ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7-99/20 от 03.06.2020 Верховного Суда Республики Калмыкия (Республика Калмыкия)

Судья Даваев А.Ю. № 7-99/2020

РЕШЕНИЕ

г. Элиста 3 июня 2020 года

Судья Верховного Суда Республики Калмыкия Говоров С.И., при секретаре Манжиковой А.Э., с участием представителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Барсукова Д.У., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» Петрова А.В. на постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Барсукова Д.У. от 24 декабря 2019 года № * и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 5 марта 2020 года по делу № * об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ,

установил:

постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Барсукова Д.У. от 24 декабря 2019 года № * Общество с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» (далее – ООО «ЕвроСибОйл», Общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Решением судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия № * от 5 марта 2020 года вышеуказанное постановление должностного лица оставлено без изменения.

В жалобе защитник ООО «ЕвроСибОйл» Петров А.В. просит об отмене постановления должностного лица и решения судьи и прекращении производства по делу. Отмечает, что решением Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 31.10.2019 г. по делу № * установлены нарушения п. 2 ч. 1 ст. 10 Федерального закона 294-ФЗ и п. 47 Административного регламента, утвержденного Минприроды России от 29.06.2012 г. № 191, свидетельствующие об отсутствии оснований (мотивированного представления) для проведения проверки Общества в период с 03 июня по 01 июля 2019 г. Указывает, что судом не исследована доверенность представителя юридического лица К., документы, подтверждающие правомочие С.М.Ф. действовать от имени ООО «ЕвроСибОйл», а также на выдачу доверенности. Полагает, что акт о невозможности проведения проверки № * от 01.07.2019 г. не соответствует требованиям ч. 4 ст. 6 Федерального закона 294-ФЗ, непредоставление данного акта проверяемому лицу, также как и вручение К. акта проверки от 04.12.2019 г., является грубым нарушением Федерального закона 294-ФЗ (п. 6 ч. 2 ст. 20). Считает, что административный орган не имел полномочий на проверку выполнения Обществом обязательных требований недропользователя, поскольку предмет проверки поднадзорен Ростехнадзору. По мнению автора жалобы объективная сторона вменяемого правонарушения не установлена, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства того, что земли, загрязнение которых вменяется в вину юридическому лицу, относятся к землям сельскохозяйственного или иного назначения. Полагает нарушенными требования ст. 25.15 КоАП РФ, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения об уведомлении ООО «ЕвроСибОйл» о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В письменных возражениях на жалобу представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Барсуков Д.У. просит обжалуемые постановление должностного лица и судебный акт оставить без изменения.

В судебном заседании представитель Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия Барсуков Д.У. возражал против удовлетворения жалобы, просил обжалуемые акты оставить без изменения.

Общество с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы.

Защитник Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» Петров А.В., надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, не явился. В письменном ходатайстве от 21 мая 2020 года (поступило в суд электронной почтой 21.05.2020 г. в 10 час. 08 мин.) просил предоставить возможность принять участие в судебном заседании посредством организации видео-конференц-связи через Тюменский областной суд, которое удовлетворено определением судьи Верховного Суда Республики Калмыкия от 22 мая 2020 года. Вместе с тем, обеспечение организации видео-конференц-связи через Тюменский областной суд в назначенное время не представилось возможным ввиду занятости всех судей указанного суда в судебном заседании (письмо председателя судебной коллегии по административным делам Тюменского областного суда от 27.05.2020 г. № *). В связи с указанным ответом от защитника Общества Петрова А.В. посредством электронного документооборота в Верховный Суд Республики Калмыкия поступило (2.06.2020 г. в 15 часов 46 минут по московскому времени) ходатайство об отложении рассмотрения жалобы на иную дату и предоставлении возможности участия в судебном заседании посредством организации видео-конференц-связи через Ленинский районный суд г. Тюмени, поскольку явка защитника в Верховный Суд Республики Калмыкия невозможна ввиду существующих ограничений, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19).

Разрешая вышеуказанное письменное ходатайство защитника Петрова А.В., прихожу к следующему.

В силу положений ст. 25.4. КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители (часть 1); законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение (часть 2); дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 3); при рассмотрении дела об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, вправе признать обязательным присутствие законного представителя юридического лица (часть 4).

Таким образом, по смыслу приведенных положений ст. 25.4 КоАП РФ участие защитника в производстве по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица не является обязательным, поскольку интересы Общества представляет законный представитель, присутствие которого в настоящем судебном заседании обязательным не признано. Заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания с обоснованием причин уважительности неявки от законного представителя Общества не поступило.

При таких обстоятельствах, учитывая, что сторонам производства по жалобе обеспечена возможность довести до суда свою позицию, в том числе письменно, отсутствие ходатайств об истребовании и исследовании дополнительных доказательств, необходимость соблюдения предусмотренного ч. 11 ст. 30.5 КоАП РФ двухмесячного срока рассмотрения жалобы, оснований для отложения судебного заседания по жалобе не имеется.

Изучив доводы жалобы, письменных возражений, исследовав материалы судебного производства по жалобе, дела об административном правонарушении № В-27.14/11-2019, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до восьмидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В силу ч. 1 ст. 34 указанного Закона размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

При эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств, объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны предусматриваться эффективные меры по очистке и обезвреживанию отходов производства и сбора нефтяного (попутного) газа и минерализованной воды, рекультивации нарушенных и загрязненных земель, снижению негативного воздействия на окружающую среду, а также по возмещению вреда окружающей среде, причиненного в процессе строительства и эксплуатации указанных объектов (ч. 2 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ).

Статьей 42 Земельного кодекса РФ установлено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования экологических, санитарно-гигиенических и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Как следует из материалов дела, 20 мая 2019 года на основании мотивированного представления начальника отдела государственного геологического надзора, надзора в области использования и охраны водных объектов Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия Д. от 20 мая 2019 г. (в связи с поступлением в Управление письма Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Калмыкия от 12.04.2019 г. № *) о нарушениях условий пользования недрами Обществом с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» по лицензиям * (Восточно-Камышанский участок недр), * (Дорожный участок недр), * (Екатерининский участок недр), * (Красно-Камышанский участок недр), * (Майли-Харанский участок недр), * (Надеждинский участок недр), * (Северо-Камышанский участок недр), * (Солянковый участок недр), * (Тенгутинский участок недр), * (участок недр Чулута), * (Шахметский участок недр), * (Курганный участок недр), руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия вынесено распоряжение (приказ) № 109 о проведении в период с 3 июня по 1 июля 2019 г. внеплановой выездной проверки с целью оценки соблюдения ООО «ЕвроСибОйл» обязательных требований в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр.

Заявление о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридического лица с приложением (копия распоряжения (приказа) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия от 20.05.2019 г. № 109, документы, содержащие сведения, послужившие основанием для проведения внеплановой выездной проверки - мотивированное представление от 20.05.2019 г., лицензии *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, *, копия письма УФСБ РФ по Республике Калмыкия от 12.04.2019 г. № *, документы со сведениями о выполнении юридическим лицом условий пользования недрами), составленное 20.05.2019 г. в 9 часов 30 минут, поступило в прокуратуру Республики Калмыкия 20.05.2019 г. в 14 часов 09 минут. 21.05.2019 г. прокуратурой Республики Калмыкия принято решение о согласовании проведения внеплановой выездной проверки. Уведомление о проведении проверки от 23.05.2019 г. № *, копия приказа от 20.05.2019 г. № 109 направлены почтовой корреспонденцией в адрес юридического лица, получены адресатом 03.06.2019 г., что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (ШПИ № *, л.д. 24).

Вместе с тем, проведение внеплановой выездной проверки Общества в период с 3 июня по 1 июля 2019 г. не представилось возможным ввиду отсутствия руководителя и иных уполномоченных представителей ООО «ЕвроСибОйл», в связи с чем 1 июля 2019 г. Управлением составлен акт о невозможности проведения проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя № *.

В последующем на основании распоряжения (приказа) руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия от 30.09.2019 г. № 220 в период с 5 ноября по 2 декабря 2019 года в отношении ООО «ЕвроСибОйл» проведена внеплановая выездная проверка в рамках государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр с целью проверки фактов, изложенных в вышеуказанном письме Управления Федеральной службы безопасности РФ по Республике Калмыкия от 12.04.2019 г. № * о нарушениях условий пользования недрами Обществом с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл». Уведомление о проведении внеплановой выездной проверки от 02.10.2019 г. № 10-2/2347 направлено в адрес генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» С.М.Н. 03.10.2019 г. заказным письмом с уведомлением, получено юридическим лицом 04.10.2019 г.

Согласно акту проверки № * от 4 декабря 2019 года в ходе проверки выявлены нарушения требований абз. 2, 4, 7, 8 ст. 42 Земельного кодекса РФ, ч. 1 ст. 34, чч. 1, 2 ст. 46 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», выразившиеся в том, что ООО «ЕвроСибОйл» при эксплуатации производственных объектов на Надеждинском нефтяном месторождении допущен факт загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель, а именно: при проведении осмотра фонда скважин, сооружений и иных объектов Надеждинского месторождения ООО «ЕвроСибОйл» в 50 м. к северо-востоку от скважины № * Надеждинского месторождения в точке с координатами *СШ, *ВД выявлен земельный участок, подвергшийся сбросу нефтесодержащей жидкости со следами нефтепродуктов, размером 16 х 2,8 м, площадью 44,8 кв.м.; в соответствии с протоколом измерений почвы Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области от 26.11.2019 г. № * и экспертным заключением от 28.11.2019 г. № * эксперта Ф. установлено превышение по содержанию нефтепродуктов в точке № 1 (на глубине 0-0,05) в 29,9 раза по отношению к фоновой точке № 3, а также превышение в точке № 2 (на глубине 0,05-0,2) в 4,36 раз по отношению к фоновой точке № 4. Одновременно в 50 м. к востоку от скважины № * Надеждинского месторождения в точке с координатами *СШ, *ВД выявлен земельный участок, подвергшийся сбросу нефтесодержащей жидкости со следами нефтепродуктов, размером 10 х 2 м., площадью 20 кв.м.; в соответствии с протоколом измерений почвы Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области от 26.11.2019 г. № * и экспертным заключением от 28.11.2019 г. № * эксперта Ф. установлено превышение по содержанию нефтепродуктов в точке № 1 (на глубине 0-0,05) в 24,3 раза по отношению к фоновой точке № 3, а также превышение в точке № 2 (на глубине 0,05-0,2) в 16 раз по отношению к фоновой точке № 4.

В связи с выявленными нарушениями требований действующего законодательства в отношении ООО «ЕвроСибОйл» старшим государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия Барсуковым Д.У. в присутствии представителя юридического лица К. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (№ * от 17.12.2019 г.), копия которого вручена указанному представителю.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия Барсукова Д.У. от 24 декабря 2019 года № * ООО «ЕвроСибОйл» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 40000 рублей. Копия постановления 24.12.2019 г. направлена в адрес врио генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» С.М.Ф., получено представителем юридического лица, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении заказного письма (ШПИ № *, л.д. *).

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 17.12.2019 № *, распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки от 20.05.2019 г. № 109, мотивированным представлением о назначении внеплановой проверки от 20.05.2019 г., решением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки от 21.05.2019 г., уведомлением о проведении проверки от 23.05.2019 г. № *, актом о невозможности проведения проверки от 01.07.2019 г. № *, распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки от 30.09.2019 г. № 220, уведомлением о проведении проверки от 02.10.2019 г. № *, актом проверки от 04.12.2019 г. № * с фототаблицей к нему, протоколами отбора (измерения) проб почвы от 08.11.2019 г. №№ *, *, протоколом измерений почвы от 26.11.2019 г. №№ *, *, экспертным заключением № * от 28.11.2019 г. эксперта Ф., заместителя начальника отдела филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Астраханской области (свидетельство об аттестации № *), уведомлением (извещением) о времени и месте составления протокола об административном правонарушении от 06.12.2019 г. № *, лицензией на пользование недрами * № *, постановлением администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия о предоставлении земельных участков от 22.04.2014 г. № *, договором аренды земельных участков от 22.04.2014 г. № *, иными доказательствами.

Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, должностное лицо и судья районного суда пришли к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО «ЕвроСибОйл» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ.

Доводы жалобы о незаконности проведения внеплановой выездной проверки со ссылкой на пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, наличии грубых нарушений, предусмотренных п. 6 ч. 2 ст. 20 названного Федерального закона (ввиду отсутствия мотивированного представления, непредоставления Обществу актов по результатам проверок, неизвещения привлекаемого юридического лица о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении) не состоятельны.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля регулируются Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).

Частью 1 статьи 14 Закона N 294-ФЗ установлено, что проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Порядок организации и проведения внеплановой проверки установлен статьей 10 Закона N 294-ФЗ. Основанием такой проверки является, в том числе, мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по результатам анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения информации от органов государственной власти о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан (пп. «а» п. 2 ч. 2 ст. 10 Закона № 294-ФЗ). Обязательных требований к составлению такого представления и его содержанию Закон № 294-ФЗ не содержит.

Согласно содержанию мотивированного представления должностного лица Обществом не соблюдаются условия пользования недрами по вышеуказанным лицензиям в нарушение требований Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах", Правил разработки месторождений углеводородного сырья, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов РФ от 14.06.2016 г. № 356, имеются факты ведения эксплуатации месторождений с отклонениями от действующих проектных документов, что свидетельствует об утрате запасов полезных ископаемых и возникновении угрозы причинения вреда. Аналогичные сведения содержатся также и в письме УФСБ России по РК от 12.04.2019 г.

Таким образом, как верно установлено судебным актом, у Управления имелось надлежащее основание для проведения внеплановой выездной проверки деятельности юридического лица по соблюдению законодательства в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также достаточные сведения о возникновении угрозы причинения вреда окружающей среде. Процедура согласования проведения внеплановой проверки с органами прокуратуры административным органом не нарушена. Мотивированное представление, также как и сведения о его вынесении, содержатся в материалах дела (в том числе в заявлении о согласовании проведения проверки, направленном в прокуратуру Республики Калмыкия).

При таких обстоятельствах утверждение в жалобе об отсутствии оснований для проведения проверки и мотивированного представления со ссылкой на решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 31.10.2019 г. по иному делу об административном правонарушении (№ *) не имеет правового значения по настоящему делу.

Поскольку внеплановая выездная проверка в период с 3 июня по 1 июля 2019 г. не проведена ввиду отсутствия руководителя и иных уполномоченных представителей ООО «ЕвроСибОйл», 1 июля 2019 г. уполномоченными должностными лицами Управления составлен акт о невозможности проведения проверки № *.

Закон № 294-ФЗ не содержит обязательных требований о вручении акта о невозможности проведения проверки представителю проверяемого лица, в связи с чем доводы жалобы о невручении акта от 01.07.2019 г. № * не являются юридически значимыми при оценке законности обжалуемых постановления должностного лица и решения судьи.

Согласно ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ в случае, если проведение плановой или внеплановой выездной проверки оказалось невозможным в связи с отсутствием индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, либо в связи с иными действиями (бездействием) индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, руководителя или иного должностного лица юридического лица, повлекшими невозможность проведения проверки, должностное лицо органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля составляет акт о невозможности проведения соответствующей проверки с указанием причин невозможности ее проведения.

В этом случае орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в течение трех месяцев со дня составления акта о невозможности проведения соответствующей проверки вправе принять решение о проведении в отношении таких юридического лица, индивидуального предпринимателя плановой или внеплановой выездной проверки без внесения плановой проверки в ежегодный план плановых проверок и без предварительного уведомления юридического лица, индивидуального предпринимателя.

Поскольку в период с 3 июня по 1 июля 2019 г. назначенная в отношении Общества проверка не проведена, 30.09.2019 г., то есть в течение трех месяцев со дня составления акта от 01.07.2019 г. о невозможности проведения проверки № *, руководителем Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Калмыкия правомерно, на основании ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ, вынесено распоряжение (приказ) от 30.09.2019 г. № 220 о проведении в период с 5 ноября по 2 декабря 2019 года в отношении ООО «ЕвроСибОйл» внеплановой выездной проверки, о чем Общество извещено уведомлением о проведении внеплановой выездной проверки от 02.10.2019 г., которое получено адресатом 04.10.2019 г. (л.д. *).

Доводы об отсутствии доказательств наличия у временно исполняющего обязанности генерального директора Общества С.М.Ф. полномочий на представление интересов ООО «КомсомольскНефть» и на выдачу доверенности К. не состоятельны.

Согласно материалам дела об административном правонарушении, а также дополнительно исследованным в настоящем судебном заседании материалам внеплановой выездной проверки № * (доверенности на К.) К. является представителем ООО «ЕвроСибОйл» на основании доверенности № * от 04.12.2019 г., действующей сроком до 07.12.2019 г., доверенности от 13.12.2019 г., действующей сроком до 31.12.2019 г., выданных ему временно исполняющим обязанности генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» М.Ф.С., который назначен на указанную должность приказом генерального директора Общества С.М.Н. от 8 сентября 2019 г. № *, а также на основании доверенности от 03.04.2019 г., сроком действия до 31.12.2019 г., выданной К. генеральным директором ООО «ЕвроСибОйл» С.М.Н.

В силу пп. 4 ст. 33 Федерального закона от 08 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» образование исполнительных органов общества и досрочное прекращение их полномочий относится к компетенции общего собрания участников общества.

На период, когда лицо, исполняющее функции единоличного исполнительного органа общества, не может действовать по каким-либо причинам (болезнь, отпуск, командировка и т.д.), допускается назначение лица, временно исполняющего обязанности руководителя, обладающего тем же объемом полномочий.

Порядок назначения временно исполняющего обязанности директора общества законодательно не определен. Вместе с тем, директор общества в силу прямого указания в п. 3 ст. 40 названного Федерального закона имеет право назначать работников на должности и наделять их полномочиями на представление интересов общества.

Учитывая изложенное, ссылка в жалобе на отсутствие у С.М.Ф. и К. полномочий на представление интересов ООО «ЕвроСибОйл» основана на неверном толковании норм действующего законодательства.

Согласно ст. 28.2 КоАП РФ орган, возбудивший дело об административном правонарушении обязан обеспечить участие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в составлении протокола об административном правонарушении. В этой связи административный орган обязан принять меры по заблаговременному извещению законного представителя с учетом назначаемых даты, времени и места составления протокола, а также местонахождения юридического лица и его законного представителя.

В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Из содержания акта проверки № * от 04.12.2019 г. усматривается, что представитель по доверенности К. 05.11.2019 г. с копией распоряжения (приказа) о проведении проверки ознакомлен, также представитель ООО «ЕвроСибОйл» К., действующий на основании доверенности № * от 04.12.2019 г., ознакомлен с актом проверки, им получены копия акта с приложениями.

Уведомление № * от 06.12.2019 г. о времени и месте составления протокола об административном правонарушении на 14 часов 30 минут 17.12.2019 г. направлено 06.12.2019 г. в адрес врио генерального директора ООО «ЕвроСибОйл» М.Ф.С., получено представителем юридического лица 12.12.2019 г. (ШПИ № *, л.д.135).

Протокол № * от 17.12.2019 г. об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении ООО «ЕвроСибОйл» составлен в присутствии представителя К. Согласно протоколу рассмотрение дела назначено на 24.12.2019 г. в 14 часов 30 минут, с протоколом ознакомлен и его копию получил представитель юридического лица по доверенности К., о чем свидетельствует его собственноручная подпись в графах «С протоколом ознакомлен», «Копию протокола получил». В графе «Объяснение юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении» представителем К. указано: «С протоколом не согласен. Протокол и приложение к нему являются недопустимыми доказательствами по делу. Общество не признает вины, вменяемой по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, поскольку не совершало».

Определением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия Барсукова Д.У. от 24 декабря 2019 года обоснованно отказано в удовлетворении ходатайства представителя К. об отложении срока рассмотрения дела в связи с отсутствием оснований, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ.

Постановлением старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия Барсукова Д.У. № * от 24.12.2019 г. ООО «ЕвроСибОйл» привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, постановление вынесено в отсутствие представителя юридического лица с учетом данных о надлежащем извещении его о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Исходя из изложенного, нарушений порядка извещения и обеспечения участия представителя Общества в производстве по делу об административном правонарушении должностным лицом не допущено.

Доводы жалобы о нарушении административным органом п. 1 ст. 15 Закона № 294-ФЗ ввиду отсутствия полномочий на проведение проверки и доказательств отношения исследованных земель к землям сельскохозяйственного или иного назначения подлежат отклонению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, постановлением администрации Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия от 22.04.2014 г. № * Обществу с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» предоставлены на условиях аренды сроком на * лет земельные участки с кадастровыми номерами * (месторождение «Надеждинское»), * (месторождение «Дорожное») из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 22 апреля 2014 г. между администрацией Черноземельского районного муниципального образования Республики Калмыкия и ООО «ЕвроСибОйл» заключен договор № * аренды вышеуказанных земельных участков несельскохозяйственного назначения из категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.

Таким образом, рассматриваемые земли не относятся к землям сельскохозяйственного назначения.

Постановлением Правительства РФ от 12.05.2005 N 293 утверждено Положение о государственном надзоре за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

Пунктом 4 Положения предусмотрено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет государственный геологический надзор по следующим вопросам: а) соблюдение недропользователями требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, связанных с геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, в том числе на континентальном шельфе Российской Федерации (за исключением требований, надзор за соблюдением которых отнесен к компетенции органа государственного горного надзора); б) выполнение условий недропользования, содержащихся в лицензиях на пользование недрами, технических проектах и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; в) наличие утвержденных технических проектов и иной документации на выполнение работ, связанных с пользованием недрами; г) достоверность содержания геологической и иной первичной документации о состоянии и изменении запасов полезных ископаемых; д) соблюдение установленного порядка представления государственной отчетности, а также геологической и иной информации о недрах в фонды геологической информации; е) достоверность данных, необходимых для расчета платежей за пользование недрами при поиске, оценке, разведке и добыче полезных ископаемых; ж) сохранность разведочных горных выработок и скважин, геологической и технической документации, образцов руд и горных пород, керна, дубликатов проб полезных ископаемых, которые могут быть использованы при дальнейшем изучении недр, разведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также при пользовании недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; и) выполнение установленных в соответствующих разрешениях условий создания, эксплуатации и использования искусственных островов, сооружений и установок, проведения буровых работ, связанных с геологическим изучением, поиском, разведкой и разработкой минеральных ресурсов, а также прокладки подводных кабелей и трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном море и на континентальном шельфе Российской Федерации (в пределах своей компетенции); к) достоверность и обоснованность представляемых недропользователями материалов для постановки запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов полезных ископаемых и списания их с государственного баланса; л) предотвращение самовольного пользования недрами; м) предотвращение самовольной застройки площадей залегания полезных ископаемых; н) достоверность данных, включаемых в государственную статистическую отчетность организациями, осуществляющими поиск, оценку и разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу.

Приказом Минприроды России от 29.06.2012 N 196 утвержден Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по исполнению государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр.

В силу п.п. 3, 4 Административного регламента Росприроднадзор и территориальные органы Росприроднадзора обеспечивают предупреждение, выявление и пресечение нарушений всеми юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими пользование недрами (далее - пользователи недр), требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о недрах (за исключением участков недр местного значения) и утвержденных в установленном законодательством Российской Федерации порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, а также обеспечивают предотвращение самовольного пользования недрами и самовольной застройки месторождений полезных ископаемых (включая участки недр местного значения); исполнение государственной функции по осуществлению государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр осуществляется в соответствии с действующим законодательством, с соблюдением требований Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах", Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Согласно ч. 1 ст. 23.29 КоАП РФ органы, осуществляющие государственный экологический контроль, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 8.6 данного Кодекса, за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Статьей 65 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определено, что государственный экологический надзор в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность с использованием объектов, хотя бы один из которых подлежит федеральному государственному экологическому надзору, осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Государственный экологический надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный экологический надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный экологический надзор) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (пункты 3, 4 названной статьи).

Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, определено, что Федеральная служба по надзору в сфере природопользования осуществляет в пределах своей компетенции федеральный государственный экологический надзор (пункт 5.1).

Согласно п. 2 Положения о федеральном государственном экологическом надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 N 426, федеральный государственный экологический надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований в области охраны окружающей среды, установленных международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

Из системного толкования вышеприведенных положений следует, что привлечение юридического лица к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ при наличии установленного и документально подтвержденного факта загрязнения почвы нефтепродуктами, в результате чего произошла порча земель несельскохозяйственного назначения, осуществлено должностным лицом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в рамках предоставленных законом полномочий.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований Кодекса РФ об административных правонарушениях, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, должностным лицом и судьей районного суда не допущено.

Сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушены. Административное наказание назначено должностным лицом в пределах санкции ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, является справедливым и соразмерным содеянному.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6-30.9 КоАП РФ,

решил:

постановление старшего государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Республике Калмыкия Барсукова Д.У. от 24 декабря 2019 года № * и решение судьи Черноземельского районного суда Республики Калмыкия от 5 марта 2020 года по делу № * об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» оставить без изменения, жалобу защитника Общества с ограниченной ответственностью «ЕвроСибОйл» Петрова А.В. – без удовлетворения.

Судья С.И. Говоров