ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-9718/2016 от 26.08.2016 Московского городского суда (город Москва)

Судья: Фильченко М.С.

Дело № 7-9718-16

РЕШЕНИЕ

г. Москва                                                                                            26 августа  2016 года

Судья Московского городского суда Гришин Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ООО «***» на постановление судьи  Хамовнического районного суда г. Москвы от 13 мая 2016 года, которым

Общество с ограниченной ответственностью «Специализированная компания «***», ОГРН: ***, ИНН: ***, юридический адрес: г***, ранее не привлекавшееся к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

УСТАНОВИЛ:

21 марта 2016 года заместителем начальника отдела государственного контроля и надзора Управления Министерства культуры Российской Федерации по Центральному федеративному округу *** М.М. в отношении ООО «СК «***» составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.14 КоАП РФ.

Дело передано на рассмотрение в Хамовнический районный суд г. Москвы, судьёй которого вынесено указанное выше постановление.

Не согласившись с данным постановлением судьи, генеральный директор ООО «СК «***» *** Д.Г. обратился в Московский городской суд с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения, ссылаясь на то, что судом не доказано, что ООО «СК «***» проводило работы в Новодевичьем монастыре без разрешения; не установлено место административного правонарушения. Также заявитель ссылается на малозначительность содеянного.

Ранее защитником ООО «СК «***» по доверенности *** И.С. были представлены письменные объяснения, в которых защитник дополнительно указал, что протокол об административном правонарушении составлен и дело рассмотрено в отсутствие законного представителя ООО «СК «***», не извещённого о времени и месте составления протокола об административном правонарушении и рассмотрении настоящего дела. поскольку присутствовавший в качестве защитника при составлении протокола об административном правонарушении гражданин *** М.А. не был правомочен участвовать в деле об административном правонарушении в интересах ООО «СК «***»; при рассмотрении дела в суде права, предусмотренные ст. 25.5 КоАП РФ, *** М.А. как защитнику не разъяснялись; суд ранее уже привлёк ООО «СК «***» за одно и то же административное правонарушение, поскольку данное правонарушение является длящимся.

Законные представитель ООО «СК «***» в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещён.

Учитывая положения, установленные ст. 25.4 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в отсутствие законного ООО «СК «***», извещённой о времени и месте судебного заседания.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления судьи не усматриваю.

В соответствии с диспозицией ст. 7.14 КоАП РФ административным правонарушением признается организация или проведение земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ без разрешения государственного органа охраны объектов культурного наследия в случаях, если такое разрешение обязательно.

Как следует из материалов дела, «Ансамбль Новодевичьего монастыря: Палаты ФИО1, 1680 г.», расположенный по адресу: <...> (далее - Объект), является объектом культурного наследия федерального значения.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 г. № 1327 «О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» Объект принят под государственную охрану в качестве объекта культурного наследия федерального значения.

Приказом Росохранкультуры от 25 марта 2010 года № 9-р Объект включён в единый государственный реестр объектов культурного наследия с присвоением регистрационного номера 9-9.

22 марта 2010 года между ТО Росимущества в г. Москве и Православной религиозной организацией Московская епархия Русской Православной Церкви заключён договор безвозмездного бессрочного пользования федеральным недвижимым имуществом религиозного назначения, находящимся в собственности Российской Федерации, № Д-30/147.

15 июля 2010 года Православной религиозной организацией Московская епархия Русской Православной Церкви и Москомнаследием заключено охранное обязательство № 16-23/005-256/10-8 (далее - Охранное обязательство).

19 июля 2010 года Православной религиозной организацией Московская епархия Русской Православной Церкви и Москомнаследием согласован акт технического состояния № 16-23/005-256/10-8.

28 мая 2014 года Православной религиозной организацией Московская епархия Русской Православной Церкви выдано задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия федерального значения «Ансамбль Новодевичьего монастыря: Палаты ФИО1, 1680 г.».

8 апреля 2015 года Минкультуры России в лице Департамента управления имуществом и инвестиционной политики Минкультуры России и Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральные научно-реставрационные проектные мастерские» заключён государственный контракт № *** на выполнение проектных работ на объектах культурного наследия, находящихся в федеральной собственности.

15 июня 2015 года Управлением Минкультуры России по ЦФО ФГУП «ЦНРПМ» выдано разрешение на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации № 30 на проведение научно-исследовательских и изыскательских работ (2 шурфа) на Объекте.

1 июля 2015 года ФГУП «ЦНРПМ» заключён с ООО «СК «КРЕАЛ» договор № *** на разработку проектной документации (инженерные исследования и обследование грунтов основания) для дальнейшей реставрации объекта культурного наследия «Новодевичий женский монастырь» по адресу: ***.

25 ноября 2015 года в Управление Минкультуры России по ЦФО поступило заявление ФГУП «ЦНРПМ» от 24 ноября 2015 года № *** о согласовании научно-проектной документации на Объект, к которой прилагался технический отчёт, согласно которому в перечень выполненных работ входит, в том числе проходка двух шурфов фундаментов Палат царевны Марии Алексеевны, выполненных ООО «СК «***».

Разрешение на проведение работ на Объекте Управлением Минкультуры России по ЦФО ООО «СК «***» не выдавалось.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.

В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.

Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг.

Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются:

1) федеральным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации;

2) региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия;

3) муниципальным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

Проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, осуществляется в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п. 16.2.1 Административного регламента предоставления Министерством культуры Российской Федерации услуги по выдаче разрешения и задания объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения, утверждённого приказом Минкультуры России от 28 июня 2012 года № 683, для получения разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в случае проведения научно-исследовательских и изыскательских работ на объекте культурного наследия прилагаются:

1) заявление о выдаче разрешения (Приложение № 5 к Регламенту), подписанное уполномоченным лицом, подлинник, в 1 экземпляре;

2) копия договора на разработку научно-проектной и (или) проектной документации по сохранению объекта культурного наследия, прошитая и пронумерованная, заверенная в установленном порядке, в 1 экземпляре;

3) схемы (графический план), изображающие места проведения натурных исследований в виде шурфов и зондажей, подлинник, в 1 экземпляре.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «СК «***» подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела, а именно: протоколом об административном правонарушении от 21 марта 2016 года № ***, составленным в отношении ООО «СК «***» уполномоченным должностным лицом (л.д. 1-6 том 1); заявлением ФГУП «ЦНРПМ» о предоставлении государственной услуги по согласованию проектной (научно-проектной и (или) проектной) документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения от 24 ноября 2015 года № *** (л.д. 8-12 том 1); заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации № *** (л.д. 13-22 том 1); разрешением на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения от 15 июня 2015 года № 30, выданным ФГУП «ЦНРПМ» (л.д. 23-24 том 1); научно-проектной документацией для производства работ по сохранению объекта культурного наследия (л.д. 25-30 том 1); техническим отчётом с приложениями (л.д. 33-76 том 1); письмом старшего государственного инспектора отдела государственного контроля и надзора (л.д. 77 том 1).

Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судья районного суда пришёл к обоснованному выводу о виновности ООО «СК «***» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.14 КоАП РФ.

Действия ООО «СК «***» правильно квалифицированы по ст. 7.14 КоАП РФ.

При рассмотрении дела судьёй районного суда на основании полного и всестороннего исследования собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения указанного выше административного правонарушения и сделан обоснованный вывод о доказанности вины ООО «СК «***» в его совершении.

Административное наказание назначено ООО «СК «***» в пределах санкции ст. 7.14 КоАП РФ, при этом судьёй районного суда были приняты во внимание характер совершённого правонарушения и другие обстоятельства по делу.

Довод жалобы о том, что протокол об административном правонарушении составлен должностным лицом в отсутствие законного представителя ООО «СК «***», не извещённой о времени и месте его составления, подлежит отклонению, поскольку в материалах дела имеется уведомление о вызове на составление протокола об административном правонарушении 21 марта 2016 года к 12 час. 00 мин. по адресу***, направленная ООО «СК «***» по электронной почте, прочитанное адресатом 9 марта 2016 года в 14 час. 18 мин. (л.д. 88 том 1).

Аналогичное уведомление 9 марта 2016 года было направлено ООО «СК «***» по адресу: г***, (л.д. 86, 87 том 1).

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Более того, при составлении протокола об административном правонарушении участвовал защитник ООО «СК «***» *** М.А., полномочия которого на защиту интересов ООО «СК «***», в том числе во всех административных органах, подтверждены соответствующей доверенностью (л.д. 90 том 1).

Довод заявителя о том, что законный представитель ООО «СК «***» не был извещён о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, подлежит отклонению, поскольку о времени и месте судебного заседания, назначенного на 10 мая 2016 года в 14 час. 00 мин. по адресу: ***, Хамовнический районный суд г. Москвы, зал 11, законный представитель был извещён судебной повесткой (л.д. 5 том 2), о чём непосредственно указано в письменных объяснениях защитника от 10 мая 2016 года (л.д. 6 том 2).

Кроме того, в судебном заседании 10 мая 2016 года принял участие защитник *** И.С., направленный ООО «СК «***» в соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что судом защитнику не были разъяснены его права, опровергается соответствующей записью в обжалуемом постановлении по делу об административном правонарушении от 13 мая 2016 года, резолютивная часть которого объявлена судом 10 мая 2016 года.

Довод жалобы о том, что ООО «СК «***» ранее было привлечено за то же самое административное правонарушение, подлежит отклонению, поскольку каких-либо доказательств в подтверждение указанного обстоятельства ООО «СК «***» суду не представлено и к жалобе не приложено.

Довод жалобы о том, что вменяемое административное правонарушение отвечает признакам малозначительности, не может служить основанием к отмене обжалуемого постановления в силу следующего.

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с п. 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учётом характера совершённого правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

По смыслу названных норм и разъяснений оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Категория малозначительности относится к числу оценочных, в связи с чем определяется в каждом конкретном случае исходя из обстоятельств совершённого правонарушения.

Таким образом, малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

Осуществление же при изложенных выше обстоятельствах ООО «СК «***» земляных работ на объекте культурного наследия федерального значения без специального разрешения уполномоченного органа является грубым нарушением Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а потому его действия признаков малозначительности не содержат, оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Иные доводы жалобы основаны на собственном толковании заявителем норм действующего законодательства, направлены на переоценку исследованных судьёй доказательств и не свидетельствуют о невиновности ООО «СК «***» в совершении инкриминируемого ей правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что обжалуемое постановление судьи является законными и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление Хамовнического районного суда г. Москвы от 13 мая 2016 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 7.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Специализированная компания «***» оставить без изменения, жалобу ООО «СК «***» - без удовлетворения.

Судья

Московского городского суда                                                               Д.В. Гришин