. Дело №7.1-120 - 2011
Р Е Ш Е Н И Е
21 июля 2011 года г.Пенза
Судья Пензенского областного суда Рыжов В.М. при секретаре судебного заседания Никулиной Н.Н., рассмотрев жалобу ФИО1 на решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 23 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.1 КоАП РФ, в отношении
ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проживающего по адресу: <адрес>, работающего директором ООО <данные изъяты>
установил:
Постановлением начальника Инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы от 7 апреля 2011 года ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.15.1 КоАП РФ, и как должностное лицо подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> рублей.
ФИО1 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, считая его незаконным и необоснованным, просил обжалуемое постановление отменить.
В обоснование своих требований ФИО1 в жалобе указал, что ведение кассовых операций в РФ, регламентировано Банком России. В соответствии с п. 13 «Порядка ведения кассовых операций», утвержденного решением Совета директоров Банка России от ДД.ММ.ГГГГ №, прием наличных денег кассами предприятий производится по приходным кассовым ордерам, подписанным главным бухгалтером или лицом на это уполномоченным письменным распоряжением руководителя предприятия. О приеме денег выдается квитанция к приходному кассовому ордеру за подписями главного бухгалтера или лица, на это уполномоченного и кассира, заверенная печатью кассира или оттиском кассового аппарата. В силу пунктов 22 и 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу. Ежедневно в конце рабочего дня кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге. Правонарушения, предусмотренные статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заключаются в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившихся в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств. В ходе проверки сотрудники ИФНС установили факт отсутствия изолированного помещения, предназначенного для приема, выдачи и временного хранения денег, однако фактов несоблюдения Обществом порядка хранения свободных денежных средств не установили. Факт отсутствия надлежаще оборудованной кассы при отсутствии доказательств несоблюдения Обществом порядка хранения свободных денежных средств не образует состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодека Российской Федерации об административных правонарушениях. Привлекая Общество к ответственности за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, налоговый орган был обязан доказать: наличие у Обществ свободных денежных средств и их размер; указать конкретные нарушенные нормы порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, в том числе при хранении наличных денежных средств, а также указать конкретную дату совершения правонарушения. Предприятия могут иметь в своих кассах наличные деньги в пределах лимитов, установленных банками, по согласованию с руководителями предприятий. При необходимости лимиты остатков касс пересматриваются. Доказательства того, что Общество имело свободные денежные средства и совершало операции с ними (принимало, выдавало, хранило их) при отсутствии кассы, что повлекло невыполнение обязанности по созданию условий, обеспечивающих сохранность денежных средств отсутствуют.
В судебном заседании представитель заявителя ФИО2 доводы жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить, производство по делу об административном правонарушении прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель ИФНС России по Ленинскому району г.Пензы ФИО3 просила обжалуемое постановление оставить без изменения.
Судья вынес решение, которым жалобу ФИО1 оставил без удовлетворения, а постановление начальника ИФНС РФ по Ленинскому району г.Пензы от 7 апреля 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.1 КоАП РФ, без изменения.
В жалобе на указанное решение ФИО1 просил решение судьи отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения по тем основаниям, что в материалах дела отсутствуют доказательства того, что общество осуществляло расчеты наличными деньгами, а также в связи с тем, что ответственность по ст.15.1 КоАП РФ наступает не за отсутствие в предприятии изолированного помещения кассы, а за несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств. Просил восстановить срок для подачи жалобы, так как жалоба им подана в последний день срока.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы, выслушав объяснения ФИО4, представляющей интересы ФИО1 по доверенности, просившей об удовлетворении ходатайства и жалобы, объяснения представителя ИФНС РФ по Ленинскому району г.Пензы ФИО3, просившей об отклонении ходатайства о восстановлении срока на подачу жалобы и об оставлении решения судьи без изменения, нахожу ходатайство о восстановлении срока на подачу жалобы подлежащим удовлетворению, а решение судьи - оставлению без изменения по следующим основаниям.
Жалоба на решение судьи от 23 мая 2011 года подана 16 июня 2011 года, т.е. в последний день срока обжалования от даты получения копии решения матерью заявителя - 6 июня 2011 года. В этой связи, нахожу возможным восстановить ФИО1 срок для обжалования судебного решения.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а так же выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое ж административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Статьей 15.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, в несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
На основании п. 3 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций в РФ» утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ ДД.ММ.ГГГГ № для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме. Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин. В соответствии с п.п.3 и 29 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций», утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ ДД.ММ.ГГГГ №, руководители предприятий обязаны оборудовать кассу (изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения наличных денег) и обеспечить сохранность денег в помещении кассы, а также при доставке их из учреждения банка и сдаче в банк. В тех случаях, когда по вине руководителей предприятий не были созданы необходимые условия, обеспечивающие сохранность денежных средств при их хранении и транспортировке, они несут в установленном законом порядке ответственность. Рекомендации по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке приведены в Приложении N 2, Помещение кассы должно быть изолировано, а двери в кассу во время совершения операций - заперты с внутренней стороны. Доступ в помещение кассы лицам, не имеющим отношения к ее работе, воспрещается. Единые требования по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий приведены в Приложении N 3. Кассы предприятий могут быть застрахованы в соответствии с действующим законодательством.
Признавая ФИО1 виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.1 КоАП РФ, начальник инспекции ФНС по Ленинскому району г. Пензы и суд первой инстанции обоснованно исходили из того, что в ходе проверки, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ должностными лицами инспекции ФНС России по Ленинскому району г. Пензы в помещении ООО «Студенческая организация Globar Travel» расположенного по адресу: <адрес>, был установлен факт нарушения п. п. 3,29 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций», утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ ДД.ММ.ГГГГ №, а именно: в помещении отсутствует изолированное помещение, предназначенное для приема, выдачи и временного хранения денег.
Факт нарушения директором ООО <данные изъяты> ФИО1 п. п. 3, 29 раздела 3 «Порядка ведения кассовых операций», утвержденных решением Совета директоров ЦБ РФ ДД.ММ.ГГГГ №, подтверждается материалами проверки, имеющимися в деле, в том числе отчетами кассира от ДД.ММ.ГГГГ, из которых видно, что из кассы выдавались наличные денежные средства,
Сам ФИО1 в объяснении от ДД.ММ.ГГГГ не отрицал, что в организации производятся расчеты наличными деньгами, кот орые снимаются по мере необходимости с расчетного счета.
С учетом указанных обстоятельства налоговый орган и суд первой инстанции при рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении директора ООО <данные изъяты> ФИО1 пришли к правильному выводу о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного 15.1 КоАП РФ.
Доводы заявителя ФИО1 и его представителя о невиновности и о том, что обращение с денежными средствами осуществлялось по безналичному расчету, обоснованно не приняты во внимание, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и опровергаются собранными по делу доказательствами.
Так в судебном заседании суда второй инстанции представителем ИФНС ФИО3 представлены ксерокопии акта проверки, отчеты кассира от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, из которых видно, что в проверяемый период производились расчеты наличными деньгами в организации, которой руководит ФИО1.
При таких обстоятельствах, оснований к отмене или изменению оспариваемого решения судьи по доводам жалобы не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.30.7-30.9 КоАП РФ, судья облсуда
решил:
Восстановить ФИО1 срок обжалования решения судьи Лени нского районного суда г.Пензы от 23 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1.
Решение судьи Ленинского районного суда г.Пензы от 23 мая 2011 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.15.1 КоАП РФ, в отношении ФИО1 оставить без изменения, а его жалобу - без удовлетворения.
Судья областного суда В.М. Рыжов