ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 7.1-141/2022 от 15.03.2022 Ростовского областного суда (Ростовская область)

61RS0022-01-2021-011999-97

Судья: Ерошенко Е.В. № 7.1-141/2022

Р Е Ш Е Н И Е

15 марта 2022 года г. Ростов-на-Дону

Судья Ростовского областного суда Худякова И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО1 – Бабышевой М.С. на постановление судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО научно-производственное предприятие «Донпроектреставрация» ФИО1,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 ноября 2021 года директора ООО научно-производственное предприятие «Донпроектреставрация» ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.

В жалобе, поданной в Ростовский областной суд, защитник ФИО1 - Бабышева М.С. ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления судьи и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности. В обоснование жалобы ее автор ссылается на то, что поскольку работы по муниципальному контракту были завершены 30 ноября 2019 года, то итоговой датой представления отчетности являлось 15 апреля 2020 года, в силу чего срок давности истек в апреле 2021 года.

В судебном заседании защитник ФИО1 - Бабышева М.С. доводы жалобы поддержала.

Должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, ... возражала против отмены вынесенного судьей постановления, считая его законным и обоснованным, представив письменное обоснование своей позиции.

Судья областного суда, проверив материалы дела, ознакомившись с доводами жалобы, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, приходит к следующему выводу.

Частью 1 ст. 7.13 КоАП РФ установлено, что нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до двухсот тысяч рублей.

Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), а также принимаемыми в соответствии с ним в пределах компетенции субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (п. 1).

После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия (п. 7).

Как усматривается из материалов настоящего дела и установлено судьей городского суда, комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области 30 июля 2021 года проведена внеплановая документарная проверка в отношении ООО «Научно-производственное предприятие «Донпроектреставрация», осуществляющего научное руководство и авторский надзор за проведение работ по сохранению объекта культурного наследия регионального значения «Октябрьская площадь (б. Соборная)», расположенного по адресу: <...> между ул. Петровской – ул. Александровской и пер. Украинским – пер. Добролюбовским, состоящего на государственной охране на основании решения малого Совета Ростовского областного Совета народных депутатов от 18.11.1992 года № 301 «О принятии на государственную охрану памятников истории и культуры в Ростовской области».

Комитетом по охране объектов культурного наследия Ростовской области подрядной организации ООО «Ремонтно-эксплутационное предприятие «Профессионал» выдано разрешение от 16 сентября 2019 года на проведение работ по сохранению (приспособлению для современного использования (благоустройству территории площади) объекта культурного наследия «Октябрьская площадь (б. Соборная)», получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы. Срок окончания работ в соответствии с выданным разрешением 30 ноября 2019 года, однако, ООО «Научно-производственное предприятие «Донпроектреставрация» по состоянию на 30 июля 2021 года отчетная документация в комитет не представлена, приемка работ не осуществлена, акт приемки выполненных работ не выдан, что является нарушением требований п. 7 ст. 45 Федерального закона N 73-ФЗ.

Таким образом, должностное лицо пришло к выводу, что директором ООО научно-производственное предприятие «Донпроектреставрация» ФИО1 не представлена отчетная документация в адрес комитета в установленный законом срок. Приведенные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении указанного должностного лица Общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 КоАП РФ.

Вывод судьи о том, что директор ООО научно-производственное предприятие «Донпроектреставрация» ФИО1 является лицом, на которое в соответствии с требованиями закона возложена обязанность по сохранению объекта культурного значения, нахожу сделанным на основании представленных доказательств по делу, оцененных в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.8 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", составляет три месяца.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

При этом согласно части 2 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Согласно приведенной выше диспозиции статьи 9.8 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает за неисполнение обязанности по представлению сведений (информации, документов), выражающейся в бездействии, либо за сам факт представления сведений (информации, документов) за пределами установленных законодательством сроков, то есть за ненадлежащее выполнение предусмотренной законом обязанности.

При этом неисполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному представлению сведений (информации, документов). В первом случае административная ответственность наступает в связи с неисполнением обязанности, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с представлением сведений (информации, документов) за пределами срока, установленного законом.

Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.05.2019 N 5-АД19-21 и от 13.05.2019 N 5-АД19-23.

Таким образом, противоправное деяние, выразившееся в несвоевременном представлении информации, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных к прекращению противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 9.8 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", за несвоевременное представление сведений (информации, документов) начинает исчисляться с даты, когда представлены эти сведения (информация, документы).

Следовательно, в данном случае обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении, имели место 24.07.2019 - день, когда исполняющему обязанности директора учреждения ФИО2 вменено несвоевременное представление в минимущество Ростовской области сведений, указанных в пункте 2.12 Положения об учете государственного имущества Ростовской области.

Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.8 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях", начал исчисляться 24.07.2019 и на дату рассмотрения мировым судьей дела и вынесения постановления 12.09.2019 г. не истек.

Содержащийся в обжалуемых судебных актах вывод о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного названной нормой, в данном случае подлежит исчислению со дня, следующего за днем, когда привлекаемому к административной ответственности лицу вменено невыполнение предусмотренной правовым актом обязанности к установленному сроку, и на дату разрешения дела мировым судей истек, является неправильным.

Доводы жалобы о том, что постановление вынесено по истечении срока давности привлечения к административной ответственности, несостоятельны.

Согласно положениям ч.ч. 1 - 2 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, при длящемся административном правонарушении указанный срок начинает исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

При этом согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

Согласно приведенной выше диспозиции ч. 1 ст. 7.13 предусмотренная данной нормой административная ответственность наступает за нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, нарушение режима использования земель в границах территорий объектов культурного наследия либо несоблюдение ограничений, установленных в границах зон охраны объектов культурного наследия, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, то есть за ненадлежащее выполнение предусмотренной законом обязанности.

При этом неисполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному представлению сведений (информации, документов). В первом случае административная ответственность наступает в связи с неисполнением обязанности, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока. Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с представлением сведений (информации, документов) за пределами срока, установленного законом.

Данный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.05.2019 N 5-АД19-21 и от 13.05.2019 N 5-АД19-23.

Таким образом, противоправное деяние, выразившееся в несвоевременном представлении информации, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается вследствие действий допустившего его лица, направленных к прекращению противоправного деяния, или наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, за несвоевременное представление сведений (информации, документов) начинает исчисляться с даты, когда представлены эти сведения (информация, документы).

В данном случае правонарушение является длящимся, так как обязанность по сохранению объекта культурного наследия должна исполняться его собственником на протяжении всего срока эксплуатации такого объекта, независимо от сроков выполнения работ по сохранению объекта, установленных в акте технического состояния объекта культурного наследия, оно было выявлено 30 июля 2021 года, поэтому постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

Административное наказание назначено судьей в пределах санкции ч. 1 ст. 7.13 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ, с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления судьи, по делу не имеется.

Руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление судьи Таганрогского городского суда Ростовской области от 26 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО научно-производственное предприятие «Донпроектреставрация» ФИО1 – оставить без изменения, жалобу защитника ФИО1 по доверенности Бабышевой М.С. – без удовлетворения.

Судья: