ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-996/2016 от 01.11.2016 Новосибирского областного суда (Новосибирская область)

Судья Захаров В.И. Дело № 7-996-2016

РЕШЕНИЕ

01 ноября 2016 г. г. Новосибирск

Судья Новосибирского областного суда Куранова Л.А., при секретаре В., рассмотрела в открытом судебном заседании жалобу директора МКОУ «Майская СОШ» ФИО1 на решение судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 06 сентября 2016 года, которым постановление главного государственного инспектора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сибирского управления государственного автодорожного надзора от 28 июня 2016 года о привлечении МКОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» к административной ответственности по ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ, оставлено без изменения.

Заслушав защитника лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО2, представителя должностного лица, вынесшего постановление ФИО3, судья

у с т а н о в и л:

постановлением главного государственного инспектора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сибирского управления государственного автодорожного надзора от 28 июня 2016 года МКОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Не согласившись с постановлением, МКОУ «Майская СОШ» обжаловало его в соответствии со статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Черепановский районный суд Новосибирской области.

Решением судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 06 сентября 2016 года постановление должностного лица оставлено без изменения, жалоба привлекаемого к административной ответственности лица – без удовлетворения.

В жалобе, поданной в Новосибирский областной суд в порядке статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в Новосибирский областной суд директор МКОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» просит отменить постановленные в отношении школы решения и прекратить производство по делу.

В обоснование доводов жалобы представитель указал, что протокол об административном правонарушении от 28.06.2016 вручен законному представителю МКОУ «Майская СОШ» 28.06.2016 в 12-00 час. При этом, МКОУ «Майская СОШ» извещено о времени и месте составления протокола об административном правонарушении не было.

Т.о. времени для подготовки и защиты МКОУ «Майская СОШ» не имело.

Жалоба подана в установленные статьей 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки, препятствий для ее рассмотрения не имеется.

Проверив в соответствии с требованиями части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело в полном объеме, изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.

Частью 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление перевозок, в том числе пассажиров и автомобильным транспортом с нарушением Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 5 настоящей статьи, статьей 11.15.1, частью 2 статьи 11.23 и статьей 12.21.1 настоящего Кодекса.

Статьей 40 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об образовании в Российской Федерации" установлено:

1. Транспортное обеспечение обучающихся включает в себя организацию их бесплатной перевозки до образовательных организаций и обратно в случаях, установленных частью 2 настоящей статьи, а также предоставление в соответствии с законодательством Российской Федерации мер социальной поддержки при проезде на общественном транспорте.

2. Организация бесплатной перевозки обучающихся в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, между поселениями осуществляется учредителями соответствующих образовательных организаций.

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, установлены Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

В соответствии с требованиями пункта 4 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны:

- соблюдать правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

- назначить ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта;

- обеспечивать соответствие работников профессиональным и квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок и установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, если иное не установлено федеральным законом;

- обеспечивать наличие парковки (парковочного места) для стоянки всех принадлежащих им транспортных средств, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт этих транспортных средств, или заключение договоров со специализированными организациями о стоянке этих транспортных средств, об их техническом обслуживании и о ремонте.

Согласно пункту 4 статьи 24 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, регламентируются Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7.

Как следует из материалов дела, в период с 01.06.2016 по 28.06.2016 государственным инспектором Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Сибирского управления государственного автодорожного надзора проведена плановая выездная проверка в отношении юридического лица – МКОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» с целью соблюдения обязательных требований при осуществлении деятельности по перевозкам пассажиров автомобильным транспортном.

По результатам проверки выявлены следующие нарушения:

1. Не обеспечено проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке, определяемом действующими нормативными документами, технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств, чем нарушены положения ст. 18, 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения», п.2.4 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 №7;

2. Не проводятся проверки соблюдения мероприятий по БД в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения в соответствии с требованиями пункта 5 Приказа Минтранса России от 15.01.2014 №7, чем нарушены положения ст. 20 ФЗ «О безопасности дорожного движения».

Судья районного суда при рассмотрении жалобы на постановление должностного лица пришел к выводу, что действия МКОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» образуют состав административного правонарушения и правильно квалифицированы должностным лицом по части 6 статьи 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Вывод суда обоснован, соответствует требованиям законодательства и материалам дела.

Порядок организации транспортного обеспечения обучающихся определяется локальным нормативным актом учредителя образовательной организации. Наличие на балансе образовательной организации транспортных средств, в том числе автобусов законодательством Российской Федерации не запрещается. В этом случае директор школы является лицом, ответственным за обеспечение безопасности автобусных перевозок обучающихся и состояние работы в учреждении по предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Как следует из материалов дела, в оперативном управлении школы имеются автобусы для перевозки детей г/н и <данные изъяты> г/н . Для осуществления перевозок школой заключен трудовой договор с водителями ( приказы о приеме на работу №116л/с от 13.11.2014, № 2л/с от 14.01.2016).

Постановлением администрации Черепановского района Новосибирской области утверждены маршруты перевозки. На руководителей образовательных учреждений района возложена обязанность по обеспечению безопасных условий перевозки обучающихся, проведение инструктажа, режим работы и отдыха водителей.

Приказом директора школы от 17.08.2016 № 28 ответственным за обеспечение безопасности при перевозках обучающихся назначены директор школы и завхоз школы.

Понятие "Школьный автобус" предусмотрено Правилами дорожного движения (утв. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 ред. от 10.09.2016) "О Правилах дорожного движения". Согласно данному понятию "Школьный автобус" - специализированное транспортное средство (автобус), соответствующее требованиям к транспортным средствам для перевозки детей, установленным законодательством о техническом регулировании, и принадлежащее на праве собственности или на ином законном основании дошкольной образовательной или общеобразовательной организации.

Кроме этого при определении законодательства, подлежащего применению, и, соответственно, при установлении наличия состава правонарушения, вменяемого МКОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» в его действиях, следует учесть, что к перевозке пассажиров по заказам относятся единичные перевозки по маршруту, определяемому заказчиком, юридическим или физическим лицом: специальные автобусные перевозки (школьные… ) (
Приказ Росстата от 18.08.2015 N 378 (ред. от 26.08.2015, с изм. от 03.08.2016) "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за деятельностью в сфере транспорта")
А также следует учитывать, что «организованная перевозка группы детей» это специальная перевозка двух и более детей дошкольного и школьного возраста, осуществляемая в механическом транспортном средстве, не относящемся к маршрутному транспортному средству.

Организованная перевозка группы детей подразумевает ее осуществление в соответствии со специальными правилами только на автобусе или грузовом автомобиле с кузовом - фургоном, оборудованных опознавательным знаком "Перевозка детей", и при сопровождении взрослого.

На указанные перевозки ( в школьном автобусе организованной группы детей) распространяется действие Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7.

Согласно п.1 Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 правила обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее - Правила) разработаны во исполнение статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

Пунктом 2 Правил определено, что настоящие Правила определяют основные задачи и требования по обеспечению безопасности при организации и осуществлении перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, предъявляемые к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, предназначенных для перевозок пассажиров и грузов (далее - субъекты транспортной деятельности).

Положениями п.3 Правил предусмотрено, что субъекты транспортной деятельности обязаны обеспечивать организацию и осуществление мероприятий по обеспечению безопасности перевозок пассажиров и грузов.

Согласно п. 27 Правил, субъект транспортной деятельности обязан обеспечить организацию технического обслуживания и ремонта используемых транспортных средств в соответствии с предписаниями изготовителя. Подпунктом 2.4 пункта 2 Перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации (Приложение № 2 вышепоименованных Правил) предусмотрено, что в мероприятия по подготовке транспортных средств к безопасной эксплуатации входит проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств в порядке и объемах, определяемых технической и эксплуатационной документацией изготовителей транспортных средств.

Указанным перечнем определены мероприятия как по содержанию технических средств, в соответствии с требованиями безопасности движения, так и мероприятия по подготовке работников субъекта транспортной деятельности.

Из п.5 Правил следует, что при организации работы, направленной на обеспечение безопасности перевозок пассажиров и грузов, субъект транспортной деятельности осуществляет выполнение и контроль соблюдения требований, установленных пунктом 5 настоящих Правил, а также мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, перечень которых указан в приложении N 2 к настоящему приказу (далее - Перечень).

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.3, 1.4, 1.5, 1.6, 2.3, 2.4, 2.5, 2.6 Перечня, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Субъект транспортной деятельности или уполномоченное им лицо проводит проверки соблюдения мероприятий, указанных в подпунктах 1.1, 1.2, 1.7, в отношении должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, по мере необходимости, не реже одного раза в шесть месяцев.

Результаты проверок, указанных в абзацах втором и третьем настоящего пункта, оформляются документально.

Пунктом 29 Правил установлено, что сведения о проведенном контроле технического состояния транспортного средства и месте его проведения фиксируются в путевых листах. Контроль технического состояния транспортных средств при выпуске на линию (возврате с линии) обеспечивается работником субъекта транспортной деятельности, осуществляющим допуск транспортных средств к эксплуатации.

Как установлено актом проверки, подтверждено в судебном заседании пояснениями должностного лица, указанные пункты Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утв. Приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 № 7 МКОУ «Майская СОШ» не выполнены.

Школой 01.04.2016 заключен договор с МУП «Черепановское пассажирское автотранспортное предприятие» на оказание услуг по проведению технического обслуживания. Однако доказательств необходимой периодичности технического обслуживания суду не представлено. 01.06.2016 заключен с МУП «Черепановское пассажирское автотранспортное предприятие» договор оказания услуг по проведению проверок соблюдения мероприятий по БДД, однако доказательств исполнения указанного договора не представлено. А также не представлено доказательств подготовки ответственного за БД лица.

Прихожу к выводу о наличии в действиях МКОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» состава правонарушения, предусмотренного ч.6 ст.12.31.1 КоАП РФ.

Указанный вывод подтверждается протоколом об административном правонарушении, актом проверки, иными, перечисленными в решении материалами дела.

Доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, о нарушении права на защиту, не предоставлении времени на подготовку, не могут быть приняты во внимание. Представитель МКОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» присутствовал как при составлении акта проверки, так и при составлении протокола об административном правонарушении и при рассмотрении дела по существу. Ходатайство об отложении даты составления протокола либо рассмотрения дела по существу, предоставлении времени на подготовку представителем заявлено не было. В жалобе, поданной школой в суд, не указано какие именно доказательства школа была намерена представить, но в силу недостатка времени была лишена такой возможности. Доказательства по существу дела об административном правонарушении, влияющие на выводы должностного лица и суда о виновности школы в совершении правонарушения, суду не представлены.

При таких обстоятельствах, не усматривается оснований для отмены решения судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 06 сентября 2016г., основанного на правильном толковании и применении норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ч. 1 ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Решение судьи Черепановского районного суда Новосибирской области от 06 сентября 2016г. оставить без изменения.

Жалобу МКОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» - без удовлетворения.

Судья «подпись» Л.А.Куранова

КОПИЯ ВЕРНА, подлинник решения находится в материалах административного дела № 7- 996 -2016

Судья-