Судья Аниканова Н.С. Дело № 7-97/2022РЕШЕНИЕ
г. Томск 1 апреля 2022 года
Судья Томского областного суда Еремеев А.В., рассмотрев дело по жалобе защитника Пустяка А.А. в интересах акционерное общество «Томскнефть» Восточной Нефтяной Компании (далее - АО «Томскнефть» ВНК, либо – Общество) на решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 27.01.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении АО «Томскнефть» ВНК,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспекторам Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. № 3-771-в/6 от 21.10.2021 АО «Томскнефть» ВНК признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.
Представлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, № 3-771-в/6 от 21.10.2021 на АО «Томскнефть» ВНК возложена обязанность принять меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением судьи Каргасокского районного суда Томской области от 27.01.2022 указанное постановление оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Томский областной суд, защитник Пустяк А.А. просит отменить выше указанные постановление по делу об административном правонарушении, представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения и судебное решение.
В обоснование жалобы защитник указывает, что АО «Томскнефть» ВНК не отрицает произошедшего 27.11.2020 факта разлива нефтесодержащей жидкости на землях лесного фонда, допущенного при эксплуатации промыслового трубопровода НС ф-114 к.25-вр.к.25 в 650 метрах от к.25 на Оленьем месторождении Каргасокского района Томской области (в данном случае защитник перепутал дела и указал месторождение по другому делу об административном правонарушении). При осуществлении производства по делу об административном правонарушении категория земельного участка, являющегося объектом правонарушения, не определена, в результате чего в нарушение требований статьи 24.1 КоАП РФ не обеспечено всестороннее, полное и объективное выяснение всех имеющих значение для дела обстоятельств и разрешение дела в соответствии с законом, а вынесенное до делу постановление, вопреки ст. 29.10 КоАП РФ, является немотивированным. Загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, которая является специальной нормой по отношению к составу, предусмотренному ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ и подлежит применению в случае загрязнения земель лесного фонда. Обстоятельства, послужившие по настоящему делу поводом для привлечения АО «Томскнефть» ВНК к административной ответственности, имели место 27.11.2020, в связи с чем установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за указанное правонарушение в настоящее время истек. Также защитник обращает внимание, что в постановление по делу неверно указано место вменного правонарушения, а именно Александровский район Томской области, фактически не назначено административное наказание, так как в постановлении не указан размер штрафа. При этом судья при разрешении жалобы самостоятельно исправил указание на место совершения правонарушения и назначил наказание в минимальном размере санкции в виде 40000 рублей.
По указанным основаниям, по мнению защитника, подлежит признанию незаконным представлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, № 3-771-в/6 от 21.10.2021
Защитник Агалиева Е.С., участвуя в судебном заседании по средству видео-конференц-связи, доводы жалобы поддержали по основаниям, изложенным в ней.
Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К., законный представитель АО «Томскнефть» ВНК Жаравин Р.Н., защитник Пустяк А.А. будучи уведомленными о времени и месте рассмотрения жалобы, в суд не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, судья определил рассмотреть дело без их участия.
Изучив доводы жалобы, выслушав мнение защитника, проверив материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 21.10.2021 АО «Томскнефть» ВНК было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, а именно порча земель в результате нарушения правил обращения с опасными для окружающей среды веществами.
Согласно постановлению должностного лица и судебному решению Обществу вменено, что 04.11.2020 при осуществлении хозяйственной деятельности при эксплуатации НС ф-168 к.3 - вр.к.3, 360 м от к.3 расположенного на Катыльгинском месторождении Каргасокского района Томской области (географические координаты 59 градусов 08 минут 27,3 секунды северной широты и 76 градусов 16 минут 35,6 секунд восточной долготы), АО «Томскнефть» ВНК допустило разлив нефтепродуктов на почву, что привело к загрязнению (порче) почвы, что повлекло нарушение требований ст. 34, ст. 39, ст. 46 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность за порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Из материалов дела следует, что на основании приказа заместителя руководителя Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора Д. от 21.06.2021 №13-02/907 проведена внеплановая выездная проверка в отношении деятельности АО «Томскнефть» ВНК (юридический адрес: 636780, Томская область, Каргасокский район, г. Стрежевой, ул. Буровиков, д. 23) в период с 28.06.2021 по 23.07.2021, в том числе по адресу: Томская область, Каргасокский район, Катыльгинское месторождение. Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 24.06.2021 получено АО «Томскнефть» ВНК 25.06.2021.
Основанием проведения внеплановой выездной проверки послужило сообщение АО Томскнефть» ВНК, поступившее в Управление 30.11.2020, содержащее информацию о причинении вреда окружающей среде (порче земель) в результате разлива нефтесодержащей жидкости при эксплуатации АО «Томскнефть» ВНК нефтесборного коллектора НС ф-168 к.3 - вр.к.3, 360 м от к.3 на Катыльгинском месторождении Каргасокского района Томской области, произошедшего 04.11.2020.
В ходе внеплановой выездной проверки инспекторами Управления 02.07.2021 и 07.07.2021 произведен осмотр земельного участка, расположенного в Каргасокском районе Томской области на Катыльгинском месторождении, на котором 04.11.2020 произошел некатегорийный отказ нефтесборного коллектора НС ф-168 к.3 - вр.к.3, 360 м от к.3, в ходе которого установлено, что территория земельного участка в месте некатегорийного отказа загрязнена нефтепродуктами, присутствовал запах нефтепродуктов. Территория некатегорийного отказа имеет обвалование по всему периметру высотой около 1,5 м. В ходе обследования путем визуального осмотра за границей обвалования также обнаружены следы загрязнения нефтепродуктами.
При визуальном осмотре территории произведены замеры поверенным прибором (GPS Garmin еТгех ЗОх, рулетка) площади земельного участка, подверженного загрязнению нефтепродуктами в границах обвалования, которая составила 891 м2 и за границей обвалования, которая составила 798 м2.
В ходе осмотра произведены замеры площади загрязненного участка, отобраны пробы почвы с глубины 0-5 и 5-20 см.
По результатам проведенного осмотра и испытаний специалистами Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора составлен 01.09.2021 акт проверки № 3-771-в. Согласно экспертному заключению от 30.08.2021 № 18 площадь земельного участка, подверженного загрязнению нефтепродуктами в границах обвалования и за границей обвалования рассчитана суммарно и составила 1689 м2.
Протоколами результатов испытаний (измерений) ЦЛАТИ по Томской области от 20.07.2021 №№ 469, 469-1, 469-2, 469-3, 469-4, 469-5 установлено, что содержание нефтепродуктов, хлорид-ионов в почве, концентрация загрязняющих веществ в пробах почвы в границе обвалования, превышает фоновые показатели: на глубине 0-5 см по нефтепродуктам в 23,2 раза, по хлорид-ионам в 6 раз; на глубине 5-20 см по нефтепродуктам в 8.1 раза, по хлорид-ионам в 6,7 раз; за границей обвалования, превышает фоновые показатели: на глубине 0-5 см по нефтепродуктам в 30,3 раза, по хлорид-ионам в 6 раз, на глубине 5-20 см по нефтепродуктам в 34,2 раза по хлорид-ионам в 2,8 раза.
Таким образом, выявлено загрязнение почвы нефтепродуктами и хлорид ионами как внутри обвалования, так и за его пределами, химический анализ выявил ухудшение качестве почвы на земельном участке в месте некатегорийного отказа по содержанию нефтепродуктов и хлорид ионов.
Указанные в Акте проверки выявленные факты загрязнений нефтепродуктами участков местности АО «Томскнефть» ВНК не оспаривает, полагая, что в результате разлива нефти произошло загрязнение участков, относящихся к категории земель лесного фонда, вследствие чего действия АО «Томскнефть» ВНК подлежат квалификации по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, а не по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Должностное лицо Росприроднадзора и суд первой инстанции, исследовав обстоятельств дела пришли к выводу о том, что в действиях АО «Томскнефть» ВНК усматривается состав административного правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Вместе с тем, указанный вывод должностного лица Росприроднадзора и суда первой инстанции основаны на неверном понимании закона.
Так, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» загрязнение окружающей среды – это поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду, а загрязняющее вещество – это вещество или смесь веществ и микроорганизмов, которые в количестве и (или) концентрациях, превышающих установленные для химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов нормативы, оказывают негативное воздействие на окружающую среду, жизнь, здоровье человека.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в частности на земли лесного фонда.
В соответствии ч. 1 и 2 ст. 101 Земельного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли, состав которых устанавливается лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель лесного фонда устанавливается настоящим Кодексом и лесным законодательством.
Из положений ст. 5 Лесного кодекса РФ следует, что использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются, исходя из понятия о лесе как об экологической системе или как о природном ресурсе.
В соответствии со ст. 6.1 Лесного кодекса РФ к землям лесного фонда относятся лесные земли и нелесные земли. К лесным землям относятся земли, на которых расположены леса, и земли, предназначенные для лесовосстановления (вырубки, гари, редины, пустыри, прогалины и другие). К нелесным землям относятся земли, необходимые для освоения лесов (просеки, дороги и другие), и земли, неудобные для использования (болота, каменистые россыпи и другие). Границы земель лесного фонда определяются границами лесничеств.
На основании ч. 3 статьи 60.3 Лесного кодекса РФ правила санитарной безопасности в лесах устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Так, согласно пункту 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607 (далее - Правила), действовавших на момент совершения вмененного правонарушения, при использовании лесов не допускается загрязнение лесов отходами производства и потребления и выбросами, радиоактивными и другими вредными веществами, иное неблагоприятное воздействие на леса.
В силу пункта 25 Правил не допускается ухудшение санитарного состояния лесов, расположенных на предоставленных гражданам и юридическим лицам лесных участках и лесных участках, прилегающих к ним, при использовании лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства и эксплуатации водохранилищ, иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов, переработки древесины и иных лесных ресурсов, а также для иных целей.
Вступившие в силу 01.01.2021 Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства РФ от 09.12.2020 N 2047 содержат аналогичные требования по санитарной безопасности в лесах.
Статьей 99 Лесного кодекса РФ предусмотрено и пунктом 42 вышеуказанных Правил лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную и иную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Промысловый трубопровод (нефтесборный коллектор «куст № 3 - врезка куста № 3»), принадлежит на праве собственности Обществу и используется для транспортировки нефтепродуктов. Разлив нефтепродуктов произошел на земельном участке с географические координаты 59 градусов 08 минут 27,3 секунды северной широты и 76 градусов 16 минут 35,6 секунд восточной долготы, расположенном в квартале 201, урочища «Васюганское», Васюганского участкового лесничества, Васюганского лесничества в Каргасокском районе.
В силу изложенных выше положений закона АО «Томскнефть» ВНК является лицом, ответственным за соблюдение требований природоохранного законодательства РФ.
Принятые АО «Томскнефть» ВНК меры для предупреждения возникновения аварийной ситуации (инженерно-технические мероприятия, направленные на безопасную эксплуатацию трубопровода и предупреждение его отказа) не являлись достаточными, результаты контрольных обследований, обходов, мониторинга не позволили предотвратить аварию на трубопроводе, что свидетельствует о некачественном проведении мероприятий по защите трубопроводов от коррозии и своевременном ее выявлении.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что факт загрязнения земельного участка, расположенных на Катыльгинское месторождение Каргасокского района Томской области, нефтепродуктами при эксплуатации АО «Томскнефть» ВНК указанного трубопровода нашел свое подтверждение изложенными выше доказательствами.
Вместе с тем должностное лицо Росприроднадзора и судья районного суда не учли то обстоятельство, что в результате разлива нефтепродуктов на землях лесного фонда вред причинен лесу как единой экологической системе, состоящей из почв, подземных и наземных источников, объектов растительного и животного мира, находящихся в тесной взаимосвязи.
То, что разлив нефтепродуктов произошел на землях лесного фонда, подтверждается письменным ответом Департамента Лесного хозяйства Томской области от 19.01.2022, запрошенным судьей районного суда, согласно которому нефтезагрязненные земельный участок, на которых произошли разливы нефтепродуктов, расположены в выделе в квартале 201, урочища «Васюганское», Васюганского участкового лесничества, Васюганского лесничества в Каргасокском районе и относится к землям лесного фонда, а потому действия Общества подлежали квалификации по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за загрязнение лесов сточными водами, химическими, радиоактивными и другими вредными веществами, отходами производства и потребления и (или) иное негативное воздействие на леса.
Однако, учитывая, что санкция ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ предусматривает более строгое наказание, чем санкция ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, суд второй инстанции не усматривает возможности переквалификации действий АО «Томскнефть» ВНК с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ на ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ, поскольку это повлекло бы ухудшение положения привлекаемого к ответственности юридического лица.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
В связи с чем, суд второй инстанции в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ прекращает производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в действиях АО «Томскнефть» ВНК состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Учитывая основания прекращения производства по делу, остальные доводы жалобы оценке не подлежат, так как не могут повлиять на исход дела.
Оснований для признания представления государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, № 3-771-в/6 от 21.10.2021 в отношении АО «Томскнефть» ВНК суд второй инстанции не усматривает, так как разлив нефтесодержащей жидкости на землях лесного фонда в результате хозяйственной деятельности АО «Томскнефть» ВНК имел место быть, ущерб окружающей среде был причинен. Прекращение производства по делу связано не с невиновностью Общества, а в связи с неправильной квалификацией его деяния административным органом и невозможностью квалификации его деяния по ч. 2 ст. 8.31 КоАП РФ по указанным выше причинам.
Руководствуясь ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановлением государственного инспекторам Российской Федерации в области охраны окружающей среды Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора К. № 3-771-в/6 от 21.10.2021 и решение судьи Каргасокского районного суда Томской области от 27.01.2022, вынесенные в отношении АО «Томскнефть» ВНК по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, отменить, о производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья А.В. Еремеев