Судья Прошина Н.В. дело №7-99/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пенза 16 апреля 2015 года
Судья Пензенского областного суда Попов П.Г.,
при секретаре Козловой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 13 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области <данные изъяты> от 25 ноября 2014 года заместитель начальника - начальник отдела организационно кадрового обеспечения Государственного казенного учреждения Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» ФИО1, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 16577 рублей 84 копейки.
Решением судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 13 февраля 2015 года постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 25 ноября 2014 года оставлено без изменения, а жалоба ФИО1 на данное постановление - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, ФИО1 просит указанные постановление должностного лица и решение судьи отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении за отсутствием состава административного правонарушения или малозначительностью административного правонарушения.
В обоснование жалобы указывает, что судьей и должностным лицом необоснованно были отнесены виды закупаемых услуг - услуги по предоставлению доступа к сети местной телефонной связи, к сети Интернет, международной, междугородней, внутризоновой и сотовой связи не к однородным, поскольку имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и функционально взаимосвязанными.
Судьей неверно применена ссылка на п. 1 ч. 1 ст. 96 Федерального Закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о контрактной системе), не исследовав и не оценив фактические обстоятельства дела, поскольку данная норма регулирует исполнение контракта.
Обращает внимание, что Закон о контрактной системе рассматривает документацию как пакет документов, подготовленный и утвержденный исключительно государственным заказчиком, и никак не уполномоченным органом. Документация же, утвержденная должностным лицом уполномоченного органа - Государственного казенного учреждения Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» является по сути внутренним документом, дающим разрешение специалисту разместить его на соответствующей электронной площадке.
Однородность закупаемых услуг подтверждается п. 14 ст. 22 Закон о контрактной системе, кроме этого Федеральным Законом от 07.07.2003 года № 126 - ФЗ «О связи».
Вывод об ограничении конкуренции был принят в нарушении Федерального закона от 26.07.2006 года № 135 - ФЗ «О защите конкуренции» и данное обстоятельство судьей не проверялось.
Полагает, что в данном случае Государственное казенное учреждение Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» не является субъектом административного правонарушения, поскольку в силу ст. 33 Закона о контрактной системе обязанность по включению в описание объекта закупки тех или иных требований возложено на ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов».
Не всем доводам о виновности была дана оценка.
Судьей не дана оценка тому обстоятельству, что подобные дела управлениями ФАС России рассматриваются неоднозначно.
Полагает, что в отношении него с учетом его личности, имущественного положения, обстоятельств, смягчающих ответственность, также характера совершенного правонарушения и то, что на момент рассмотрения жалобы судом, в трудовые отношения с ГКУ ПО «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» расторгнуты, возможно, применить положение ст. 2.9 КоАП РФ.
Проверив материалы дела об административном правонарушении, заслушав объяснение представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области - <данные изъяты> возражавшую против удовлетворения жалобы, не нахожу оснований к отмене обжалуемого решения судьи, исходя из следующего.
В соответствии с ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается включение в описание объекта закупки требований и указаний в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования производителя, требований к товарам, информации, работам, услугам при условии, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, или включение в состав одного лота, объекта закупки товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных между собой и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 1 процента начальной (максимальной) цены контракта, но не менее десяти тысяч рублей и не более пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 8 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.п. 1,2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта; требование к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 указанного закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно частям 10, 11 статьи 26 Закона о контрактной системе Порядок взаимодействия заказчиков с уполномоченными органами, уполномоченными учреждениями определяется решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей. К деятельности уполномоченных органов, уполномоченных учреждений в пределах полномочий, установленных решениями о создании таких органов, учреждений либо решениями о наделении их полномочиями в соответствии с настоящей статьей, применяются положения настоящего Федерального закона, которые регламентируют права и обязанности заказчика, а также контроль в сфере закупок, мониторинг закупок и аудит в сфере закупок.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательствам Российской Федерации к лица, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Постановлением Правительства Пензенской области от 12.12.2013 года № 942-пП создано государственное казенное учреждение Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области».
В силу п. 2 указанного постановления установлено в качестве основной цели деятельности ГКУ «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для заказчиков Пензенской области, осуществляющих закупки за счет средств бюджета Пензенской области, в случае, если начальная (максимальная) цена государственного контракта не превышает пяти миллионов рублей.
При этом под определением поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 2 ст. 3 Закона о контрактной системе понимается совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно п.п. 2.1.5, 2.1.6 Положения о порядке взаимодействия заказчиков Пензенской области с ГКУ «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» уполномоченное учреждение осуществляет подготовку и размещение извещений об осуществлении закупок в соответствии с действующим законодательством, разрабатывает и утверждает документацию о закупках в пределах полномочий, установленных Федеральным законом.
В соответствии с п. 5.1.1 Положения о порядке взаимодействия заказчиков Пензенской области с ГКУ «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» в отношении заявки на закупку заказчика, принятой к рассмотрению, уполномоченное учреждение проводит экспертизу на соответствие сведений и документов, представленных в составе заявки требованиям действующего законодательства.
В силу п. 7.1.2 Положения о порядке взаимодействия заказчиков Пензенской области с ГКУ «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» по результатам экспертизы заказчика на соответствие установленным требованиям уполномоченное учреждение принимает, в том числе, решение признать заявку на закупку не соответствующей установленным требованиям, вернуть заявку заказчику и предложить ему привести заявку в соответствие с установленными требованиями.
Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 года № 126-ФЗ «О связи» (далее закона о связи) под оператором связи понимаются юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающие услуги связи на основании соответствующей лицензии.
В силу п. 9 Правил оказания услуг местной, внутризоновой, междугородной и международной телефонной связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 18.05.2005 года № 310 (далее Правила оказания услуг телефонной связи), услуги телефонной связи подразделяются на услуги местной, внутризоновой, междугородной и международной связи.
В соответствии с п. 10 Правила оказания услуг телефонной связи оператор связи вправе оказывать абоненту и (или) пользователю те услуги телефонной связи, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия. При этом оператор связи обязан предоставить услуги телефонной связи в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 года № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий» предусмотрены виды лицензий на услуги связи, в том числе: услуги местной телефонной связи, за исключением услуг местной телефонной связи с использованием таксофонов и средств коллективного доступа; услуги междугородной и международной телефонной связи; услуги внутризоновой телефонной связи; услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации; услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Приказами Мининформсвязи России от 08.08.2005 года № № 97,98 определены требования к построению телефонной сети общего пользования и требования к порядку пропуска трафика к телефонной сети связи общего пользования. При этом требования к построению телефонной сети общего пользования, где местная телефонная сеть связи имеет точки присоединения только к зоновой сети связи и не может присоединяться к сети междугородней и международной телефонной сети, а зоновая сеть связи имеет точки присоединения к междугородней/ международной телефонной связи и к местной телефонной связи. Телефонный трафик может проходить только по указанной трехзвенной сети телефонной связи.
Постановлением Правительства РФ от 23.01.2006 года № 32 (утверждены Правила оказания услуг связи по передаче данных), согласно которым передача голосовой информации в виде пакета информации является оказанием услуг связи по передаче данных. При этом оператор связи вправе оказывать абоненту те услуги связи по передаче данных, на оказание которых этому оператору связи выдана лицензия, в соответствии с лицензионными условиями, предусмотренными в выданной оператору связи лицензии (п. 9 Правил).
В соответствии с п. 36 Требований к построению телефонной связи для организации линий связи между пользовательским (оконченным) оборудованием и узлом связи сети местной телефонной связи допускается использование оборудования коммутации и маршрутизации пакетов информации, сети (сетей) передачи данных, функционирующих в пределах того же муниципального образования, являющегося муниципальным районом, городским округом, либо города федерального значения, в котором размещено пользовательское (оконечное) оборудование.
В связи с этим, услуги местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, услуги связи по передаче данных являются самостоятельными видами услуг, для оказания которых требуется получение отдельных лицензий, а также построение различных сетей связи.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 17.08.1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» данным законом регулируется деятельность субъектов естественных монополий, то есть хозяйствующих субъектов, занятых производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии, в числе в сфере услуг общественной электросвязи.
В силу Постановления Правительства РФ от 24.10.2005 года № 637 «О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи» в перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, включены следующие услуги: предоставление междугороднего телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных; предоставление доступа к сети местной телефонной связи независимо от типа абонентской линии (проводная линия или радиолиния) сети фиксированной телефонной связи; предоставление внутризонового телефонного соединения абоненту (пользователю) сети фиксированной телефонной связи для передачи голосовой информации, факсимильных сообщений и данных.
В связи с этим заказчик вправе осуществлять закупки услуг местной, внутризоновой, международной связи у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом заказчик не вправе осуществлять закупки услуг международной связи и услуг предоставления доступа к сети «Интернет» у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Поскольку услуг местной, внутризоновой, междугородней и международной телефонной связи, услуги по предоставлению доступа к сети «Интернет» не являются взаимозаменяемыми и не могут быть оказаны различными операторами связи, то оказание перечисленных услуг осуществляется на различных товарных рынках.
Из материалов дела следует, что 03 сентября 2014 года заместителем начальника - начальником отдела организационно кадрового обеспечения государственного казенного учреждения Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» ФИО1, утверждена документация о закупке в форме аукциона в электронной форме (электронного аукциона) «Предоставление услуг телефонной связи и выделенного доступа к ресурсам Интернет в Технопарк (<данные изъяты>), бизнес - инкубаторы г. Пензы). Начальная (максимальная) цена контракта, указанная в извещении, составила <данные изъяты> рублей.
Согласно названной документации п. 5.1. Информационной карты электронного аукциона, п. 1 «Функциональные характеристики» Приложения № 1 к информационной карте электронного аукциона - Технического задания установлены следующие требования к функциональным характеристикам предмета закупки: предоставление доступа к сети местной связи, предоставление выделенного доступа к ресурсам Интернет, подключение к потоку 1/3 Е1 PRI, предоставление междугородней, международной, внутренней и сотовой связи согласно тарифному плану.
В соответствии с п. 4.1 Технического задания предоставление доступа к сети местной телефонной связи должно отвечать техническим критериям, в том числе: подключение аналоговой линии по прямому проводу от ближайшей автоматической телефонной станции, питание телефона должно осуществляться от станции подключения гарантированным электропитанием (не СИП телефония).
Привлекая ФИО1 к административной ответственности по части 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо УФАС по Пензенской области обоснованно исходило из того, что уполномоченным учреждением - государственным казенным учреждение «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» в нарушении требований ч.ч. 1,2 ст. 8, п. 1 ч. 1 ст. 33, п.п. 1,2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в один объект закупки были объединены услуги, относящиеся к разным видам экономической деятельности, что ограничило количество участников закупки и повлекло нарушение требований действующего законодательства о контрактной системе.
Услуги связи, объединенные заказчиком, уполномоченным учреждением в предмет одной закупки, и указанные в пункте 5.1 Информационной карты электронного аукциона, пункте 1 «Функциональные характеристики» Технического задания, четко разделены действующим законодательством Российской Федерации на различные виды деятельности.
Должностное лицо и судья обоснованно пришли к выводу, что в рассматриваемой ситуации имеется ограничение количества участников закупки за счет отсутствия доступа к участию в электронном аукционе хозяйствующим субъектом, обладающим правом оказания не полного перечня услуг, перечисленного в описании объекта электронного аукциона.
Обоснованно указано, что объединение заказчиком, уполномоченным учреждением в один объект закупки услуг, относящихся к разным видам экономической деятельности, приводит к ограничению числа участников электронного аукциона «Представления услуг телефонной связи и выведенного доступа к ресурсам Интернет в Технопарк <данные изъяты> бизнес-инкубаторы г. Пензы (извещение № <данные изъяты>), что является нарушением пунктов 1,2 части 1 статьи 64, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Указанные обстоятельства были выявлены по результатам рассмотрения жалобы <данные изъяты> на государственного заказчика - ГКУ «Пензенское региональное объединение бизнес-инкубаторов», уполномоченное учреждение - ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» и явилось основанием для составления 20 октября 2014 года ведущим специалистом-экспертом отдела контроля закупок УФАС по Пензенской области <данные изъяты> протокола об административном правонарушении в отношении начальника - начальника отдела организационно кадрового обеспечения ГКУ Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» ФИО1 по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ.
Обстоятельства совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ подтверждаются собранными по делу доказательствами - протоколом об административном правонарушении от 20 октября 2014 года котором зафиксированы обстоятельства совершенного правонарушения; жалобой <данные изъяты> документацией о проведении аукциона в электронной форме; извещением о проведении аукциона в электронной форме; протоколом проведения торгов.
В силу положений ст. 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ФИО1 как должностное лицо, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Собранным по делу об административном правонарушении доказательствам должностным лицом административного органа и судьей районного суда дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление о назначении ФИО1 административного наказания вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Административное наказание в виде штрафа в размере 16577 рублей 84 копейки назначено ФИО1 в пределах санкции части 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, из материалов дела не усматривается.
Доводы ФИО1 об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, являются несостоятельными, поскольку опровергаются собранными и исследованными доказательствами.
Заместитель начальника-начальник отдела организационно-правового и кадрового обеспечения Государственного казенного учреждения Пензенской области «Управление по осуществлению закупок Пензенской области» ФИО1 является тем должностным лицом, на котором лежит обязанность по соблюдению всех требований Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при размещении извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения муниципального контракта. Поэтому именно он несет ответственность за полноту и правильность оформления всей утверждаемой им документации о проведении открытого аукциона в электронной форме. Утвердив в аукционной документации о предоставлении услуг телефонной связи и выделении доступа к ресурсам Интернет в Технопарк <данные изъяты> бизнес-инкубаторы г. Пензы» ФИО1 ограничил возможность участия в аукционе поставщиков данных услуг.
Доводы ФИО1 о малозначительности совершенного правонарушения являлись предметом оценки должностного лица административного органа и судьи районного суда и обоснованно ими отвергнуты.
Состав правонарушения, предусмотренного ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса РФ об административных правонарушениях, является формальным и не включает в себя наступление вредных последствий.
Доводы жалобы, направлены на переоценку, уже исследованных доказательств по делу, хотя оснований к этому не имеется.
Доводы, указанные в жалобе заявителем, не могут повлиять на законность принятых решений должностным лицом и судьей районного суда.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьями 30.8, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
Р Е Ш И Л:
решение судьи Ленинского районного суда г. Пензы от 13 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4.1 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья: П.Г. Попов.