61RS0001-01-2021-002641-87
Судья: Ермакова Т.П. № 7.1-1027/2021
Р Е Ш Е Н И Е
02 августа 2021 года г. Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Леопард» ФИО1,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением судьи Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17.05.2021 года директор Общества с ограниченной ответственностью «Леопард» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, ФИО1 ставит вопрос об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы заявитель ссылается на то, что при составлении протоколов изъятия вещей и документов, осмотра помещений, территорий от 17.03.2021 года присутствовал ФИО7, у которого отсутствовали полномочия на представление интересов ООО «Леопард». Из-за сбоя в программе водителю транспортного средства переданы неверные документы (ТТН № LN0015254 от 12.03.2021 года). После задержания транспортного средства начальник склада выгрузил ТТН №LN0114631 от 13.03.2021 года в ЕГАИС, и направил ее водителю транспортного средства.
В судебное заседание ФИО1, не явился, направленное в его адрес извещение возвращено организацией почтовой связи по причине истечения срока хранения, в связи с чем, дело рассмотрено в его отсутствие в соответствии с разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 6 Постановления от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Представитель Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу ФИО8 направил в Ростовский областной суд возражения на жалобу.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражения на нее, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.
Частью 2 ст. 14.16 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за оборот этилового спирта (за исключением розничной продажи), алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность их производства и оборота, определенных федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 19.03.2021 в адрес Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу поступило письмо межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации "Морозовский" с материалами проверки №693 от 14.03.2021 года, по факту перевозки пива ООО «Леопард» в нарушение действующего законодательства Российской Федерации, а именно 14.03.2021 в 16 час. 40 мин. на 221 км автодороги "Волгоград-Каменск-граница с Украиной" А-260 был остановлен автомобиль Фрейтлайнер, государственный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с полуприцепом «Кроне» государственный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, под управлением ФИО9., который согласно товарно-транспортной накладной от 12.03.2021 № LN0015254 перевозил пиво светлое (пастеризованное) «Большая Кружка Чешское», ПЭТ 4,0%, в количестве 14256 бутылок, в адрес ООО «Гранд Макс».
В базе Единой государственной автоматизированной информационной системы (ЕГАИС) на момент остановки транспортного средства отсутствовала информация о фиксации алкогольной продукции по товарно-транспортной накладной от 12.03.2021 № LN0015254, выданной Обществом.
В связи с установлением в ходе административного расследования того, что директором ООО «Леопард» ФИО1, как должностным лицом грузоотправителя, алкогольная продукция не зафиксирована в ЕГАИС и на момент остановки транспортного средства не представлены документы, подтверждающие легальность оборота алкогольной продукции, составлен протокол N 0301/130421/01195 по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Исходя из системного толкования диспозиции части 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях состав правонарушения, предусмотренный данной статьей, образует фактическое отсутствие документов, определенных федеральным законом и сопровождающих оборот алкогольной продукции, а также отсутствие документов на алкогольную продукцию, удостоверяющих легальность производства и оборота такой продукции. Сведения, изложенные в данных документах, должны соответствовать фактически реализуемой или закупаемой алкогольной продукции и требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к документам и к самой алкогольной продукции.
Согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) под оборотом алкогольной и спиртосодержащей продукции понимается закупка (в том числе импорт), поставка (в том числе экспорт), хранение, перевозка и розничная продажа такой продукции.
В соответствии со статьями 10.2, 16 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ оборот (в том числе розничная продажа) алкогольной и спиртосодержащей продукции без сопроводительных документов и без сертификатов соответствия запрещается.
Статьей 26 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что оборот алкогольной продукции, информация о которой не зафиксирована в ЕГАИС, запрещен.
Перечень документов, сопровождающих оборот этилового спирта и спиртосодержащей продукции и удостоверяющих легальность их производства и оборота, установлен статьей 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ, согласно которой к сопроводительным документам относятся, в том числе товарно-транспортная накладная.
Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, оборот которых осуществляется при полном или частичном отсутствии сопроводительных документов, считаются продукцией, находящейся в незаконном обороте.
Правила, определяющие порядок функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства, и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2466 (далее - Правила).
Пунктом 8 Правил установлено, какая информация должна содержаться в Единой информационной системе относительно перевозимой алкогольной продукции.
Действующим законодательством на участников алкогольного рынка, в частности поставщиков, возлагается обязанность по надлежащему и своевременному оформлению товаросопроводительных документов и фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции до выезда транспортного средства.
Для придания ограниченно оборотоспособной продукции признака легальности необходимо именно своевременное и надлежащее в соответствии с требованиями законодательства оформление документов на алкогольную продукцию.
Транспортное средство с алкогольной продукцией выехало с территории поставщика без внесения информации об отгрузке в ЕГАИС, то есть директором ООО «Леопард» ФИО1 не выполнены требования законодательства по своевременному и надлежащему оформлению документов на алкогольную продукцию (пиво).
Отсутствие информации об обороте алкогольной продукции в ЕГАИС не позволяет государственному органу отследить движение данной продукции, в связи с чем, алкогольная продукция автоматически приобретает статус нелегальной.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение ФИО1 статьи 10.2 Федерального закона N 171-ФЗ.
Факт совершения правонарушения подтверждается протоколом об административном правонарушении от 13 апреля 2021 года № 0301/130421/01195, договором поставки от 22 июля 2020 года № С-2027, товарно-транспортной накладной от 12 марта 2021 года № LN0015254, Уставом ООО «Леопард», протоколом общего собрания об избрании ФИО1 на должность директора ООО «Леопард» от 06 мая 2020 года № 12, объяснением водителя ФИО10., протоколом досмотра транспортного средства от 14 марта 2021 года, фотоматериалами, протоколом осмотра от 17 марта 2021 года, протоколом изъятия от 17 марта 2021 года и иными собранными по делу доказательствами, в связи с чем, судья районного суда правомерно пришел к выводу о доказанности события административного правонарушения.
На основании вышеизложенного, осуществление директором ООО «Леопард» ФИО1 оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, удостоверяющих легальность ее производства и оборота, является нарушением статей 10.2, 26 Федерального закона N 171-ФЗ и образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вопреки утверждению ФИО1 в жалобе последующая фиксация информации об обороте не свидетельствует о соблюдении им как директором ООО «Леопард» требований законодательства в части надлежащего и своевременного оформления товаросопроводительных документов на алкогольную продукцию.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Возможность соблюдения ФИО1 законодательства и недопущения оборота алкогольной продукции без сопроводительных документов, подтверждающих легальность ее производства и оборота, и соответственно, непринятие им необходимых мер, установлена материалами дела.
Данное нарушение допущено ФИО1 вследствие не принятия мер по контролю за товаросопроводительными документами, сопровождающими поставляемую алкогольную продукцию.
Нарушений прав и законных интересов ФИО1 при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Осмотр транспортного средства Фрейтлайнер, государственный номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН, с полуприцепом «Кроне» и изъятие алкогольной продукции осуществлены в рамках применения обеспечительных мер при производстве по делу об административном правонарушении.
В силу частей 2, 6 статьи 27.8 КоАП РФ осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов осуществляется в присутствии представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителя и двух понятых либо с применением видеозаписи. Протокол об осмотре принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем либо в случаях, не терпящих отлагательства, иным представителем юридического лица или представителем индивидуального предпринимателя, а также понятыми в случае их участия.
Таким образом, требований о подписании протокола осмотра исключительно законным представителем юридического лица нормы КоАП РФ не содержат.
В соответствии с частями 5, 6 и 8 статьи 27.10 КоАП РФ об изъятии вещей и документов составляется протокол, в котором указываются сведения о виде и реквизитах изъятых документов, о виде, количестве, об иных идентификационных признаках изъятых вещей, в том числе о типе, марке, модели, калибре, серии, номере, об иных идентификационных признаках оружия, о виде и количестве боевых припасов. Протокол об изъятии вещей и документов подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, у которого изъяты вещи и документы, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, у которого изъяты вещи и документы, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола вручается лицу, у которого изъяты вещи и документы, или его законному представителю.
Из анализа данной нормы следует, что изъятие предметов административного правонарушения производится у того лица, у которого данные предметы находятся во владении, временном владении, распоряжении, использовании и т.п. в момент их изъятия. При этом данной статьей не предусмотрено, что изъятие предметов, административного правонарушения производится только у их собственника или в присутствии их собственника, как и не сказано, что изъятие должно производиться в присутствии законного представителя или иного представителя организации, индивидуального предпринимателя или его представителей.
Материалами дела подтверждается, что при производстве осмотра транспортного средства и изъятии алкогольной продукции присутствовал представитель ООО «Леопард» - ФИО11. (л.д. 46), водитель ФИО12., в ходе осмотра велась видеозапись (л.д. 172).
Учитывая, что КоАП РФ не содержит положений, императивно устанавливающих обязательность присутствия при осмотре и изъятии законного представителя юридического лица, какие-либо нарушения требований КоАП РФ при проведении осмотра и изъятия вещей 17 марта 2021 года отсутствуют.
Каких-либо существенных процессуальных нарушений, влекущих отмену состоявшегося по делу судебного постановления, как ставится об этом вопрос в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст. 30.1 - ст. 30.8 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Постановление судьи Ворошиловского районного суда г. Ростова-на-Дону от 17.05.2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 14.16 КоАП РФ, в отношении директора Общества с ограниченной ответственностью «Леопард» ФИО1, оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья