УИД 61RS0004-01-2022-003696-77
Судья Кукленко С.В. Дело №7.1-1066/2022
РЕШЕНИЕ
21 сентября 2022 года г.Ростов-на-Дону
Судья Ростовского областного суда Ушников М.П., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Симкова Д.В. – Галкиной А.Е. на постановление судьи Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 4 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы Администрации города Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симкова Дмитрия Викторовича,
установил:
Постановлением судьи Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 4 июля 2022 года заместитель главы Администрации города Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симков Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник Симкова Д.В. – Галкина А.Е. просит отменить постановление судьи, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, ссылается на допущенные многочисленные нарушения КоАП РФ со стороны должностных лиц и судьи районного суда.
В судебном заседании защитники Филонова А.В. и Гахаев Е.И. доводы жалобы поддержали в полном объеме.
Прокурор Блохина А.В. возражала против удовлетворения жалобы.
Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему выводу.
Согласно ч.3 ст.15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Как установлено судом первой инстанции, в апреле 2022 года на основании обращения депутата Законодательного собрания Ростовской области ФИО7 в интересах ФИО8 о нарушениях при строительстве автомобильной дороги проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства при строительстве автомобильной дороги по пр. Маршала Жукова (ул. Еременко – ул. 339-й Стрелковой дивизии). В ходе проведенной проверки установлено, что между ООО ДСП «Дарнит-2» и МКУ «ДИСОТИ» заключен муниципальный контракт № 87 от 29 июля 2019 года на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: «Строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения по пр. Маршала Жукова (ул. Еременко - ул.339-й Стрелковой Дивизии) микрорайона 6 жилого района «Левенцовский». Срок выполнения работ определен до 1 сентября 2020 года.
В связи с неисполнением подрядчиком условий муниципального контракта МКУ «ДИСОТИ» 24 ноября 2020 года вынесено решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта от 24 ноября 2020 года за №2020/7-1508.
Между Министерством транспорта Ростовской области в лице министра транспорта Ростовской области ФИО9 и администрацией г.Ростова-на-Дону в лице заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству г. Ростова-на-Дону ФИО10 20 марта 2020 года заключено соглашение № 60-И о предоставлении субсидии на строительство и реконструкцию, включая разработку проектной документации, межпоселковых, внутригородских, внутрипоселковых автомобильных дорог и тротуаров, которым администрации города предоставлена субсидия на строительство вышеуказанной автомобильной дороги. Предметом Соглашения является предоставление из областного бюджета в 2020 году/2021-2022 годах бюджету города Ростова-на-Дону субсидии (п. 1.1 Соглашения).
В соответствии с п.п. 4.3.3, 4.3.4 Соглашения администрация обязуется обеспечивать достижение значений результатов использования субсидий, установленных в соответствии с приложением № 3 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, а также обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по строительству и реконструкции, включая разработку проектной документации, межпоселковых, внутригородских, внутрипоселковых автомобильных дорог и тротуаров согласно приложению № 4 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Таким образом, одним из условий получения субсидии является достижение результатов её предоставления в соответствии с приложениями к соглашению.
В соответствии с приложением № 3 к Соглашению значением результатов использования субсидии по направлению расходов «Строительство и реконструкция муниципальных объектов транспортной инфраструктуры» должен стать прирост в 2020 году протяженности сети автомобильных дорог местного значения в результате строительства новых автомобильных дорог, в том числе на 0,650 км за счет строительства автомобильной дороги общего пользования местного значения по пр. Маршала Жукова (ул. Еременко - ул. 339- й Стрелковой дивизии) микрорайона 6 жилого района «Левенцовский».
В соответствии с приложением № 4 к Соглашению сроком выполнения работ по строительству вышеуказанной автомобильной дороги установлен период с апреля по декабрь 2020, срок ввода объекта в эксплуатацию - декабрь 2020 года.
К вышеуказанному Соглашению 15 марта 2021 года сторонами в лице заместителя министра транспорта Ростовской области ФИО11 и заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству ФИО10 заключено дополнительное соглашение № 9, пунктом 1.2 которого приложения №№1-4 изложены в редакции согласно приложениям №№ 1-4 к дополнительному соглашению.
Приложением № 4 к Дополнительному соглашению № 9 установлен график выполнения мероприятий по строительству и реконструкции, включая разработку проектной документации, межпоселковых, внутригородских, внутрипоселковых автомобильных дорог и тротуаров, в соответствии с которым установлен срок выполнения работ и срок ввода объекта в эксплуатацию - декабрь 2021 года.
В дальнейшем к вышеуказанному Соглашению 22 декабря 2021 года сторонами в лице заместителя министра транспорта Ростовской области ФИО11 и заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симкова Д.В. заключено дополнительное соглашение № 12, пунктом 1.2 которого приложения №№1,2 и 4 изложены в редакции согласно приложениям №№ 1,2 и 3 к дополнительному соглашению.
Приложением № 3 к Дополнительному соглашению № 12 установлен график выполнения мероприятий по строительству и реконструкции, включая разработку проектной документации, межпоселковых, внутригородских, внутрипоселковых автомобильных дорог и тротуаров, в соответствии с которым в качестве сроков выполнения работ установлены периоды: апрель-декабрь 2020 года, апрель - декабрь 2021 года, в качестве срока ввода объекта в эксплуатацию установлен срок - декабрь 2021 года.
Средства областного бюджета на строительство автомобильной дороги доведены до МКУ «ДИСОТИ» на основании уведомления Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону о лимитах бюджетных обязательств от 25 февраля 2021 года.
Вместе с тем, муниципальный контракт № 110, предметом которого является строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения по пр. Маршала Жукова (ул. Еременко - ул. 339-й Стрелковой дивизии) микрорайона 6 жилого района «Левенцовский», заключен между МКУ «ДИСОТИ» и ООО «ДРСУ» лишь 13 сентября 2021 года. Пунктом 2.3. муниципального контракта установлен срок завершения работ – 15 декабря 2021 года.
По информации МКУ «ДИСОТИ» в адрес подрядчика было направлено одно претензионное письмо от 28 декабря 2021 года, т.е. по окончании срока действия муниципального контракта.
Однако вопреки условиям Соглашения по состоянию на 21 апреля 2022 года строительство автомобильной дороги не завершено, в эксплуатацию объект не введен.
Таким образом, администрацией г. Ростова-на-Дону в результате расторжения муниципального контракта с предыдущим подрядчиком, несвоевременного проведения конкурсных процедур по определению нового подрядчика, не реализованы должным образом полномочия как получателя бюджетных средств по обеспечению результативности использования предоставленных им бюджетных ассигнований, не соблюдено одно из условий предоставления субсидии, выраженное в достижении показателей результативности её предоставления, что нарушает требования подпункта 3 пункта 1 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Распоряжением главы администрации г. Ростова-на-Дону ФИО12 от 16 апреля 2021 года № 260-к «О назначении Симкова Д.В.» Симков Д.В. назначен на должность заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству.
В соответствии с распоряжением администрации г. Ростова-на-Дону от 19 июля 2017 года № 184 «О распределении обязанностей между заместителями главы администрации города Ростова-на-Дону» (в редакции распоряжения от 06.04.2022 № 86) заместитель главы администрации по транспорту и дорожному хозяйству: ведет вопросы содержания и строительства автомобильных дорог общего пользования, транспортных инженерных сооружений города Ростова-на-Дону; развития улично-дорожной сети, обеспечения ее достаточной пропускной способности и создания безопасных условий движения; координации деятельности специализированных предприятий и организаций по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог; курирует и координирует деятельность Департамента автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону и МКУ «Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону» (далее – МКУ «ДИСОТИ»); обеспечивает взаимодействие по вопросам своей деятельности с Министерством транспорта Ростовской области; обладает правом подписи соглашений администрации города Ростова-на-Дону с министерством транспорта Ростовской области о предоставлении бюджету города иных межбюджетных трансфертов бюджета на строительство, федерального бюджета и субсидий областного реконструкцию, капитальный ремонт (включая разработку проектной документации) внутригородских автомобильных дорог, на ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения.
Учитывая, что причиной нарушения условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за что предусмотрена административная ответственность ч.3 по ст. 15.15.3 КоАП РФ, явились действия Симкова Д.В., замещавшего должность заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству, который не организовал надлежащим образом работы и координацию дорожной деятельности на территории г. Ростова-на-Дону, в том числе в сфере строительства автомобильной дороги общего пользования местного значения по пр. Маршала Жукова (ул. Еременко-ул. 339-й Стрелковой Дивизии) мкр. 6 жилого района Левенцовский, то 21 апреля 2022 года заместителем прокурора города Ростова-на-Дону Резниченко Т.А. в отношении Симкова Д.В. было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность Симкова Д.В. подтверждены имеющимися в деле доказательствами, в том числе постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении /(л.д.2-8); Соглашением № 60-И от 20 марта 2020 года с приложениями (л.д.10-71), копией распоряжения о назначении Симкова Д.В. на должность заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству (л.д.77), должностной инструкцией (л.д.78-89), Соглашением №89-Ш от 9 марта 2022 года (л.д.102-117), муниципальным контрактом №87 от 29 июля 2019 года (л.д.169-176).
Фактические обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым была дана оценка в совокупности с другими материалами дела на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.
Поскольку при надлежащей реализации предоставленных законодательством заместитель главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симков Д.В. имел реальную возможность осуществить контроль целевого использования бюджетных средств, судья первой инстанции правильно исходил из того, что заявитель нарушил условия предоставления (распоряжения) межбюджетных трансфертов.
Таким образом, заместитель главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симков Д.В. обоснованно привлечен к административной ответственности по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ.
Доводы жалобы Симкова Д.В. о том, что администрация г. Ростова-на-Дону не имеет статуса получателя бюджетных средств в рамках Соглашения № 30-И от 11 февраля 2019 года о предоставлении субсидии на строительство и реконструкцию, включая разработку проектной документации межпоселковых, внутригородских, внутрипоселковых автомобильных дорог и тротуаров не основаны на нормах закона.
В силу статьи 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) межбюджетные трансферты - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 139 БК РФ под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Пунктом 10 Положения о порядке расходования субсидий для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 № 834 (далее - Положение), установлено, что предоставление субсидий местным бюджетам осуществляется на основании соглашений.
Пунктом 11 Положения предусмотрено, что соглашение должно содержать обязательства муниципального образования по достижению результатов использования субсидий.
В частности, именно администрация г. Ростова-на-Дону, в соответствии с п.п. 4.3.3, 4.3.4 Соглашения обязуется обеспечивать достижение значений результатов использования субсидий, установленных в соответствии с приложением №3 к настоящему соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, а также обеспечивать исполнение графика выполнения мероприятий по строительству и реконструкции, включая разработку проектной документации, межпоселковых, внутригородских, внутрипоселковых автомобильных дорог и тротуаров согласно приложению № 4 к настоящему Соглашению, являющемуся неотъемлемой частью настоящего Соглашения.
Ни Департамент автомобильных дорог и организации дорожного движения г. Ростова-на-Дону, ни Муниципальное казначейство г. Ростова-на- Дону, ни Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г. Ростова-на-Дону обязанность по исполнению условий соглашения, в том числе условий о достижении результативности использования субсидии, не возложена.
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации получателем бюджетных средств признается (получатель средств соответствующего бюджета) - орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств казенное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств от имени публично-правового образования за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено данным Кодексом.
Из вышеуказанной нормы следует, что орган местного самоуправления также является получателем бюджетных средств.
Доводы жалобы о том, что причиной неисполнения условий Соглашения явилось ненадлежащее исполнение условия муниципальных контрактов на строительство автомобильной дороги общего пользования местного значения по пр. Маршала Жукова (ул. Еременко-ул. 339-й Стрелковой Дивизии) мкр. 6 жилого района Левенцовский несостоятельны.
Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет дорожную деятельность как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (статья 3 названного закона).
В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах муниципального, городского округа, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Закона № 131-ФЗ органам местного самоуправления предоставлены полномочия по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществлению финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.
Дирекция по строительству объектов транспортной инфраструктуры г.Ростова-на-Дону создано органом местного самоуправления именно для решения вопросов местного значения, однако именно в обязанности администрации г.Ростова-на-Дону входит осуществление дорожной деятельности на территории города, обеспечения ее результативности, в том числе путем осуществления закупок для муниципальных нужд.
Соглашение не содержит условий, позволяющих освободить администрацию г. Ростова-на-Дону от обязанности достигнуть результатов использования субсидии ввиду неисполнения подрядчиками обязательств в рамках муниципальных контрактов на строительство и реконструкцию автомобильных дорог.
Доводы жалобы Симкова Д.В. о том, что правоотношения по предоставлению субсидии являются длящимися, основаны на неверном толкования закона.
В частности, заключение 9 марта 2022 года соглашения о предоставлении субсидии на строительство и реконструкцию муниципальных объектов транспортной инфраструктуры, которым срок ввода автомобильной дороги общего пользования местного значения по пр. Маршала Жукова (ул. Еременко- ул. 339-й Стрелковой Дивизии) мкр. 6 жилого района Левенцовский установлен 31 декабря 2022 года, не свидетельствует об отсутствии вины администрации города в нарушении условий Соглашения.
Соглашением от 9 марта 2022 года администрации г. Ростова-на-Дону предоставлена возможность завершить работы на объекте и произвести расчеты с организацией-подрядчиком, с учетом неисполнения администрацией города условий ранее действовавшего Соглашения.
Постановление Правительства Ростовской области от 4 апреля 2022 года № 261 «О приостановлении действия отдельных положений Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам, утвержденных постановлением Правительства Ростовской области от 30 августа 2012 года № 834» принято после заключения Соглашения и также не освобождает получателей бюджетных средств от обязанности достигнуть результатов использования субсидии.
Изучение материалов дела свидетельствует о том, что при рассмотрении дела об административном правонарушении судья районного суда правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симкова Д.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и виновности Симкова Д.В. в его совершении.
Бремя доказывания по делу распределено правильно, с учетом требований ст. 1.5 КоАП РФ.
Принцип презумпции невиновности судом первой инстанции не нарушен, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в пользу Симкова Д.В., не усматривается.
Доводы заявителя в целом не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления судьи районного суда, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судом при рассмотрении дела об административном правонарушении и оценены по правилам, установленным в ст. 26.11 КоАП РФ. Правильность оценки доказательств сомнений не вызывает.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении заместителя главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симкова Д.В. допущено не было.
Административное наказание назначено заместителю главы администрации г. Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симкову Д.В. в пределах санкции ч.3 ст.15.15.3 КоАП РФ в соответствии с требованиями ст.ст.3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ, и чрезмерно суровым не является.
При таком положении оснований для отмены постановления судьи районного суда не имеется.
Руководствуясь ст.30.7 п.3 ч.1 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи Ленинского районного суда г.Ростова-на-Дону от 4 июля 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении заместителя главы Администрации города Ростова-на-Дону по транспорту и дорожному хозяйству Симкова Дмитрия Викторовича оставить без изменения, жалобу защитника Симкова Д.В. – Галкиной А.Е. без удовлетворения.
Судья: