ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-96/2021 от 29.04.2021 Ульяновского областного суда (Ульяновская область)

УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья Мяльдзина С.Н.                                                              Дело № 7-96/2021                                                    

РЕШЕНИЕ

г. Ульяновск                                                                           29 апреля 2021 года                                                                       

Судья Ульяновского областного суда Буделеев В.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе директора Муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области ФИО1 на решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 февраля 2021 года,

установил:

постановлением начальника отдела государственного экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Самарской и Ульяновской областям, старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Самарской и Ульяновской областям ФИО2 от 10.12.2020 Муниципальное казенное предприятие «Комбытсервис» Муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области (далее – МКП «Комбытсервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.

Решением судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19.02.2021 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, направленной в Ульяновский областной суд, директор МКП «Комбытсервис» ФИО1 не соглашается с вынесенными постановлением и решением судьи, полагает их подлежащими отмене, производство по делу прекращению, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указывает на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушения норм материального и процессуального права. Указывает на то, что МКП «Комбытсервис» с апреля 2019 года не имело правомочий в отношении объекта размещения отходов. Отмечает, что предприятие эксплуатировало полигон ТБО на основании договора безвозмездного пользования, заключенного с собственником – МО «Цильнинский район» с 21.04.2014 сроком на пять лет, действие которого истекло 20.04.2019.

Кроме того, поскольку с 01.01.2018 в связи с определением регионального оператора по сбору ТКО полигон не функционировал, договор безвозмездного пользования не пролонгировался. На момент возникновения обязанности по предоставлению характеристики ОРО предприятие в течение года не владело и не эксплуатировало объект.

Таким образом, являясь собственником полигона ТБО, нормы и правила обращения с отходами должны были соблюдаться МО «Цильнинский район». Указывает, что инвентаризация полигона проводилась в марте 2015 года, соответственно, последующая инвентаризация должна производиться в 2020 году собственником полигона – МО «Цильнинский район».

Из изложенного следует, что МКП «Комбытсервис» не является субъектом вмененного правонарушения. Тот факт, что в ноябре 2020 года МКП «Комбытсервис» предоставило требуемую Росприроднадзором информацию по характеристике ОРО, не является свидетельством наличия у предприятия обязанности представлять такую характеристику, поскольку указанную характеристику ОРО предприятие предоставило по личной просьбе сотрудника Росприроднадзора. Данное обстоятельство не свидетельствует о признании обязанностей по отношению к полигону ТБО или факта нахождения полигона в ведении МКП «Комбытсервис».      

Подробно позиция директора МКП «Комбытсервис» ФИО1 изложена в жалобе.   

В судебное заседание участники рассмотрения дела не явились, о слушании дела извещены, в связи с чем полагаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме прихожу к следующему.

Из материалов дела следует, что действия МКП «Комбытсервис» квалифицированы по ст.8.5 КоАП РФ, устанавливающей административную ответственность за сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию.

В вину МКП «Комбытсервис» вменено то, что по адресу: <...>, в нарушение требований ч.2 ст.11, ч.6 ст.12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.4, п.6 Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49, оно в установленный срок, не позднее чем в 2019 году, не провело инвентаризацию объекта – полигона ТБО и в срок до 05.03.2020 не представило в Межрегиональное управление Росприроднадзора характеристику объекта размещения отходов – полигона твердых бытовых отходов при обстоятельствах, подробно изложенных в постановлении.   

Вместе с тем, при рассмотрении дела нижестоящими инстанциями не учтено следующее.

Полигон ТБО, расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район,  с.Большое Нагаткино (вблизи с. Б.Репьевка)  с 27.12.2010 находится в собственности МО «Цильнинский район» Ульяновской области. 

Приказом  Министерства природных ресурсов  и экологии Российской Федерации  от 27.02.2015 № 164 полигон ТБО включен в государственный реестр объектов  размещения отходов (ГРОРО).

Согласно договору на право безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.04.2014, заключенному между Управлением  муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Цильнинский район» Ульяновской области и МКП «Комбытсервис», полигон ТБО передан в безвозмездное пользование  МКП «Комбытсервис».

Срок действия данного договора в соответствии с п. 5.1 договора составляет 5 лет с момента его заключения, то есть после 20.04.2019 срок действия указанного договора истек. Сведений о том, что срок действия договора пролонгирован - суду не представлено.

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010  № 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов, которые устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов (далее - Правила инвентаризации).

Согласно материалам дела, инвентаризация рассматриваемого полигона ТБО проведена в 2014 году (без указания периода проведения и даты проведения инвентаризации).

Характеристика объекта размещения отходов (ОРО) по результатам инвентаризации, проведенной в 2014 году, представлена МКП «Комбытсервис» в  надзорный орган 05.03.2015.

Рассмотрев жалобу на постановление должностного лица административного органа, судья районного суда вынес оспариваемое решение, в котором согласился с выводами о доказанности вины МКП «Комбытсервис» в совершении вменяемого правонарушения.

Однако с состоявшимися актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Признавая правомерным привлечение МКП «Комбытсервис» к административной ответственности, судья районного суда согласился с выводами должностного лица административного органа о том, что в соответствии с п.п. 4, 6 Правил инвентаризации последующая инвентаризация полигона ТБО должна была быть произведена юридическим лицом не позднее чем в 2019 году, а характеристика  объекта размещения отходов должна быть представлена в срок до 05.03.2020, однако к указанным срокам МКП «Комбытсервис» инвентаризацию не провело и характеристику ОРО не представило.

Вместе с тем указанные выводы о виновности МКП «Комбытсервис» в совершении вмененного правонарушения сделаны преждевременно, поскольку в соответствии с требованиями п. 4 Правил инвентаризации инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

Из материалов дела следует, что срок договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.04.2014, заключенный между Управлением  муниципальным имуществом и земельным отношениям МО «Цильнинский район» Ульяновской области и МКП «Комбытсервис» истек 20.04.2019.

Кроме того, в связи с изданием Губернатором Ульяновской области Распоряжения об определении регионального оператора по сбору ТБО на территории МО «Цильнинский район» от 01.01.2018, МКП «Комбытсервис» с указанного времени не является организацией эксплуатирующей полигон ТБО, расположенный по адресу: Ульяновская область, Цильнинский район,  с. Большое Нагаткино (вблизи с. Б.Репьевка).

Однако судья районного суда не дал должной оценки этим обстоятельствам, а также доводам МКП «Комбытсервис» о том, что юридическое лицо с указанного времени не является эксплуатантом рассматриваемого полигона ТБО.

Напротив, вопреки буквальному толкованию п. 4 Правил инвентаризации,  судья районного суда в своем решении указал,  что МКП «Комбытсервис» вправе был провести инвентаризацию в 2019 году, т.е. еще до истечения срока действия договора безвозмездного пользования муниципальным имуществом от 21.04.2014 и, соответственно, до истечения 5-ти летнего срока с момента инвентаризации, проведенной в 2014 году.

Данный вывод является ошибочным, поскольку проведение МКП «Комбытсервис» инвентаризации ранее истечения пятилетнего срока является правом, но не обязанностью юридического лица. Доказательств того, что на момент прекращения юридическим лицом эксплуатации полигона ТБО истек 5-ти летний срок с момента предыдущей инвентаризации, суду не представлено.

С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что в материалах дела нет доказательств бесспорно свидетельствующих о виновности МКП «Комбытсервис» в совершении вменяемого правонарушения.

Указанные недостатки и противоречия свидетельствуют о невыполнении при рассмотрении настоящего дела положений ст.ст.26.1, 26.11 КоАП РФ, предписывающих производить оценку доказательств на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности, что свидетельствует о существенном нарушении процессуальных требований и не позволяет рассматривать вынесенное решение как законное и обоснованное.

С учетом изложенного полагаю, что обжалуемые акты подлежат отмене, а производство по делу прекращению в связи с недоказанностью обстоятельств на основании  которых вынесены постановление должностного лица и решение судьи районного суда.

Руководствуясь ст. ст. 30.3 - 30.9 КоАП РФ, судья

р е ш и л:

постановление начальника отдела  государственного  экологического надзора по Ульяновской области Межрегионального управления Росприроднадзора  по Самарской  и Ульяновской областям, старшего  государственного инспектора РФ в  области охраны  окружающей среды  по Самарской  и Ульяновской областям от 10 декабря 2020 года и  решение судьи Ульяновского районного суда Ульяновской области от 19 февраля 2021 года в отношении Муниципального казенного предприятия «Комбытсервис» муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области отменить, производство по делу прекратить.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Судья                                                                  В.Г. Буделеев