами Российской Федерации. В ходе одиночного пикета Ясавеевым И.Г. был использован плакат с надписью <данные изъяты>

Признав Ясавеева И.Г. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначив ему наказание в виде штрафа в размере <данные изъяты> судья районного суда исходил из того, что Ясавеев И.Г. организовал публичное мероприятие в форме пикета, которое в нарушение требований Федерального закона 19 июня 2004 года №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не было согласовано с органами исполнительной власти.

Вывод судьи о том, что Ясавеев И.Г. являлся организатором публичного мероприятия в форме пикетирования (неодиночного пикетирования), сделан на основании данных с его личной страницы в социальной сети интернет «В контакте» от <дата> в 11:32, в которой имеется обращение следующего содержания: <данные изъяты>. Товарищи и коллеги! В среду, 26 декабря бесчеловечный и подлый закон, запрещающий усыновление и удочерение российских детей гражданами США, будет рассмотрен Советом Федерации. Нет никаких сомнений, что закон будет одобрен СФ и подписан президентом России, поскольку последний уже назвал его «эмоциональным, но адекватным ответом» на закон Магнитского. Предлагаю в день рассмотрения закона сенаторами - 26 декабря- с 12 до 13 часов принять участие в пикетировании - одиночном по форме, но не по сути - напротив приемной Президента России в Республике Татарстан (ул. Кремлевская, 12/20) под лозунгом <данные изъяты> В зависимости от числа участников мы можем либо сменять друг друга с лозунгом через определенные промежутки времени, либо встать с лозунгами вдоль улицы Кремлевская через каждые 50 м. В соответствии с действующим законодательством в случае одиночного пикетирования не требуется согласовывать время и место пикета с органами исполнительной власти».

Кроме того, факт того, что публичное мероприятие не носило характер одиночного пикетирования, по мнению судьи, прослеживается и из интервью Ясавеева И.Г. средствам массовой информации, в котором он перечисляет лозунги, используемые в пикетировании, а также указывает: «Мы продержались с 12.00 до 13.00, а потом пошли греться и пить чай!», и личной страницей Ясавеева И.Г. «В контакте», в которой указал: «Спасибо большое всем участникам сегодняшнего пикета - и тем, кто стоял с лозунгами, и тем, кто поддерживал нас все это время...».

Однако с таким выводом судьи согласиться нельзя.

Одним из принципов проведения публичных мероприятий выступает законность - соблюдение положений Конституции Российской Федерации, указанного выше Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (статья 3 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).

Согласно статье 4 Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» к организации публичного мероприятия относятся:

1) оповещение возможных участников публичного мероприятия и подача уведомления о проведении публичного мероприятия в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления;

2) проведение предварительной агитации;

3) изготовление и распространение средств наглядной агитации;

4) другие действия, не противоречащие законодательству Российской Федерации, совершаемые в целях подготовки и проведения публичного мероприятия.

Как указано в постановлении судьи, уведомление о проведении данного пикета Ясавеевым И.Г. в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не подавалось, что, при намерении заявителем провести одиночное пикетирование, в полной мере соответствует положениям части 4 статьи 5 и части 1.1 статьи 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Из данной нормы следует, что в этом случае уведомление органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления о проведении публичного мероприятия не требуется.

В силу части 1.1 статьи 7 Федерального закона минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров.

При рассмотрении данного дела установлено, что 26 декабря 2012 года Ясавеев И.Г. принимал участие в одиночном пикетировании на расстоянии 50 метров от других граждан, что также соответствует требованиям Закона при осуществлении одиночного пикетирования.

При этом в материалах дела отсутствуют доказательства согласованных действий Ясавеева И.Г. по организации пикетирования с другими участниками. О наличии таких доказательств не указано и в решении судьи. В данном случае, само по себе выраженное в сети интернет намерение провести пикетирование, не может расцениваться как его организация.

Более того, следует принять во внимание и то обстоятельство, что в отношении Дмитриевой Э.Р. и Таскаевой З.Н., также осуществлявших в этот день пикетирование и которым вменялось проведение публичного мероприятия совместно с Ясавеевым И.Г., постановлением судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 января 2012 года, оставленным без изменения решением судьи Верховного Суда Республики Татарстан от 27 февраля 2013 года, производство по делу об административном правонарушении по части 5 статьи 20.2 КоАП РФ прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.

Проведенное же Ясавеевым И.Г. 26 декабря 2012 года одиночное пикетирование проходило мирно, под контролем сотрудников полиции. Решение о прекращении публичного мероприятия уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Республики Татарстан или органа местного самоуправления в связи с нарушением Ясавеевым И.Г. требования пункта 1 части 4 статьи 5 Федерального закона от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» не принималось.

Следовательно, оснований полагать о наличии в деянии, совершенном Ясавеевым И.Г. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не имеется.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

При таких обстоятельствах постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 20.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене, производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Руководствуясь п. 2 ч.1 ст. 24.5, п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л :

постановление судьи Вахитовского районного суда г. Казани от 23 января 2013 года отменить, производство по данному административному делу прекратить в связи с отсутствием состав административного правонарушения.

Судья: Р.Ф. Гафаров