Дело № 7-974/2021
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
г. Нижний Новгород 30 сентября 2021 года
Судья Нижегородского областного суда Шелудяков Д.В., рассмотрев
в открытом судебном заседании жалобу Зубкова А.Н. на решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 июня 2021 года
по делу об административном правонарушении, предусмотренном
ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя директора муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» Зубкова ФИО8,
УСТАНОВИЛ:
постановлением заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области ФИО4 № 16-09-10/2021
от 25 марта 2021 года должностное лицо - заместитель директора муниципального казенного учреждения «Управление капитального строительства Богородского муниципального района Нижегородской области» (далее - МКУ «УКС Богородского муниципального района») Зубков А.Н. привлечен к административной ответственности
по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Считая вынесенное 25 марта 2021 года должностным лицом постановление незаконным, Зубков А.Н. обратился с жалобой в Богородский городской суд Нижегородской области.
Определением судьи Богородского городского суда Нижегородской области от 27 апреля 2021 года, жалоба Зубкова А.Н. перенаправлена для рассмотрения по подсудности в Нижегородский районный суд г. Нижнего Новгорода.
Решением судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 июня 2021 года постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области
ФИО4 № 16-09-10/2021 от 25 марта 2021 года оставлено без изменения, а жалоба Зубкова А.Н. - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Нижегородский областной суд, Зубков А.Н. просит постановление должностного лица от 25 марта 2021 года и судебное решение отменить за незаконностью, а производство по делу прекратить.
В обоснование своей позиции заявитель указывает, что был привлечен к административной ответственности по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных
ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, выслушав представителя административного органа ФИО5, полагавшую, что оснований для удовлетворения жалобы Зубкова А.Н. не имеется, факт нарушения достоверно установлен в ходе проведенного административного расследования, по результатам которого Зубков А.Н. был привлечен к административной ответственности в рамках срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел, судья приходит к следующему.
В соответствии с ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, представляет собой действие или бездействие, заключающееся в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий их предоставления (расходования).
Объектом правонарушения, являются финансовые интересы государства, установленный порядок предоставления межбюджетных трансфертов.
Субъектом правонарушения по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ являются должностные лица финансового органа, главного распорядителя (распорядителя) или получателя бюджетных средств.
Состав административного правонарушения, предусмотренного
ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, является формальным и не требует наступления вредных последствий.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации, согласно ст. 6 которого межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации (ст. 6 Бюджетного Кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ)).
Из содержания п. 1 ст. 132 БК РФ, под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Согласно п. 6 ст. 132 БК РФ перечисление из федерального бюджета субсидий бюджету субъекта Российской Федерации осуществляется в соответствии с соглашениями о предоставлении субсидий в пределах: суммы, необходимой для софинансирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета субъекта Российской Федерации (возмещения осуществленных расходов бюджета субъекта Российской Федерации), соответствующих целям предоставления субсидии, в размере установленного для соответствующего субъекта Российской Федерации соглашением уровня софинансирования.
Как следует из материалов дела, Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642 утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие образования».
В приложении № 3 к государственной программе Российской Федерации развитие образования» установлены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при реализаций государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» (далее - Правила № 1642).
Согласно п. 2 Правил № 1642 субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации региональных программ, которые включают в себя мероприятия, в том числе: модернизация инфраструктуры общего образования (строительство зданий (пристрой к зданиям) общеобразовательных организаций, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных организаций, проведение капитального ремонта, реконструкция), возврат в систему общего образования зданий, используемых не по назначению, приобретение (выкуп) зданий общеобразовательных; организаций, в том числе оснащение новых мест в общеобразовательных организациях средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования
(далее - средства обучения и воспитания).
Пунктом 8 Правил № 1642 установлено, что в целях реализации региональной программы, включающей в себя одно или несколько мероприятий, указанных в пункте 2 настоящих Правил, может быть предусмотрено предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам.
В соответствии с п. 3 ст. 139 БК РФ правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам, а также порядок определения и Установления предельного Уровня софинансирования субъектом Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства муниципального Образования, устанавливаются нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Условием предоставления субсидии бюджету муниципального образования является наличие в бюджете муниципального образования (сводной бюджетной росписи местного бюджета) бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств муниципального образования, в целях софинансирования которых доставляется субсидия, в объеме, необходимом для их исполнения, включая размер планируемой к предоставлению из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии, а также заключение соглашения о предоставлении из бюджета субъекта Российской Федерации субсидии бюджету муниципального образования, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за неисполнение предусмотренных указанным соглашением обязательств.
Между Министерством просвещения Российской Федерации и Правительством Нижегородской области было заключено Соглашение от 09.02.2019 № 073-09-2019-097 о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Нижегородской области на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»
(далее - Соглашение от 09.02.2019 № 073-09-2019-097).
Постановлением Правительства Нижегородской области от 03.04.2018 № 227 утверждено Положение о порядке предоставления, распределения и расходования субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области на строительство зданий общеобразовательных организаций за счет средств федерального бюджета (далее - Положение).
Пунктом 1.3 Положения № 227 установлено, что субсидии формируются в областном бюджете за счет средств, поступивших из федерального бюджета в виде субсидии на софинансирование расходов, возникающих при реализации государственных программ субъектов Российской Федерации, на реализацию мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на соответствующие годы.
Пунктом 2.5.6 Положения № 227 установлено, что одним из критериев отбора является, наличие обязательства муниципального образования по обеспечению создания новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения, включая их оснащение средствами обучения и воспитания, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями, строительными и противопожарными нормами» федеральными государственными образовательными стандартами общего образования, а также в соответствии с перечнем средств обучения и воспитания, соответствующих современным условиям обучения, необходимым при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в муниципальном образовании (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях. Указанный перечень, критерии его формирования и требования к функциональному оснащению, а также норматив стоимости оснащения одного места обучающегося средствами обучения и воспитания утверждаются Министерством просвещения Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства Нижегородской области
от 03.04.2018 № 227 установлена обязанность Министерства образования, науки и молодежной политики Нижегородской области обеспечить предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов Нижегородской области за счет средств федерального бюджета на строительство зданий общеобразовательных организаций на основании соглашений, заключенных с администрациями муниципальных районов и городских округов Нижегородской области.
Министерство образования, науки и молодежной политики Нижегородской области (далее - Министерство) и администрация Богородского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) в 2019 году заключили соглашение о предоставлении субсидии бюджету Богородского муниципального района на строительство общеобразовательных организаций за счет средств федерального и областного бюджетов от 01.04.2019 № 22607000-1-2019-002 (далее - Соглашение от 01.04.2019 № 22607000-1-2019-002).
Предметом Соглашения от 01.04.2019 № 22607000-1-2019-002 является предоставление из бюджета Нижегородской области в 2019 году бюджету Богородского муниципального района субсидии на строительство общеобразовательных организаций, объект строительства: «Средняя общеобразовательная школа на 550 мест с индивидуальной блочной газовой котельной по адресу: [адрес] (далее - Объект строительства).
Пунктом 4.3.10.1 установлено обязательство муниципалитета обеспечить создание новых мест в общеобразовательных организациях путем строительства, приобретения (выкупа) не менее одного здания (пристроя к зданию), включая оснащение новых мест средствами обучения и воспитания, необходимыми для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования в соответствии с перечнем, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336.
В соответствии с п. 6.1.1 Соглашения от 01.04.2019 № 22607000-1-2019-002 уполномоченным органом местного самоуправления, осуществляющим взаимодействие с Министерством, на который со стороны Администрации возлагаются функции по исполнению (координации исполнения) указанного Соглашения и представлению отчетности, является МКУ «УКС Богородского муниципального района».
В 2019 году действовал приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.03.2016 № 336 «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, соответствующих современным условиям обучения, необходимого при оснащении общеобразовательных организаций в целях реализации мероприятий по содействию созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях, критериев его формирования и требований к функциональному оснащению, а также норматива стоимости оснащения одного места обучающегося указанными средствами обучения и воспитания» (далее - Перечень средств обучения и воспитания).
В целях исполнения условий Соглашения от 01.04.2019 № 22607000-1-2019-002 между МКУ «УКС Богородского муниципального района», в лице заместителя директора - Зубкова ФИО9, действующего на основании доверенности от 13.12.2018 № 1021 и ООО «<данные изъяты>», в лице генерального директора - ФИО1, заключен Контракт от 16.12.2019 № 032 на поставку дополнительного учебного наглядного оборудования для оснащения школы на 550 мест с индивидуальной блочной газовой котельной по адресу: [адрес] (далее - Контракт от 16.12.2019 № 032).
Предметом данного контракта является поставка дополнительного учебного оборудования для оснащения школы на 550 мест с индивидуальной блочной газовой котельной по адресу: [адрес] в соответствии со спецификацией.
Согласно п. 4.13 Контракта от 16.12.2019 № 032 ответственным за приемку товара и исполнение условий настоящего контракта является руководитель контрактной службы - Зубков ФИО10.
МКУ «УКС Богородского района» приобретено оборудование для оснащения объекта строительства, отсутствующее в утвержденном Перечне средств обучения воспитания, но предусмотренное спецификацией Контракта от 16.12.2019 № 032.
Средства обучения и воспитания, отсутствующие в Перечне, закуплены МКУ «УКС Богородского района» на общую сумму 57 150,00 рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета с учетом уровня софинансирования (62,90%) в сумме 35 947,35 рублей.
Таким образом, в нарушение п. 1 ст. 132 БК РФ, Соглашения от 09.02.2019 № 073-09-2019-097, Правил № 1642, Положения № 221, п. 4.3.10.1 Соглашения от 01.04.2019 № 22607000-1-2019-002, Перечня средств обучения и воспитания МКУ «УКС Богородского района» не соблюдены условия Предоставления (расходования) субсидии, предоставленной из федерального бюджета на реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в образовательных учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Согласно приказу МКУ «УКС Богородского муниципального района» от 26.05.2017 № 26-лс «О переводе А.Н. Зубкова» Зубков А.Н. переведен на должность заместителя директора с 26.05.2017.
Согласно п. 2.2 Должностной инструкции заместителя директора МКУ «УКС Богородского муниципального района», утвержденной приказом МКУ «УКС Богородского муниципального района» от 19.05.2017 № 10
(далее - Должностная инструкция), заместитель директора МКУ УКС Богородского муниципального района» несет ответственность за решение доложенных на МКУ «УКС Богородского муниципального района» задач, а также ответственность за целевое расходование средств, находящихся на счетах МКУ «УКС Богородского муниципального района».
В соответствии с п. 2.3 Должностной инструкции, заместитель директора МКУ «УКС Богородского муниципального района» обеспечивает выполнение работ по капитальному строительству в соответствии с утвержденным планом и объемами финансирования.
Согласно п. 2.5 Должностной инструкции, заместитель директора
МКУ «УКС Богородского муниципального района» заключает договоры гражданско-правового характера от имени МКУ «УКС Богородского муниципального района» с проектными, подрядными и другими организациями, предприятиями, Учреждениями, а также физическими лицами на выполнение проектно-изыскательских, строительно-монтажных и других видов работ, возложенных на МКУ «УКС Богородского муниципального района» в области капитального строительства, распоряжается денежными средствами в пределах утвержденных ассигнований в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В материалах дела № 19-19-3/2021 имеется доверенность от 13.12.2018 № 1021 на заместителя директора МКУ «УКС Богородского муниципального района» Зубкова А.Н., которой он уполномочен, в том числе, на заключение муниципальных контрактов (договоров), таким образом, заместитель директора МКУ «УКС Богородского муниципального района» Зубков А.Н. является должностным лицом, обладающим организационнораспорядительными и административно-хозяйственными функциями, и им при осуществлении своих должностных обязанностей не обеспечено соблюдение требований, предусмотренных п. 1 ст. 132 БК РФ, Соглашения от 09.02.2019. № 073-03-2019-097, Правил № 1642, Положения № 227,
п. 4.3.10.1 Соглашения от 01.04.2019 № 22607000-1-2019002, Перечня средств обучения и воспитания, а именно, не соблюдены условия предоставления (Расходования) субсидии, предоставленных из федерального бюджета на Реализацию мероприятий по содействию созданию новых мест в общеобразовательных Учреждениях в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования», чем совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Фактические обстоятельства вменяемого административного правонарушения и вина Зубкова А.Н., подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении
№ 19-19-3/2021 от 12 марта 2021 года; соглашением о предоставлении субсидии бюджету Богородского муниципального района на строительство общеобразовательных организаций за счет средств федерального и областного бюджетов; копией счет-фактуры; копиями платежных поручений; копией соглашения об изменении определенных сторонами условий трудового договора № 7 от 13 марта 2017 года; приказом «О переводе Зубкова А.Н.»; трудовым договором; должностной инструкцией; контрактом; спецификацией, и другими материалами дела, которые получили надлежащую правовую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении данного дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.
Таким образом, собранные по делу доказательства объективно свидетельствует о том, что действия заместителя директора МКУ «УКС Богородского муниципального района» Зубкова А.Н. образуют состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от 25 марта 2021 года привлек Зубкова А.Н. к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, а судья районного суда своим решением от 09 июня 2021 года обоснованно отказал Зубкову А.Н. в удовлетворении жалобы на вышеуказанное постановление административного органа.
Доводы жалобы заявителя о том, что он был привлечен к административной ответственности по истечении сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных
ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, основаны на неверном толковании действующего законодательства и старой редакции КоАП РФ, действующей до 26 июля 2019 года.
В соответствии с ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, если частью 1 данной статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности, за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации (за исключением административных правонарушений, предусмотренных частью 6 данной статьи), лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.
Частью 1 ст. 4.5 КоАП РФ за нарушение бюджетного законодательства предусмотрен двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности.
Системный анализ данных норм позволяет сделать вывод о том, что срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, составляет два года.
Как следует из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении должностного лица Зубкова А.Н. настоящего дела об административном правонарушении, имели место
16 декабря 2019 года, следовательно, срок давности привлечения названного лица к административной ответственности, не истек и на сегодняшний день.
Каких-либо неустранимых сомнений, которые должны быть истолкованы в пользу заявителя, по делу не усматривается.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Административное наказание назначено в пределах санкции
ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, и является минимальным размером административного штрафа.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение обжалуемых актов, по делу не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
решение судьи Нижегородского районного суда г. Нижнего Новгорода от 09 июня 2021 года и постановление заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Нижегородской области ФИО4
№ 16-09-10/2021 от 25 марта 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении должностного лица - заместителя директора МКУ «УКС Богородского муниципального района Нижегородской области» Зубкова ФИО11, оставить без изменения, жалобу Зубкова А.Н. - без удовлетворения.
Судья областного суда Д.В. Шелудяков