ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-96/2022 от 22.04.2022 Томского областного суда (Томская область)

Судья Аниканова Н.С Дело № 7-96/2022

РЕШЕНИЕ

г. Томск 22 апреля 2022 года

судья Томского областного суда Клименко А.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Томскнефть» Восточная Нефтяная Компания (далее - АО «Томскнефть» ВНК, либо – Общество) Пустяк А.А. на решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 28.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО «Томскнефть» ВНК,

установил:

постановлением государственного инспекторам Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. № 3-771-в/12 от 26.10.2021 АО «Томскнефть» ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Представлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, № 3-771-в/12 от 26.10.2021 на АО «Томскнефть» ВНК возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.

Решением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 28.01.2022 указанное постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Томский областной суд, защитник общества Пустяк А.А. просит отменить вышеуказанные постановление по делу об административном правонарушении, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и судебное решение.

В обоснование жалобы защитником указывается, что АО «Томскнефть» ВНК не отрицает произошедшего 27.11.2020 факта разлива нефтесодержащей жидкости на землях лесного фонда, допущенного при эксплуатации промыслового трубопровода НС ф-219 скв.300р - вр.к.1 в 7190 метрах от скв.300 р на Оленьем месторождении Каргасокского района Томской области. Согласно полученным данным участок местности, где произошел разлив нефтесодержащей жидкости, отнесен к категории земель лесного фонда. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, которая является специальной нормой по отношению к составу, предусмотренному ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и подлежит применению в случае загрязнения земель лесного фонда. Обстоятельства, послужившие по настоящему делу поводом для привлечения АО «Томскнефть» ВНК к административной ответственности, имели место 27.11.2020, в связи с чем установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение в настоящее время истек.

Защитник общества Агалиева Е.С., участвуя в судебном заседании по видео-конференц-связи, доводы жалобы поддержала по основаниям, изложенным в ней.

Жалоба рассмотрена в отсутствие иных участвующих в деле лиц, уведомленных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах не явки не сообщивших, ходатайств об отложении заседания не заявивших.

Выслушав мнение участников судебного разбирательства, проверив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 26.10.2021 АО «Томскнефть» ВНК было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, а именно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для окружающей среды веществами.

Обществу вменено, что 21.01.2021 при осуществлении хозяйственной деятельности при эксплуатации промыслового трубопровода НС ф-219 скв.300р - вр.к.1 в 7190 метрах от скв.300 р на Оленьем месторождении Каргасокского района Томской области (географические координаты места N 59.43109 Е 76.28316), АО «Томскнефть» ВНК допустило разлив нефтепродуктов на почву, что привело к загрязнению (порче) почвы, повлекло нарушение требований ст. 34, ст. 39, ст.46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса РФ.

Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.

Из материалов дела следует, что на основании приказа заместителя руководителя Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Д. от 21.06.2021 №13-02/907 проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности АО «Томскнефть» ВНК (юридический адрес: 636780, Томская область, Каргасокский район, г. Стрежевой, ул. Буровиков, д. 23) в период с 28.06.2021 по 23.07.2021, в том числе по адресу: Томская область, Каргасокский район, Оленье месторождение.

Основанием проведения внеплановой выездной проверки послужило сообщение АО Томскнефть» ВНК, поступившее в Управление 22.01.2021, содержащее информацию о причинении вреда окружающей среде (порче земель) в результате разлива нефтесодержащей жидкости при эксплуатации АО «Томскнефть» ВНК промыслового трубопровода НС ф-219 скв.300р - вр.к.1 в 7190 метрах от скв.300 р на Оленьем месторождении Каргасокского района Томской области, произошедшего 21.01.2021.

Согласно письму АО «Томскнефть» ВНК от 03.02.2021 указанный разлив нефтесодержащей жидкости, произошедший 21.01.2021 в результате разгерметизации трубопровода на НС диаметром 219, направлением «скв.300р - вр.к.1 в 7190 метрах от скв.300р» на Оленьем месторождении Каргасокского района Томской области локализован в полном объеме возведением обвалования по периметру нефтезагрязненного участка, собранная до максимально возможного уровня с места разлива нефтесодержащая жидкость вывезена на пункт слива. Земельный участок, на котором произошел разлив нефтесодержащей жидкости, относится к землям лесного фонда.

В ходе проведения внеплановой выездной проверки инспекторами Управления обнаружены следы загрязнения названного участка нефтепродуктами, произведены замеры площади загрязненного участка, отобраны пробы почвы. Согласно экспертному заключению от 30.08.2021 № 18 площадь земельного участка, подверженного загрязнению нефтепродуктами в границах обвалования и за границей обвалования рассчитана суммарно и составила 213 м2 (0,02 га).

Протоколами результатов испытаний (измерений) ЦЛАТИ по Томской области от 20.07.2021 установлено загрязнение почвы нефтепродуктами и хлорид ионами как внутри обвалования, так и за его пределами, химический анализ выявил ухудшение качестве почвы на земельном участке в месте некатегорийного отказа по содержанию нефтепродуктов и хлорид ионов.

Принимая во внимание вышеизложенное, должностное лицо Росприроднадзора и суд первой инстанции, исследовав обстоятельств дела, пришли к выводу о том, что в действиях АО «Томскнефть» ВНК усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Вместе с тем, указанный вывод в части верной квалификации действий общества основан на неверном понимании закона.

Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а загрязняющее вещество – это вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности на земли лесного фонда.

В соответствии ч. 1 и 2 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.

Из положений ст. 5 Лесного кодекса РФ следует, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.

В соответствии со ст. 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.

На основании ч. 3 статьи 60.3 Лесного кодекса РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Так, согласно пункту 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 (далее - Правила), действовавших на момент совершения вмененного правонарушения, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.

В силу пункта 25 Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.

Вступившие в силу 01.01.2021 Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 содержат аналогичные требования по санитарной безопасности в лесах.

Статьей 99 Лесного кодекса РФ предусмотрено и пунктом 42 вышеуказанных Правил лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Промысловый трубопровод (нефтесборный коллектор скв.300р – врезка куста №1), на котором произошла разгерметизация, принадлежит на праве собственности Обществу. Земельный участок, на котором произошел разлив нефтесодержащей жидкости, относится к землям лесного фонда.

То, что разлив нефтепродуктов произошел на землях лесного фонда, подтверждается также письменным ответом Департамента Лесного хозяйства Томской области, согласно которому земельный участок с координатами N 59.43109 Е 76.28316 расположен в выделе в квартала 33, урочища «Васюганское», Васюганского участкового лесничества, Васюганского лесничества в Каргасокском районе и относится к землям лесного фонда.

В указанной связи действия Общества подлежали квалификации по ч. 2 ст.8.31 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.

Учитывая, что санкция ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание, чем санкция ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, у суда второй инстанции отсутствует возможность переквалификации действий АО «Томскнефть» ВНК с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ на ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, поскольку это повлекло бы ухудшение положения привлекаемого к ответственности юридического лица.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. № 3-771-в/12 от 26.10.2021 и решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 28.01.2022, вынесенные в отношении АО «Томскнефть» ВНК по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Судья А.А. Клименко