ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-113/18 от 26.01.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Авдиенко А.Х. № 7.1-113/18

Р Е Ш Е Н И Е

26 января 2018 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Полякова Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Зарипова А.Х. на постановление судьи Гуковского городского суда Ростовской области от 06.12.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы Администрации г. Гуково Зарипова Андрея Хатиповича,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением судьи Гуковского городского суда Ростовской области от 06.12.2017 первый заместитель главы Администрации г. Гуково Зарипов Андрей Хатипович признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Зарипов А.Х. обжаловал его в Ростовский областной суд. В жалобе заявитель указал, что специалистами Министерства финансов неверно определен субъект правонарушения. Обстоятельства, на основании которых вынесено постановление об административном правонарушении, не доказаны. Кроме того, судом нарушено его право на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении.

В судебном заседании Зарипов А.Х. и его защитник Яковлев Е.В. доводы жалобы поддержали.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, специалист-эксперт контрольно-ревизионного управления министерства финансов Ростовской области ... возражала против удовлетворения жалобы по основаниям, изложенным в представленном письменном отзыве.

Заслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, изучив материалы дела, проверив доводы жалобы и возражений на нее, оснований для отмены постановления судьи не нахожу.

В соответствии с ч.3 ст. 15.15.3 КоАП РФ нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В силу ст. 6 БК РФ межбюджетными трансфертами являются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 139 БК РФ цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Согласно п. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 3 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ определено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6 - 8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из местного бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами местной администрации или актами уполномоченных ею органов местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 1 п. 3 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий.

Постановлением Правительства РФ от 09.06.2016 года №887 утверждены общие требования к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

В силу п.п. «в» п. 4 Постановления Правительства РФ от 09.06.2016 года №887 при определении условий и порядка предоставления субсидий в качестве основания для отказа получателю субсидии в предоставлении субсидии указывается недостоверность представленной получателем субсидии информации.

Постановлением Правительства Ростовской области от 30.08.2012 года №834 утверждено Положение о порядке расходования субсидий для софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в пункте 3 которого предусмотрено, что предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов осуществляют главные распорядители средств областного бюджета.

Предоставление субсидий бюджетам муниципальных районов и городских округов осуществляется на основании соглашений. Соглашение должно содержать, в том числе обязательства администраций муниципальных образований по обеспечению подписания актов выполненных работ и их представление главным распорядителям средств областного бюджета только после осуществления контроля по всем объектам и направлениям на соответствие фактическим объемам выполненных работ; обязательства администраций муниципальных районов и городских округов по соблюдению уровней софинансирования, установленных постановлением Правительства Ростовской области от 28.12.2011 N 302, по итогам текущего финансового года (пункты 10 и 11 Положения).

Согласно ст. 136 Бюджетного кодекса РФ межбюджетные трансферты из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам (за исключением субвенций) предоставляются при условии соблюдения соответствующими органами местного самоуправления бюджетного законодательства Российской Федерации и законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.

Статья 139 Бюджетного кодекса определяет под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации - межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

Цели и условия предоставления и расходования субсидий местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, критерии отбора муниципальных образований для предоставления указанных субсидий и их распределение между муниципальными образованиями устанавливаются законами субъекта Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Кодекса.

Законом РСФСР от 22 марта 1991 года N 948-1 (в редакции от 26 июля 2006 года) "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" определено понятие аффилированных лиц, из которого следует, что под аффилированными лицами признаются физические и юридические лица, способные оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность (ст. 4 Закона). Данная статья также содержит перечень лиц, которые признаются аффилированными лицами юридического лица и физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность.

При этом аффилированным лицом юридического лица является лицо, осуществляющее полномочия его единоличного исполнительного органа, аффилированным лицом физического лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность, является юридическое лицо, в котором данное физическое лицо имеет право распоряжаться более чем 20 процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции либо составляющие уставный или складочный капитал вклады, доли данного юридического лица.

Сделкой, в совершении которой имеется заинтересованность, признается сделка, в совершении которой имеется заинтересованность члена совета директоров (наблюдательного совета) общества, единоличного исполнительного органа, члена коллегиального исполнительного органа общества или лица, являющегося контролирующим лицом общества, либо лица, имеющего право давать обществу обязательные для него указания (пункт 1 статьи 45 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью").

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 105.1 НК РФ взаимозависимыми признаются организация и лицо, осуществляющее полномочия ее единоличного исполнительного органа.

Из материалов дела следует, что 22.09.2017 г. по итогам выездной проверки администрации города Гуково по вопросу контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в части использования межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета за 2016 год и первом полугодии 2017 года, специалистами Министерства финансов Ростовской области составлен Акт о выявленных нарушениях.

Проверкой установлено, что Постановлением Администрации города Гуково от 03.12.2015 №1524 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела.

В соответствии с п.п. 1.5, 2.1 Положения главным распорядителем средств местного бюджета, направляемых на предоставление субсидии начинающим предпринимателям, является Администрация города Гуково.

Между Министерством экономического развития Ростовской области и Администрацией города Гуково 14.04.2017 года заключено Соглашение №1-МСП о предоставлении из областного бюджета бюджету Администрации города Гуково субсидии: на предоставление субсидии начинающим субъектам малого предпринимательства; на предоставление субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим деятельность в сфере производства товаров (работ, услуг), в том числе субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой процентов по кредитам, привлеченным в российских кредитных организациях на строительство (реконструкцию) для собственных нужд производственных зданий, строений и сооружений либо приобретение оборудования в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг), субсидирование части затрат субъектов малого и среднего предпринимательства, связанных с уплатой лизинговых платежей и (или) первого взноса (аванса) по договору (договорам) лизинга, заключенному с российской лизинговой организацией в целях создания и (или) развития либо модернизации производства товаров (работ, услуг).

Пунктом 5.2 Соглашения №1-МСП предусмотрено, что Администрация несет ответственность за результативность и целевой характер использования бюджетных средств, за достоверность предоставляемых Минэкономразвития области сведений, документов, отчетности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Ростовской области.

На основании протокола рабочей группы от 30.06.2017 года №2, утвержденного заведующим экономическим отделом Администрации города Гуково, заявка на получение субсидии ИП ... признана соответствующей критериям отбора получателей субсидии, утвержденных постановлением Администрации города Гуково 03.12.2015 года № 1524.

Согласно соглашению о предоставлении субсидии начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела от 03.07.2017 года №9/мсп, заключенного между Администрацией города Гуково и ИП ..., последнему была предоставлена субсидия за счет средств федерального и областных бюджетов на возмещение затрат по организации собственного дела в сумме 500 000 рублей.

Из представленной ИП ... заявки следует, что в целях организации предприятия по предоставлению в аренду грузовых транспортных средств им по договору аренды от 01.03.2017 № 010317/1 арендован земельный участок по адресу: ..., площадью ... кв.м., на сумму 180 000 рублей, а также у ООО ..., по договорам купли-продажи от 30.03.2017 № 2ТР и от 30.03.2017 № 3ТР им приобретено два транспортных средства Камаз 3355111, стоимостью 250 000 рублей и 320 000 рублей. Факт оплаты подтвержден платежными поручениями от 30.03.2017 года № 1, № 2, №3. Сумма субсидии составляет семьдесят процентов от затрат по организации собственного дела, но не более 500 000 рублей.

Как усматривается из материалов дела, ... одновременно являлся индивидуальным предпринимателем – ИП ... и директором ООО ....

В нарушение условий предоставления муниципальному образованию «город Гуково» межбюджетных трансфертов, предусмотренных ст. 306.8 Бюджетного кодекса РФ, п. 5.2 Соглашения от 14.04.2017 года №1-МСП, постановления Администрации г. Гуково от 03.12.2015 № 1524, Администрацией города Гуково была предоставлена субсидия ИП ... а размере 500 000 рублей на организацию собственного дела на основании заявления ИП Оганнисян Г.Г., содержащего недостоверные сведения в части указания на то, что он не является стороной по сделкам, подтверждающей понесенные затраты, в отношении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц.

Факт совершения Зариповым А.Х. вмененного ему административного правонарушения и его виновность подтверждены совокупностью исследованных доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают, в частности: протоколом об административном правонарушении; извлечением из акта проверки от 22.09.2017 года; соглашением №1-МСП между министерством экономического развития Ростовской области и администрацией города Гуково о предоставлении субсидии от 14.04.2017 года; протоколом №2 от 30.06.2017 по отбору начинающих предпринимателей на получение субсидий в целях возмещения части затрат по организации собственного дела согласно постановлению Администрации г. Гуково от 03.12.2015 № 1524; соглашением о предоставлении субсидий индивидуальному предпринимателю ... от 03.07.2017 года №9/мсп; заявкой на кассовый расход от 11.07.2017 года; распоряжением о распределении обязанностей между главой Администрации города Гуково, заместителями главы Администрации города Гуково, управляющим делами Администрации города Гуково от 02.02.2016 года №51.

Указанные доказательства получили оценку в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Таким образом, первый заместитель главы Администрации г. Гуково Зарипов А.Х. правомерно признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о привлечении Зарипова А.Х. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Довод жалобы о том, что Зарипов А.Х. не является субъектом вмененного ему правонарушения, подлежит отклонению. Согласно распоряжению о распределении обязанностей между главой Администрации города Гуково, заместителями главы Администрации города Гуково, управляющим делами Администрации города Гуково от 02.02.2016 года №51, первый заместитель главы Администрации города Гуково Зарипов А.Х. содействует развитию малого и среднего предпринимательства, организует работу и несет ответственность за целевым использованием бюджетных средств по курируемым вопросам.

Контроль за выполнением постановления администрации города Гуково №1524 от 03.12.2015 года «О порядке предоставления субсидий начинающим предпринимателям в целях возмещения части затрат по организации собственного дела» возложен на первого заместителя главы Администрации города Гуково Зарипова А.Х.

В данном случае вина должностного лица Зарипова А.Х. заключается в ненадлежащей организации работы, по соблюдению администрацией города Гуково условий и порядка предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства.

В поданном заявлении на получении субсидии ИП ... указал, что он не является стороной по сделкам, подтверждающей понесенные затраты, в отношении которых имеется заинтересованность аффилированных лиц и своей подписью подтвердил достоверность информации, содержащейся в заявке на предоставление субсидии.

ООО ... в лице директора ... и индивидуальный предприниматель ... являются аффилированными и взаимозависимым лицами, а сделки между ними являются сделками с заинтересованностью.

Заинтересованность сторон и недостоверность сведений, предоставленных ИП ..., подтверждается документами на предоставление субсидии и договорами купли-продажи транспортных средств.

Таким образом, прилагаемый к заявке ИП ... пакет документов позволял установить несоответствие поданной им заявки критериям отбора получателей субсидии.

Доводы жалобы об имевшихся процессуальных нарушениях не могут быть приняты во внимание и подлежат отклонению в силу следующего.

В соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении рассматриваются заявленные отводы и ходатайства.

Как следует из определения судьи от 16.11.2017 года рассмотрение дела было назначено на 01.12.2017 года в 14 час. 00 мин. (л.д. 150), о чем Зарипов А.Х. был уведомлен 27.11.2017 года по почте заказным письмом (л.д. 152).

Определением от 01.12.2017 года рассмотрение дела по ходатайству Зарипова А.Х. отложено на 06.12.2017 года, в связи с его командировкой.

Об отложении рассмотрения дела Зарипов А.Х. был извещен посредством телефонограммы (л.д.157).

Факт извещения об отложении рассмотрения дела на 06.12.2017 года подтверждается также сведениями, изложенными в ходатайстве Зарипова А.Х., в котором он просит отложить назначенные на 06.12.2017 года в отношении него дела об административных правонарушениях.

Судья городского суда, установив факт надлежащего извещения Зарипова А.Х. о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, а также повторную неявку последнего в судебное заседание, в соответствии с требованиями действующего Кодекса рассмотрел заявленное Зариповым А.Х. ходатайство об отложении рассмотрения дела, после чего пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.

Отказ в удовлетворении заявления Зарипова А.Х. мотивирован в судебном постановлении.

При таком положении дела оснований полагать, что Зарипову А.Х. судом не были созданы все необходимые условия для реализации предоставленных действующим Кодексом прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - не имеется.

На основании изложенного, состоявшееся постановление сомнений в своей законности не вызывает, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Руководствуясь ст. 30.7 - ст. 30.8 КоАП РФ, судья

Р Е Ш И Л:

Постановление судьи Гуковского городского суда Ростовской области от 06.12.2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 15.15.3 КоАП РФ, в отношении первого заместителя главы Администрации г. Гуково Зарипова Андрея Хатиповича, оставить без изменения, жалобу Зарипова А.Х. - без удовлетворения.

Судья