ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-1259/2017 от 17.01.2018 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья Данченко Р.А. дело № 7.1-75/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ФИО1 на постановление судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора Департамента экономики города Ростова-на-Дону ФИО1,

У С Т А Н О В И Л :

постановлением судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 ноября 2017 года директор Департамента экономики города Ростова-на-Дону ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, ФИО1 просит судебное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием события и состава административного правонарушения. В обоснование доводов жалобы указывает на то, что обязанность по предоставлению субсидии исполнялась ФИО1 в полном соответствии с постановлением № 915, истребование спорных документов, которые не предусмотрены указанным постановлением, является нарушением Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».

В судебном заседании ФИО1 доводы жюалобы поддержала.

Представитель УФК по Ростовской области ФИО2 возражала против удовлетворения жалобы, полагала, что обжалуемое постановление судьи районного суда является законным и обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, оснований к отмене обжалуемого постановления не усматриваю.

Согласно ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ) основным принципом поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки.

Условиями п. 2 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ установлено, что при обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм).

Требованиями п. 5 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ установлено, что в оказании поддержки должно быть отказано в случае, если не представлены документы, определенные нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм), или представлены недостоверные сведения и документы.

Статья 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусматривает общие условия и порядок предоставления юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов.

В частности, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пунктах 6-8 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются: из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете, федеральными законами о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).

Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий из соответствующего бюджета юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий (п. 3 ст. 78 БК РФ).

Условия конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, и требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждены приказом Министерства экономического развития России от 25.03.2015 № 167 (далее - приказ Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167).

Согласно п. 6.1.1. раздела VI. приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 субсидия по мероприятию «Поддержка начинающих субъектов малого предпринимательства» предоставляется после прохождения претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (ями) юридического лица) краткосрочного обучения и при наличии бизнес-проекта. Прохождение претендентом (индивидуальным предпринимателем или учредителем (ями) юридического лица) краткосрочного обучения не требуется для начинающих предпринимателей, имеющих диплом о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке).

В соответствии с БК РФ, Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ, постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 11.03.2015 № 138 «Об утверждении муниципальной программы «Стимулирование экономической активности, содействие развитию предпринимательства в городе Ростове-на-Дону» постановлением Администрации города Ростова-на-Дону от 07.07.2016 № 915 утверждено Положение о порядке предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности, действовавшее в момент совершения правонарушения (далее - Постановление), утратившее силу в связи с принятием Постановления Администрации г. Ростова-на-Дону от 14.07.2017 № 632 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидий вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности».

В пункте 2.1 Постановления требование п. 6.1.1. раздела VI. приказа Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 не учтено и Департаментом экономики города Ростова-на-Дону (далее - Департамент) при приеме документов для рассмотрения вопроса о предоставлении субсидии начинающим предпринимателям не применялось.

Как следует из материалов дела, УФК по Ростовской области проведена выездная плановая проверка соблюдения условий предоставления и использования средств из федерального бюджета в рамках подпрограммы «Развитие малого и среднего предпринимательства» государственной программы Российской Федерации «Экономическое развитие и инновационная экономика» за период с 01.01.2016 по 31.12.2016 в отношении Департамента экономики города Ростова-на-Дону.

В ходе указанной проверки установлено, что в нарушение требований бюджетного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов должностным лицом - директором Департамента экономики города Ростова-на-Дону ФИО1 не соблюдены условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого предпринимательства, а именно: 13.12.2016 Департамент экономики города Ростова-на-Дону перечислил платежным поручением субсидию за счет средств федерального бюджета в размере 262600,00 рублей на счет индивидуального предпринимателя Г.Т.С., не имевшей на момент предоставления пакета документов на получение субсидии диплома о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке), а также документов, подтверждающих прохождение краткосрочного обучения.

Указанные действия ФИО1, как должностного лица, квалифицированы судьей районного суда по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ верно.

Событие административного правонарушения и вина ФИО1 в его совершении подтверждены совокупностью исследованных судьей районного суда доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: актом выездной проверки от 30.05.2017; журналом регистрации заявок на получение субсидии; протоколом № 1 от 14.11.2016 заседания комиссии по отбору субъектов малого предпринимательства на получение субсидий на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности; договором № 146-с от 06.12.2016 о предоставлении субсидии; платежным поручением о перечислении субсидии; протоколом об административном правонарушении; распоряжением Администрации города Ростова-на-Дону № 3-к от 12.01.2015 о принятии ФИО1 на муниципальную службу и назначении на должность директора Департамента экономики города Ростова-на-Дону.

Всем доказательствам по делу дана надлежащая оценка по правилам ст. 26.11 КоАП РФ. Совокупность представленных доказательств по настоящему делу достаточна для рассмотрения его по существу и принятия объективного и обоснованного решения.

Довод жалобы о том, что при предоставлении субсидии были соблюдены все условия ее представления, в том числе учтено предоставление кандидатом на получение субсидии необходимого пакета документов, отклоняется судом ввиду следующего.

Из материалов дела следует, что в нарушение указанных выше требований бюджетного законодательства и подзаконных нормативных правовых актов должностным лицом - директором Департамента экономики города Ростова-на-Дону ФИО1 не соблюдены условия и порядок предоставления субсидий из федерального бюджета субъектам малого предпринимательства, а именно: 13.12.2016 Департамент экономики города Ростова-на-Дону перечислил платежным поручением субсидию за счет средств федерального бюджета в размере 262600,00 рублей на счет индивидуального предпринимателя Г.Т.С., не имевшей на момент предоставления пакета документов на получение субсидии: диплома о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке), а также документов, подтверждающих прохождение краткосрочного обучения. Такое обучение ИП Г.Т.С. прошла только в 2017 году, в период действия заключенного с Департаментом экономики города Ростова-на-Дону договора № 146-с от 06.12.2016 о предоставлении субсидии на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности.

Таким образом, на момент предоставления пакета документов на получение субсидии получатель субсидии за счет средств из федерального бюджета ИП Г.Т.С. не соответствовала требованиям, предъявляемым к получателю субсидии, определенным п. 6.1.1. раздела VI. приказа Минэкономразвития РФ от 25.03. 2015 № 167, а, следовательно, не отвечала условиям ее предоставления.

Утверждение заявителя о том, что в действиях ФИО1, как должностного лица, отсутствует событие и состав вменённого административного правонарушения, поскольку она действовала в строгом соответствии с постановлением Администрации г. Ростова-на-Дону от 07.07.2016 № 915 «Об утверждении Положения о порядке предоставления субсидии вновь созданным субъектам малого предпринимательства на возмещение части затрат, связанных с приобретением и созданием основных средств и началом предпринимательской деятельности», отклоняется.

В Постановлении № 915 от 07.07.2016 действительно отсутствует указание на необходимость предоставления кандидатом на получение субсидии документов, подтверждающих наличие у него высшего юридического и (или) экономического образования, а также документов подтверждающих прохождение краткосрочного обучения.

Между тем, в Приказе Минэкономразвития России от 25.03.2015 № 167 среди условий конкурсного отбора субъектов Российской Федерации, бюджетам которых предоставляются субсидии из федерального бюджета на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, указано на необходимость прохождения претендентом краткосрочного обучения, наличие бизнес-проекта, а также наличие диплома о высшем юридическом и (или) экономическом образовании (профильной переподготовке).

Полагаю, что ФИО1, как должностное лицо, установив наличие коллизии приведённых выше нормативных актов, принимая во внимание, что субсидирование осуществляется из средств федерального бюджета, должна была обратиться за разъяснениями в вышестоящий орган и руководствоваться нормативным актом федерального значения.

Доводы, которыми аргументирована жалоба, сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки судьей первой инстанции, а также к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела и представленных по делу доказательств, произведенной судом в соответствии с положениями ст. 26.11 КоАП РФ. Между тем, несогласие с оценкой конкретных обстоятельств не может служить основанием для отмены вынесенного по делу постановления.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 ноября 2017 года, в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах обжалуемый судебный акт о привлечении ФИО1 к административной ответственности сомнений в своей законности не вызывают, оснований для его отмены или изменения не усматривается.

Административное наказание назначено ФИО1 с учетом обстоятельств и характера совершенного административного правонарушения, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ.

Порядок привлечения к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности, не нарушен.

Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ, не нарушен.

Оснований для отмены постановления судьи по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,

решил :

постановление судьи Советского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21 ноября 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ в отношении должностного лица – директора Департамента экономики города Ростова-на-Дону ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Судья