ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-991/20 от 16.07.2020 Пермского краевого суда (Пермский край)

судья Войтко С.И.

дело № 7-991/2020 (21-534/2020)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Пермь 16 июля 2020 года

Судья Пермского краевого суда Тотьмянина Е.И., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Тетериной Е.С., действующей в интересах ФИО1, на постановление и.о. главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 18.02.2020, решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 13.05.2020, вынесенные в отношении ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением и.о. главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае от 18.02.2020 №59/7-64-20-ОБ/12-2304-И/230 начальник Управления записи актов гражданского состояния администрации города Перми (далее, Управление ЗАГС администрации города Перми) ФИО1 привлечена к административной ответственности по части 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ей назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.

Решением судьи Ленинского районного суда г.Перми от 13.05.2020 постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, защитник Тетерина Е.С., просит принятые по делу акты отменить, производство по делу прекратить. Указав, что ФИО1 принимала меры к выплате работнику заработной платы в установленный срок, однако в силу особенностей при формировании фонда оплаты труда муниципальным служащим отсутствие финансирования на начало года не позволило исполнить требования в установленный срок.

При рассмотрении жалобы в Пермском краевом суде ФИО1, защитник Тетерина Е.С., потерпевшая П., извещенные о времени и месте судебного заседания, участие не принимали.

Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыплата или неполная выплата в установленный срок заработной платы, других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо установление заработной платы в размере менее размера, предусмотренного трудовым законодательством, влечет административную ответственность.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, 06.02.2020 Государственной инспекцией труда в Пермском крае на основании распоряжения №59/7-64-20-ОБ/12-133-И/230 от 13.01.2020, проведена внеплановая проверка Управления ЗАГС администрации города Перми на предмет соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в связи с рассмотрением обращения П. от 10.01.2020.

В ходе данной проверки было установлено, что в нарушение требований ч.ч. 6,9 ст.136 Трудового кодекса Российской Федерации работнику П. заработная плата работодателем выплачена с нарушением установленных сроков, в частности выплата заработной платы за январь 2020 года, в том числе аванс, оплата отпуска произведена 06.02.2020.

Выявленные нарушения трудового законодательства изложены в акте проверки от 06.02.2020 № 59/7-64-20-ОБ/12-1609-И/230.

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении начальника Управления ЗАГС администрации города Перми ФИО1 протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и привлечения должностного лица к административной ответственности.

Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, получившими оценку на предмет их относимости, допустимости и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно ст.2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащем исполнением своих служебных обязанностей.

Правовой статус и полномочия Управление ЗАГС администрации города Перми определены Положением «Об управлении ЗАГС администрации города Перми», утвержденным решением Пермской городской Думы №67 от 26.03.3013.

Согласно п.п.1.2, 1.6 указанного положения, Управление ЗАГС является функциональным органом администрации г.Перми, финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых в виде субвенций из бюджета Пермского края бюджету г.Перми.

Формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (ст.53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Согласно ч.3 ст.219 Бюджетного кодекса Российской Федерации получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

Таким образом, Управление ЗАГС имеет возможность производить выплату заработной платы, только в пределах доведенных до него субвенций бюджетных обязательств.

Представленные заявителем документы подтверждают, в 2020 году первое финансирование, в том числе средства на выплату заработной платы, поступили на счет управления 5.02.2020, задержка финансирования (направление субвенций для осуществления полномочий на государственную регистрацию актов гражданского состояния) произошла в связи с поздними сроками поступления субвенций в бюджет края из федерального бюджета.

Как предусмотрено ч.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если во время производства по делу об административном правонарушении будет установлено, что главой муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, иным должностным лицом местного самоуправления, руководителем государственного, муниципального учреждения вносилось или направлялось в соответствии с порядком и сроками составления проекта соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий органа местного самоуправления, выполнение государственным, муниципальным учреждением соответствующих уставных задач и при этом бюджетные ассигнования на указанные цели не выделялись, производство по делу об административном правонарушении в отношении указанных должностных лиц и государственных, муниципальных учреждений подлежит прекращению.

Положения ч.4 ст.24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающие в качестве основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении принятие уполномоченными должностными лицами (руководителями учреждений) с учетом их полномочий всех необходимых мер, направленных в конечном итоге на выделение бюджетных ассигнований на осуществление соответствующих полномочий и задач, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст.1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения соответствующих должностных лиц и организаций, в том числе органов местного самоуправления, являющихся муниципальными учреждениями, к административной ответственности при отсутствии их вины только лишь на основании факта не выделения указанных бюджетных ассигнований. Соответственно, в каждом случае должно быть установлено принятие данных мер соответствующими лицами в пределах их полномочий с учетом обстоятельств конкретного дела.

Указанная правовая позиция раскрыта в Определении Конституционного Суда РФ от 27.09.2018 № 2478-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации муниципального образования «Город Новодвинск» на нарушение конституционных прав и свобод частью 4 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Обстоятельства дела в отношении должностного лица управления ЗАГС администрации города Перми свидетельствуют о принятии им всех зависящих мер для исполнения требований о выплате заработной платы в установленный срок, а также о невозможности исполнения указанного требования, по уважительным причинам. В данном случае нарушение срока выплаты заработной платы всем работникам управления произошло из-за отсутствия денежных средств на счете Управление ЗАГС администрации города Перми, по причине несвоевременного поступления финансирования из федерального бюджета.

Изложенное в совокупности свидетельствует об отсутствии вины ФИО1 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем вынесенные в отношении должностного лица постановление и решение подлежат отмене, а производство по делу - прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

решил:

постановление и.о. государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Пермском крае №59/7-64-20-ОБ/12-2304-И/230 от 18.02.2020, решение судьи Ленинского районного суда г.Перми от 13.05.2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.6 ст.5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение вступило в законную силу.

Судья-подпись