Дело №
РЕШЕНИЕ
Санкт-Петербург 30 октября 2018 г.
Судья Ленинградского областного суда Осоцкий А.И.,
при секретаре ФИО7
рассмотрев жалобу ООО «Луга-Лес» на решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),
установил:
постановлением исполняющего обязанности начальника Выборгского межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 29 мая 2018 г. ООО «Луга-Лес» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 80000 руб.
Решением судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 сентября 2018 г. постановление изменено - административный штраф снижен до 60000 руб.
Из принятых решений следует, что ООО «Луга-Лес» на арендованном по договору аренды от 16 декабря 2018 г. № 2-2008-11-179-3 лесном участке, находящемся в Выборгском районе Ленинградской области, допустило при осуществлении хозяйственной деятельности в лесотаксационных выделах 27, 33 лесного квартала 122 Калининского участкового лесничества нарушение п. 18 договора, п. 2 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации, пп. 1, 5 Приложения 1 к приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 367 «Виды лесосечных работ, порядок и последовательность их проведения», выразившееся в захламлении естественного водотока в границах лесосеки вблизи лесосечного столба № 6 порубочными остатками, а также в организации и проведении работ по заготовке древесины на лесосеке не в соответствии с технологической картой разработки лесосеки: фактически произведено увеличение количества волоков на одни волок.
В жалобе ООО «Луга-Лес» содержится просьба об отмене постановления и решения суда как незаконных и о прекращении дела. В жалобе указывается на недоказанность вины юридического лица в совершении административного правонарушения, а также на нарушение порядка привлечения к административной ответственности, что выразилось в возбуждении дела об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав защитника ООО «Луга-Лес» ФИО8., заслушав главного специалиста комитета государственного экологического надзора Ленинградской области ФИО9., прихожу к следующему.
Из судебного решения усматривается, что выводы судьи, проверившего законность и обоснованность постановления исполняющего обязанности начальника Выборгского межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 29 мая 2018 г., основываются на доказательствах, которые были всесторонне и полно исследованы и оценены судьей в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с п. 18 договора аренды лесного участка от 16 декабря 2018 г. № 2-2008-11-179-3, заключенного между комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды государственного экологического надзора Ленинградской области и ЗАО «Луга-Лес» (ООО «Луга-Лес»), арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Из положений ч. 2 ст. 16.1 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что лесосечные работы должны выполняться в соответствии с технологической картой лесосечных работ, составляемой юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими заготовку древесины или указанные в ч. 1 данной статьи мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются, в том числе, санитарно-оздоровительные мероприятия - вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия (ст. 55 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 367 «Виды лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения» (п. 1 Приложения 1) установлено, что лесосечные работы выполняются юридическими лицами, гражданами, осуществляющими заготовку древесины или мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, предусматривающие рубки лесных насаждений в соответствии с формой технологической карты согласно приложению 2 приказа. Технологическая карта лесосечных работ составляется на каждую лесосеку перед началом ее разработки на основе данных отвода и таксации. Выполнение лесосечных работ без технологической карты лесосечных работ не допускается, за исключением выполнения лесосечных работ гражданами, осуществляющими заготовку древесины для собственных нужд для целей отопления.
Согласно п. 5 названного Приказа при выполнении лесосечных работ должны соблюдаться условия договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, контракта, указанного в ч. 5 ст. 19 Лесного кодекса Российской Федерации, права постоянного (бессрочного) пользования, проекта освоения лесов, лесной декларации, технологической карты лесосечных работ, требования лесного законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих лесные отношения.
Использование лесов с нарушением условий договора аренды лесного участка, договора купли-продажи лесных насаждений, договора безвозмездного пользования лесным участком, иных документов, на основании которых предоставляются лесные участки, влечет в соответствии с ч. 4 ст. 8.25 КоАП РФ в отношении юридических лиц наложение административного штрафа в размере от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.
Из материалов дела усматривается, что при осмотре мест рубок на лесосеке 1 в лесотаксационных выделах 27, 33 лесного квартала 122 Калининского участкового лесничества, произведенного лесничим Калининского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес», было выявлено захламление естественного водотока порубочными остатками, а также наличие большего количества волоков (на одни волок), чем предусмотрено технологической картой.
В ходе производства по делу установлено, что лесозаготовительные работы на указанном лесном участке осуществлялись ООО «Луга-Лес». Осмотр произведен в предусмотренный Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 367 «Порядок осмотра лесосеки» (п. 5 Приложения 4) срок со дня окончания выполнения лесосечных работ с участием представителя ООО «Луга-Лес». По результатам осмотра составлен акт от 8 августа 2017 г.
Обстоятельства совершения ООО «Луга-Лес» административного правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении от 21 сентября 2018 г., договором аренды лесного участка от 16 декабря 2018 г. № 2-2008-11-179-3 со сроком действия до 31 декабря 2051 г., технологической картой на проведение выборочной рубки, актом осмотра лесосеки от 8 августа 2017 г., фотографиями, другими материалами дела.
Ссылка в жалобе на недоказанность вины ООО «Луга-Лес» в захламлении естественного водотока порубочными остатками опровергается материалами дела. При оценке принятых доказательств суд исходил из того, что обеспечение санитарной безопасности на лесном участке в период лесосечных работ и к моменту осмотра лесного участка после их завершения, очистка участка от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия, лежит в силу договора аренды лесного участка от 16 декабря 2018 г. № 2-2008-11-179-3 (п. 18), Лесного кодекса Российской Федерации (ст.ст. 16.1, 55), Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 июня 2016 г. № 367 «Виды лесосечных работ, порядка и последовательности их проведения» (Приложение 1) на арендаторе.
Ссылка в жалобе на возбуждение дела об административном правонарушении неуполномоченным должностным лицом является необоснованной.
Как следует из дела, основанием для рассмотрения дела и вынесения постановления явился протокол об административном правонарушении от 21 сентября 2018 г., составленный лесничим Калининского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» ФИО1
В соответствии с п. 8 ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных, в частности, ст. 8.25 КоАП РФ, вправе составлять должностные лица государственных учреждений, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Согласно ч. 1 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации под федеральным государственным лесным надзором (лесной охраной) понимается деятельность уполномоченных федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, данным Кодексом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, проведения мероприятий по контролю в лесах, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований лесного законодательства, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований лесного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Положениями п. 10 Административного регламента исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12 апреля 2016 г. № 233, устанавливается, что федеральный государственный лесной надзор осуществляется посредством проведения плановых и внеплановых, документарных и выездных проверок, а также проведения мероприятий по контролю (патрулирование и плановые (рейдовые) осмотры, обследования) в лесах.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Лесного кодекса Российской Федерации должностные лица государственных учреждений, указанных в ч. 2.1 данной статьи (государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти субъектов Российской Федерации и государственные учреждения, подведомственные органам государственной власти Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять в пределах своей компетенции производство по делам об административных правонарушениях (п. 13).
Перечень должностных лиц государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и являющихся государственными лесными инспекторами или лесничими, устанавливается в соответствии с п. 6.1 Положения об осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2007 г. № 394, соответственно Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно Перечню должностных лиц, осуществляющих на территории Ленинградской области федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) на землях лесного фонда и федеральный государственный пожарный надзор в лесах, утвержденному постановлением Правительства Ленинградской области от 10 февраля 2014 г. № 19, к должностным лицам, осуществляющим федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану) и федеральный государственный надзор в лесах, относится лесничий участкового лесничества (лесничий) ЛОГКУ «Ленобллес».
Непосредственно должностные обязанности лесничего участкового лесничества определены должностной инструкцией, утвержденной директором Лужского лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» 24 октября 2016 г. Согласно должностной инструкции реализация лесохозяйственного регламента осуществляется лесничим участкового лесничества в пределах своей компетенции в границах участкового лесничества. К правам лесничего участкового лесничества относится в числе иных прав осуществление в пределах своей компетенции производства по делам об административных правонарушениях.
Из приведенных нормативных положений следует, что полномочия государственного лесного инспектора или лесничего участкового лесничества государственного учреждения в рамках производства по делу об административном правонарушении, в том числе полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.25 КоАП РФ, определяются компетенцией лесничего по осуществлению лесного надзора (лесной охраны), реализуемой в пределах территории его участкового лесничества.
Как видно из дела, ООО «Луга-Лес» вменено в вину нарушение в Калининском участковом лесничестве, выявленное в результате осмотра лесного участка лесничим Калининского участкового лесничества Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ «Ленобллес» ФИО1 в пределах компетенции по осуществлению лесного надзора (лесной охраны).
Таким образом, протокол об административном правонарушении от 21 сентября 2018 г. в отношении ООО «Луга-Лес» составлен уполномоченным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ, оснований для признания протокола недопустимым доказательством не имеется.
Иные доводы жалобы также не опровергают исследованные доказательства, не доверять которым у суда не было оснований, и которые полно и объективно отражают событие административного правонарушения и вину ООО «Луга-Лес».
Наказание назначено в соответствии с законом и соответствует характеру и степени общественной опасности административного правонарушения. Оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ, судья
решил:
решение судьи Выборгского городского суда Ленинградской области от 25 сентября 2018 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 8.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу ООО «Луга-Лес» - без удовлетворения.
Судья А.И. Осоцкий
(Судья Р.Ю. Петров)